«НАРОДНЫЕ ИГРИЩА» (русские народные хороводные и подвижные игры)
проект (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«НАРОДНЫЕ ИГРИЩА»
(русские народные хороводные
и подвижные игры)
Музыкальный руководитель
Проховцева Елена Владимировна
2023-2024гг.
Актуальность.
Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.
Русские народные игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности.
Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений), совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а русские народные игры с пением еще и музыкальны.
Четкой классификации русских народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:
1.Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера
("Ловишки", "Горелки","Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);
2.Обрядовые (календарные) игры имели связь с народным
сельскохозяйственным календарем.
("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);
3.По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой
( "Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко");
4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков
("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);
5.С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру
("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется", "Сижу на камешке");
6.Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия
("Заинька", походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").
7.Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент
("Сорока-сорока", "Ладушки", ""Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.)
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Вид проекта: творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (12 месяцев),
Участники проекта:
- музыкальный руководитель,
- воспитатели,
- дети средней, старшей и подготовительной группы.
Цель проекта: Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народного игрового фольклора.
Задачи:
- Познакомить детей с русскими народными хороводными и подвижными играми.
- Развивать познавательные способности детей через представление о традициях, обычаях, искусстве русского народа.
- Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку.
- Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию.
- Воспитывать патриотические чувства, смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля.
- Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.
- Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.
- Способствовать внедрению хороводных и подвижных народных игр в праздники, режимные моменты, образовательную и самостоятельную деятельность.
Формы реализации проекта:
1.Праздничные гуляния (календарные народные праздники)
- Игры-забавы (прогулка, режимные моменты)
- Творческая мастерская (изготовление атрибутов к играм)
- Самостоятельная деятельность детей.
- Семейные Игрища.
Ожидаемые результаты:
- У детей разовьются музыкальные, речевые и двигательные навыки.
- Сформируются доброжелательное отношение друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные и подвижные игры.
- Дети узнают древние традиции и обычаи, связанными с хороводными и подвижными играми.
- Сформируется живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- У детей произойдет накопление игрового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными видами игр.
Материально - технические ресурсы:
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов;
- составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные);
- составление картотеки - считалок, закличек;
- создание условий для проведения мероприятия
(оформление зала, атрибутов, подбор костюмов).
Этапы реализации проекта «Народные игрища»
Этап | Сроки реализации |
Содержание работы |
Планируемые результаты |
Подготовительный |
Сентябрь 2023 | Подборка необходимой литературы, конспектов бесед, иллюстраций, атрибутов для игр, создание картотеки хороводных игр, создание оптимальных условий для реализации проекта. | Конспекты бесед, атрибуты к играм, картотека хороводных и подвижных игр, |
Содержательный |
Октябрь 2023 май 2024 | Проведение бесед-практик, разучивание движений и текстов хороводных игр, организация досугов, Развлечений с использованием игрового фольклора. | Приобретение детьми знаний, умений и навыков в хороводных играх. Вызвать желание детей играть в эти игры в повседневной жизни не только в детском саду, но и дома с родителями и друзьями. |
Итоговый обобщающий |
Октябрь 2023
Май 2024 |
Итоговые мероприятия по плану музыкального руководителя | Вызвать желание у детей и родителей самостоятельно пополнять свои знания в направлении изучения народных хороводных и подвижных игр. |
Календарный план по реализации проекта « Народные игрища» |
| ||||||
|
Этапы |
Сроки |
Содержание работы и сроки реализации |
Планируемые результаты |
| ||
Подгото витель ный |
Сентябрь 2023
| Знакомство с содержанием проекта педагогов, работающих с детьми, обсуждение содержания и степени участия специалистов. | Распределение педагогической работы по реализации проекта |
| |||
Изучение дидактических материалов, художественной литературы и практики других педагогических работников по приобщению детей к народным хороводным играм, разработка календарного плана. | Обзор литературы, опыта работы по приобщению дошкольников к хороводным и подвижным играм.
Календарный план |
| |||||
Подготовка материальной базы по реализации проекта. | Материальная база - аудиозаписи, видеозаписи, атрибуты и декорации. | ||||||
Мотивирование детей на реализацию проекта. | Дети проявят интерес к проекту | ||||||
Содержа
тельный | Октябрь 2023 | « Осенние игрища» Дать детям понятие, что такое игровой хоровод. | Дети узнают, что такое игровой хоровод, познакомятся со структурой и правилами русских хороводных игр в доступной для их возраста форме. Развитие координации и речи с движением. | ||||
Старшая гр. | Подг. гр. | ||||||
«Здравствуй, как дела». «Дед Мазай» «Сиди, Яша» «Ворон» | «Грушка» «Бабушка Маланья» «Хозяйка да работники» «Огородник» | ||||||
Игротека «Игры октября»
| Самостоятельная деятельность. | ||||||
Ноябрь 2023 | «Капустные посиделки» Познакомить детей с играми тематической направленности | Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, | |||||
Старшая гр. | Подг. Гр. | ||||||
|
|
|
| «Капустка моя» «Тетера» «Аленький цветочек» «Чурилки» | «Капуста» «Подушечка» «Дударь». «Горшки»
| передача знаний своим друзьям. | ||||
Игротека «Игры ноября» | Самостоятельная деятельность | ||||||||
Содержательный |
Декабрь 2023
| «Здравствуй, гостья зима» Овладеть игровыми хороводами по теме Зима | Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, передача знаний своим друзьям | ||||||
Старшая гр. |
Подг.гр | ||||||||
«Метелица» «Мороз-красный нос» «Снежная баба» «Зимушка-зима» | «Как на тоненький ледок» «Мороз» «Зима и дети»
|
|
| ||||||
Игротека «Игры декабря»
| Закрепление знакомых хороводов и игр по желанию детей | ||||||||
Январь 2024
| « Рождество» «Колядки» Знакомство с рождественскими хороводами и подвижными играми.Колядками.Закличками. | Координация речи с движением, развитие двигательной подражательности, обогащение словаря, развитие чувство ритма, работа над слоговой структурой. | |||||||
Старшая гр. | Подг. Гр. | ||||||||
«Сею, вею снежок» «Мороз» «Ты, катись, снежок» | «Сею,вею..» «Льдинки, ветер и мороз» «Каблучок» | ||||||||
Игротека «Игры января» | Закрепление знакомых хороводов и игр по желанию детей | ||||||||
Февраль 2024
| «Масленичные игрища» Знакомство с традициями Масленицы, обрядовые игры и хороводы.
|
Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, передача знаний своим друзьям.
| |||||||
Старшая гр.
|
| Подг. Гр.
| |||||||
|
| ||||||||
|
|
|
|
| «Шел козел по лесу» «Блинок» «Масленичный платочек» | « Звонарь» « Вьюны» «Кривой петух» «Пирог»
|
|
Игротека «Игры февраля» | Самостоятельная деятельность | ||||
Март2024
| « Весна идет, весне дорогу» Знакомство с хороводами и играми весенней направленности | Закрепление знаний детей о приметах и признаках Весны. Координация речи, движения. Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, передача знаний своим друзьям. | |||
Старшая гр. | Подг. Гр. | ||||
«Игра с солнцем» «Матушка Весна» «Водица» «Воевода» «Ай, гу-гу»
| «Родничок» «Заря-заряница» «Как под наши ворота» «Солнышко, ярче грей» | ||||
Игротека «Игры марта»
| Самостоятельная деятельность | ||||
|
Апрель 2024 | « Птичий базар» Разучивание игр и хороводов о птицах.
| Закрепление знаний детей о перелетных птицах. | ||
Старшая гр. | Подг. Гр. | ||||
«Жаворонок» « Кукушка» «Дятел» «В сыром бору тропина»
| «Гнездышко» «Птицелов» «Лебедушка» «Селезеньи утица»
| Координация речи, движения.
| |||
Игротека «Игры апреля» | Самостоятельная деятельность | ||||
Май 2024 | «Что мы делаем не скажем, что мы делаем покажем» Знакомство с играми и хороводами бытовой направленности
| Координация речи с движением, развитие двигательной подражательности, обогащение словаря, | |||
|
|
|
| Старшая гр. | Подг.гр. | развитие чувство ритма, работа над слоговой структурой. |
«На горе то лен» «Ткачиха» «Никанориха» «Редя» | «Мак, маковочек» «Челнок» «Пахари и жнецы» «Кострома» | ||||
|
Игротека «Игры мая» | Закрепление знакомых хороводов и игр по желанию детей | |||
|
Август июнь | «Веселись детвора, начинается игра» Разучивание игр и хороводов природной и сезонной направленности «Березка» «Батюшка медведь» «Стадо» «Пчелки золотые» «Веночек» «Пчелки и ласточка» «Огородник и воробей» «Дедушка Водяной» «Бодливая корова» «Барашек» «Скок-поскок,молодой дроздок» «Аист и лягушки» «Здравствуй,дедушка Прокоп» |
Знание детьми слов и движений игры, использование в повседневной жизни, передача знаний своим друзьям. Развитие ловкости, внимания, сообразительности, взаимовыручки и взаимопомощи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Народные детские подвижные игры» в старшей группе
В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с ос...
Презентация "Народные календарные подвижные игры"
Народные подвижные игры разнообразны, они требуют много движения, дают массу физических навыков и умений, развивая у детей ловкость, меткость, быстроту и силу.Неоценимым ...
Проект "Народные детские подвижные игры"
Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа чере подвижную игру....
К ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА.
История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной ку...
Народные национальные подвижные игры
В данной статье рассказывается о методике проведения народных национальных подвижных игр....
Сценарий спортивного развлечения "Русские народные и подвижные игры"
Сценарий спортивного развлечения "Русские народные и подвижные игры" с детьми старшей и подготовительной групп...
Буклет "НАРОДНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ"
На протяжении многих столетий русские народные игры были частью, как повседневной жизни, так и главным весельем в праздниках и гуляньях....