Анкетирование- как метод работы с семьёй
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различныхметодов.
Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.
Какие же формы работы с родителями использует логопед? Существуют коллективные и индивидуальные формы работы.
Причём индивидуальные формы работы являются наиболее приемлемыми для большинства родителей(индивидуальные консультации, беседы, анкетирование. тестирование) .
• В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса с родителями – заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте) .
• Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».
Требования к составлению анкеты:
· помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;
· разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
· вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
· обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
· анкета должна быть компактной;
· структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
· располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
· формулировать вопросы предельно конкретно;
· каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
· использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;
· данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.
Достоинства метода анкетирования:
· получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
· компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
· позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
· предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
· простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования:
· риск несамостоятельности ответов родителей;
· возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
· намеренно ложных ответов( спорные с точки зрения морали);
· часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
· трудно собирать анкеты.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodobedinenie.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкетирование- как метод работы с семьёй
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различныхметодов.
Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.
Какие же формы работы с родителями использует логопед? Существуют коллективные и индивидуальные формы работы.
Причём индивидуальные формы работы являются наиболее приемлемыми для большинства родителей(индивидуальные консультации, беседы, анкетирование. тестирование) .
• В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса с родителями – заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте) .
• Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».
Требования к составлению анкеты:
- помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;
- разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
- вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
- обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
- анкета должна быть компактной;
- структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
- располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
- формулировать вопросы предельно конкретно;
- каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
- использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;
- данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.
Достоинства метода анкетирования:
- получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
- компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
- позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
- предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
- простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования:
- риск несамостоятельности ответов родителей;
- возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
- намеренно ложных ответов( спорные с точки зрения морали);
- часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
- трудно собирать анкеты.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада"
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Важно заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и дет...
Современные формы и методы работы с семьёй.
При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями необходимо соблюдать основные принципы:открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспита...
Активные методы работы с семьёй в детском саду
Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все...
Современные формы и методы работы с семьёй
Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного о...
Формы работы специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии Анкетирование как метод работы с семьей
Анкетирование как метод работы с семьей....
Формы и методы работы с семьёй
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повыш...
Анкетирование как метод работы с семьёй
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка....