Анкетирование как метод работы с семьёй
консультация
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_anketirovanie.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкетирование как метод работы с семьёй
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка.
Изучение семьи требует использование совокупности различных методов. Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.
Существуют коллективные и индивидуальные формы работы.
Причём индивидуальные формы работы являются наиболее приемлемыми для большинства родителей (индивидуальные консультации, беседы, анкетирование. тестирование).
- В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса с родителями
– заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте).
- Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».
Требования к составлению анкеты:
- помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд педагога;
- разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
- вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
- обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
- анкета должна быть компактной;
- структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
- располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
- формулировать вопросы предельно конкретно;
- каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
- использовать при оформлении анкеты достаточно крупный шрифт, оставлять место для ответов родителей;
- данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.
Достоинства метода анкетирования:
- получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
- компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
- позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
- предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
- простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования:
- риск несамостоятельности ответов родителей;
- возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);
- часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
- трудно собирать анкеты.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования можно узнать
состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а воспитатель эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в
эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Анкета для родителей по вопросам приобщения детей к чтению
Уважаемые родители!
Для того чтобы определить, насколько Ваш ребенок приобщен к чтению, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, просим ответить на вопросы данной анкеты.
- Как Вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
- Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
- да;
- нет.
- Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?
- да;
- нет.
- Есть ли у вас дома библиотека и что она собой представляет?
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф;
- стеллажи с книгами;
- (другое)
- Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да;
- нет.
- Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
- Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего
ребенка:
- Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
- Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда.
- Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет;
- не знаю.
- Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
- Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да;
- нет;
- не знаю.
- Выписываете ли вы детские журналы?
Какие?
- Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставках в коридорах дошкольного образовательного учреждения:
- да, там содержится много материала для бесед с ребенком;
- да, иногда;
- на это совсем нет времени;
- нет, никогда.
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей по вопросам трудового воспитания в семье
Уважаемые родители!
Каждый из вас хотел бы, чтобы ребенок вырос трудолюбивым. Для эффективной организации трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении просим вас сообщить об имеющихся у ребенка трудовых навыках, его отношении к труду, а также трудовом воспитании в семье, ответив на вопросы данной анкеты.
- Фамилия и имя ребенка
- Какую группу посещает ребенок?
- Проявляет ли ребенок интерес к трудовым действиям?
- Любит ли выполнять трудовые поручения?
- Есть ли у вас возможность приобщать ребенка к труду на огороде?
- Помогает ли вам ребенок по дому, в работе на огороде?
- Нравится ли вам работать вместе с ребенком?
- Какими навыками работы по дому, на огороде владеет ваш ребенок (используя необходимые детские инструменты)?
- Планирует ли ребенок самостоятельно свою работу?
- Радуется ли результатам труда?
- Считаете ли вы необходимым организацию в ДОУ работы по трудовому воспитанию детей?
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
Уважаемые родители!
Как известно, начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения является сложным периодом, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы определить насколько комфортно чувствует себя ваш ребенок в детском саду, просим ответить на следующие вопросы.
- Укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка
- Посещал ли ваш ребенок до этого группу кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка?
- Сколько времени ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу?
- Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
- да;
- нет;
- скорее нет, чем да.
- С каким настроением ребенок идет в дошкольное образовательное учреждение?
- с хорошим;
- со слезами;
- по-разному;
- отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение.
- Нравятся ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает?
- да;
- не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями;
- скорее да, чем нет.
- Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?
- да, легче идет на контакт только с одним воспитателем;
- нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко,
- нет, общается одинаково трудно.
- Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?
- повышенную подвижность;
- стеснительность;
- обидчивость;
- упрямство;
- двуязычие;
- затрудняюсь ответить.
- Что изменилось в вашем ребенке за время посещения дошкольного образовательного учреждения?
- стал более самостоятельным, организованным;
- стал более общительным;
- стал скованным;
- чаще плачет, капризничает;
- ничего не изменилось.
- Придерживаетесь ли вы дома режима дня, организованного в дошкольном образовательном учреждении?
- да;
- нет;
- периодически.
- На ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Консультации каких специалистов вы хотели бы получить с целью повышения уровня психологического комфорта ребенка в дошкольном образовательном учреждении?
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- социальный педагог;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- медицинская сестра;
- другой специалист
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада"
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Важно заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и дет...
Анкетирование- как метод работы с семьёй
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различныхметодов.Распространенными методами изучения семейной микр...
Современные формы и методы работы с семьёй.
При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями необходимо соблюдать основные принципы:открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспита...
Активные методы работы с семьёй в детском саду
Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все...
Современные формы и методы работы с семьёй
Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного о...
Формы работы специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии Анкетирование как метод работы с семьей
Анкетирование как метод работы с семьей....
Формы и методы работы с семьёй
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повыш...