Программы ДО
рабочая программа
Образовательная программа ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
(МАДОУ № 83)
660012, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карамзина, 12а, т. 8(391)2002401
ОКПО 41934677ОГРН 1192468036320, ИНН/КПП 2464150666/246401001
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗА ЗДОРОВЬЕМ…»
г. Красноярск
2023
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….…3
Паспорт проекта…………………………………………………….....................................8
Перспективный план реализации проекта………………………………………..……..12
Календарно – тематический план реализации проекта………………………...……….16
Взаимодействие педагогов ДОУ по реализации проекта………………..……………25
Организация и формы взаимодействия с родителями……………...…………………..26
Диагностический инструментарий…………………….………………………………...29
Список литературы………………………………………………...…………………….32
Пояснительная записка
Здоровье детей – это будущее нашей страны, здоровье основных её институтов.
На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
Современные темпы развития общества предъявляют всё более высокие требования к физическому развитию человека, несмотря на то, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, поэтому одной из глобальных проблем дошкольного образования является воспитание здорового подрастающего поколения. В период дошкольного возраста идет становление функциональных систем организма, формируются характер, основные черты личности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни, именно на этом этапе необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня это направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: это «Конвенция о правах ребенка», закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», закон РФ «О физической культуре и спорте».
Несмотря на то, что совершенствованию средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста посвящено значительное число работ, ещё целый ряд методических проблем, касающихся оздоровления детей остаются не решенными.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Специалисты в области педагогики и психологии, изучающие физическое развитие дошкольников, подсчитали, что, если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная плодотворная работа, которую надо начинать еще с самого рождения. Так, неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя и для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Актуальность создания проекта по здоровьесбережению детей дошкольного возраста обусловлена социальным заказом общества к личности воспитанника дошкольной образовательной организации, физически подготовленного, устойчивого к неблагоприятным внешне средовым факторам, осознанно и бережно относящегося к своему здоровью. Значимость проблемы также подтверждается непреходящей ценностью здоровья, сохранение и укрепление которого зависит от позиции самого ребенка (его знаний, умений, действий) по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, от сформированности элементарных способов его ведения.
Основанием для разработки данного проекта, является и то, что мы проживаем в Сибири, богатейшем по запасам полезных ископаемых регионе России. Это обеспечивает экономическую стабильность всего региона, но, к огромному сожалению, является причиной колоссального загрязнения окружающей среды. Неблагоприятные экологические факторы (загрязнение воздуха, воды, почвы) пагубно влияют не только на особо уязвимый к их воздействию детский организм, но и в целом отражается на состоянии здоровья и качестве жизнедеятельности всего населения нашего края.
В соответствии с действующими российскими нормативными документами проживание в такой экологической ситуации приводит к следующим изменениям показателей здоровья детей: к высокой рождаемости детей с генетическими и наследственными заболеваниями, к увеличению общей заболеваемости, обострению хронических болезней, снижению иммунитета, т.е. ослаблению защитных сил организма к внешним факторам.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с II, III и IV группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, мы выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми. Перед педагогическим коллективом ДОУ возникли вопросы:
- Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
- Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
- Как развивать интерес учащихся к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?
- Как сделать привлекательным занятие физкультуры для всех детей?
- Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
Решение этих вопросов требует активного осмысленного отношения к формированию здорового образа жизни у детей, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья и воспитанию потребности к занятиям физической культурой и спортом.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Педагогический проект «За здоровьем» основан на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях:
- взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ,
- совместная деятельность педагогов с детьми и их родителями.
Сущность проекта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, интеграции образовательных областей, выбора современных форм, средств и методов.
Реализация практико-ориентированного проекта проводится в течение 2023-2024 учебного года и будет направлена на создание и апробацию условий формирования у детей дошкольного возраста интереса к занятиям физической культурой, ценностного отношения к здоровому образу жизни, сохранение, укрепление и гармоничное развитие физического и психического здоровья.
В ходе реализации проекта запланирована работа с воспитанниками, родителями, педагогами, а также, методическая работа в данном направлении. В группах, участниках проекта, ежемесячно будут проводится тематические «Дни здоровья», включающие разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями, по укреплению здоровья воспитанников и формированию привычки к здоровому образу жизни. В ДОО пройдут множество различных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, но самой эффективной и инновационной формой взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательной деятельности, мы считаем проектную деятельность.
Практическая значимость данного проекта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.
Паспорт проекта
1. | Наименование учреждения | муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» (МАДОУ № 83) |
2. | Название проекта | «За здоровьем» (проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста). |
3. | Авторы - составители проекта | Лазарева А.О. старший воспитатель Попова Е.С. зам по УВР |
Ответственные за внедрение и ведение проекта | Лазарева А.О. старший воспитатель Попова Е.С. зам по УВР Бахова Д.А инструктор по физической культуре Педагог психолог Буйнова Ольга Владимировна Воспитатели старшей группы «Зебрята» Воспитатель разновозрастной группы «Львята» Воспитатели подготовительной группы «Жирафики» | |
4. | Тип проекта | Долгосрочный (сентябрь 2023- май 2024) практико-ориентированный |
5. | Этапы реализации проекта | I этап - организационный (01.09. 2023– 01.10.2023). II этап - основной (01.10.2023 – 01.04.2024). III этап - заключительный (01.04.2024 - 31.05.2024). |
6. | Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги ДОУ. |
7. | Цель проекта | Создание условий для формирования у детей интереса к занятиям физической культурой и ценностного отношения к основам здорового образа жизни, направленным на сохранение, укрепление и гармоничное развитие физического и психического здоровья. |
8. | Задачи проекта |
- развитие физических качеств (скоростные, силовые, гибкости, выносливости и координации); - обогащение и накопление двигательного опыта детей (овладение основными видами движения); - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- формирование, в соответствии с возрастными особенностями, необходимых знаний, умений и навыков в области гигиены, физической культуры; - формирование у детей двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья; - формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и потребности в двигательной активности.
- достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств – выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений; - укрепление здоровья и физического развития путем применения средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно - двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы.
- развитие речевого и физиологического дыхания; - совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
- влияние на формирование чувства прекрасного; - способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию осанки, ловкости и уверенности в движениях; - создание условия для проявления положительных эмоций. |
9. | Принципы и подходы к реализации проекта |
|
10. | Обеспечение проекта | Оснащенность учебно-методическим обеспечением соответствует предъявляемым требованиями ФГОС ДО.
|
11. | Ожидаемый результат | - повышение интереса детей к основам ЗОЖ, организованной образовательной деятельности по физическому развитию, физическим упражнениям и спорту; - повышение родительской компетентности, интереса по сохранению и укреплению здоровья своих детей, как в ДОУ, так и в семье; - повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в сохранении и укреплении здоровья воспитанников. |
12. | Оценка результатов проекта | Диагностические мероприятия |
13. | Итоговый продукт | Картотеки по здоровьесбережению; Презентация: «Здоровьесберегающая деятельность в детском саду»; Тематические альбомы по ЗОЖ и спорту; Итоговое спортивное мероприятие «Ступени здоровья». |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА | |||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (01.09. 2023 – 01.10.2023). | |||
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Методическая работа |
1.Диагностика физического развития детей и выявление сформированности у них знаний и осознанного отношения к своему здоровью, с целью организации коррекционной и индивидуальной работы. 2.Проведение викторины для детей: «Мое здоровье». 3.Беседы- наблюдения с детьми по темам «Здоровья» и «Спорт».
4.Спортивное развлечение: «В стране веселых мячей». 5.Физкультурно-оздоровительные мероприятия по плану (НОД, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна). | 1. Планирование взаимодействия по физкультурно-оздоровительной работе с учителем – логопедом, муз. руководителем, воспитателями, мед. сестрой. 2. Обработка данных диагностики. Обсуждение результатов диагностики и анализ физического развития детей.
3.Разработка плана реализации совместной проектной деятельности с воспитателями, логопедами и музыкальным руководителем. 4.Подбор форм и методов оздоровления детей. 5. Обсуждение плана и подготовка оздоровительных мероприятий, физкультурных праздников и развлечений на учебный год. | 1. Тематическое родительское собрание «Растим здоровых детей». 2. Консультация для родителей «Формирование привычки к ЗОЖ в семье».
3. Информирование родителей об организации и реализации проекта по здоровьесбережению. «Здоровый ребенок – здоровое будущее». 4.Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни и спорт в семье». 5. Индивидуальные беседы с родителями воспитанников. 6. Оформление информационных стендов «Здоровьесберегающее пространство в ДОО и дома», памятки и буклеты для родителей по теме здоровья. 7. Участие в спортивном развлечении «В стране веселых мячей» | 1.Оформление нормативной документации. 2.Организация развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию. 3.Подбор материала, пособий и изучение методической литературы. 4.Изучение методических инновационных разработок, с целью использования для оптимизации физкультурно-оздоровительной работы. 5.Разработка перспективного планирования взаимодействия с детьми, педагогами и родителями воспитанников. 6.Подготовка к родительскому собранию. Разработка анкет, для родителей. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (01.10.2023 – 01.04.2024). | ||||
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Методическая работа | |
1.ООД по учебному плану:
2.Физкультурные занятия с использованием инновационных технологий стретчинг и фитбол. 3.Ежедневное проведение: (в соответствии с планом)
4.Регулярное проведение (в соответствии с планом):
5.Спортивные праздники, досуги и развлечения по плану; 6.Беседы с детьми «Что такое здоровье», «Как сохранить и укрепить свое здоровье» 7.Чтение художественной литературы о ЗОЖ и спорте: рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки; 8.Рассматривание альбомов, иллюстраций, плакатов по ЗОЖ; 9.Изготовление эмблем для спортивного праздника; 10.Просмотр мультфильмов и видеороликов по ЗОЖ детей; 11.Художественное творчество: рисование «Спорт – это жизнь», «Спортивная семья». 12. Участие в дистанционных Всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах. | 1.Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья:
2.Выступление на педагогическом совете с темой: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО» Рекомендации педагогам по подготовке детей к занятиям физкультурой. 3. Консультации для педагогов: Тема: «Формирование режима дня у детей старшего дошкольного возраста» Тема: Формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста по средствам физической культуры; Тема: Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики в ДОО 4.Фото - конкурс «Самая спортивная группа» | 1.Родительские собрания по плану; 2. Консультации для родителей:
3.Индивидуальные беседы с родителями воспитанников; 4.Оформление информационных стендов:
5.Памятки и буклеты для родителей по теме здоровья и спорта; 6.Участие родителей в спортивных праздниках и мероприятиях. 7. Привлечение родителей к изготовлению пособий и атрибутов для спортивных праздников. 8. Игра – презентация: Тема: «Здоровый образ жизни» 9. Создание в рамках ДОУ спортивного оздоровительного клуба «Здоровая семья» | Изучение методической литературы Организация и пополнение развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию; 2.Подготовка к родительским собраниям: 3.Подготовка к спортивным мероприятиям, развлечениям праздникам, изготовление атрибутов; 4. Оформление выставки «Зимние забавы в детском саду» 5.Организация фотоконкурса «Самая спортивная группа» | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (01.05.2024 - 31.05.2024). | ||||
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Методическая работа | |
1.Итоговая диагностика физического развития детей и выявление сформированности у них знаний и осознанного отношения к своему здоровью, с целью организации коррекционной и индивидуальной работы. 2.Проведение викторины для детей: «Спорт и виды спорта» 3.Проведение спортивного праздника: «Здоровый ребенок – здоровое будущее» 4.Физкультурно-оздоровительные мероприятия по плану (НОД, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна) | 1.Анализ результатов физического развития и сформированности знаний и осознанного отношения к своему здоровью воспитанников с педагогами группы. 2.Выступление педагогов по темам здоровьесбережения из опыта работы на педагогическом совете, семинарах в ДОУ и на районных методических объединениях для педагогов 3.Участие педагогов ДОУ в конкурсах по здоровьесбережению различного уровня. 4. Презентация проекта « Здоровый ребенок – здоровое будущее» на итоговом педагогическом совете. | 1.Итоговое родительское собрание. 2.Индивидуальные беседы с родителями воспитанников. 3.Оформление информационных стендов, памятки и буклеты для родителей по теме здоровья и спорта. 4. Участие родителей в спортивных праздниках и мероприятиях. 5.Итоговое анкетирование родителей по результатам проекта. | 1.Оформление результатов проекта. 2.Создание картотек здоровьесберегающих технологий:
| |
Итоговый продукт | ||||
«Пальчиковая гимнастика по лексическим темам», «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика».
«Мама папа я – спортивная семья», «Зимние забавы», «Режим дня дошкольника».
|
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Эффективность работы по здоровьесбережению в ДОУ зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда. Нами была составлена схема взаимодействия педагогического коллектива ДОУ в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста.
Схема взаимодействия педагогического коллектива ДОУ в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста
Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников
Анализ состояния воспитательно-образовательной и педагогической работы в условиях нашего ДОУ, а также знаний родителей о значении здоровьесбережения и здорового образа жизни, их отношения к указанной проблеме показал, что:
- большинство родителей имеет фрагментарные знания о здоровом образе жизни;
- уровень осведомленности семей в вопросах формирования, поддержания, укрепления здоровья и здоровом образе жизни невысокий, о чем свидетельствует и наличие затруднений при ответах на многие вопросы предложенной родителям анкеты;
- родители часто недостаточно внимательны к здоровью своих детей, что проявляется в наличии негативных типов поведения взрослых, в отсутствии организации свободного времени детей в условиях семьи и создания условий для выполнения важных для здоровья дошкольников режимных моментов;
- члены семьи испытывают потребность в достоверной информации о способах укрепления и поддержания здоровья, но используют полученные сведения с осторожностью и недостаточно активно;
- недостаточно учитывается влияние психического здоровья детей на полноценное развитие ребенка;
- наличие дефицита общения родителей с детьми делает невозможным для многих семей «выполнение функции психологического убежища».
В соответствии с вышеизложенным, мы особое внимание уделили организации тесного взаимодействия детского сада и семьи. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи работы с родителями:
- изучение интересов, мнений родителей;
- расширение форм, средств и методов работы с родителями;
- обеспечение пространства для сотрудничества родителей с детским садом, создание особой творческой атмосферы;
- привлечение родителей к активному участию в организации, планированию и контроле деятельности дошкольного учреждения.
Система взаимодействия педагога и родителей:
- совместное проведение родительских собраний;
- посещение занятий родителями;
- привлечение родителей к организации и участию в детских праздниках, спортивных соревнованиях.
Формы работы с родителями
Вид | Формы организации | Организатор деятельности |
1 | 2 | 3 |
Предварительная | 1. Анкетирование родителей. | Инструктор по физкультуре, воспитатели. |
2. Собеседование | Воспитатели, инструктор по физкультуре. | |
3. Наблюдение | Воспитатели, инструктор по физкультуре. | |
Просветительская | 1.Наглядная агитация (стенды, памятки, папки-передвижки с практическим материалом). | Инструктор по физической культуре, воспитатели, медсестра. |
2. Практические рекомендации по приобретению родителями валеологических знаний, профилактических умений и навыков (собрания и беседы, семинары-практикумы). | Медсестра, инструктор по физкультуре, воспитатели. | |
3. Показ открытых познавательных, оздоровительных, физкультурных, музыкальных занятий. | Педагоги ДОУ. | |
Интегративная | 1.Совместное обсуждение проблем (родительские собрания, круглые столы). | Педагоги ДОУ. |
2. Совместные мероприятия (спортивные праздники, участие в городских соревнованиях, конкурсах, туристические походы, театрализованные представления, концерты). | Педагоги ДОУ. | |
Индивидуальная | 1.Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей). | Воспитатели, инструктор по физической культуре, медсестра. |
2. Беседы с небольшой группой родителей. | ||
3. Индивидуальные беседы с родителями. |
Диагностический инструментарий
Мониторинг проводится по «Диагностике педагогического процесса в дошкольной образовательной организации», образовательная область «Физическое развитие» (автор-составитель Верещагина Н.В. (соответствует ФГОС ДО)).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года для проведения сравнительного анализа.
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария
педагогической диагностики в подготовительной к школе группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или, когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.
Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы.
Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены или сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»
Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная.
Образовательная область «Физическое развитие»
Инструктор ФИЗО группа
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать | Называет виды спорта, атрибуты видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами. | Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку | Умеет перестраиваться в 3—4 колонны, в 2—3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении | Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
2. «Физкультурные занятия в детском саду в подготовительной к школе группе» авт. Л. И. Пензулаева. Конспекты занятий (6+), Издательство «Мозаика- Синтез», Москва, 2012г.
3. «Оздоровительная гимнастика» (3-7 лет) авт. Л. И. Пензулаева, Издательство ВЛАДОС, Москва 2002г.
4. «Физическая культура в детском саду» авт. Л. И. Пензулаева. Система работы в подготовительной к школе группе, Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2012г.
5. «Сборник подвижных игр» авт. Э. Я. Степаненкова, Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2011г.
6. «Физическая культура – дошкольникам» Л. Д. Глазырина. - Владос, 2005г.
7. «Спортивные праздники и развлечения в детском саду»Старший дошкольный возраст В.Я.Лысова М.: АРКТИ, 1999г.
8. «Спортивные праздники в детском саду» С.Н. Сапего, М.: АСТ, 2009г.
9. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-7 лет» М.Ю. Картушина ТЦ СФЕРА, 2004г.
10. « Праздники здоровья для детей 6-7 лет» М.Ю. Картушина М.: ТЦ СФЕРА 2010г.
11. «Физкультурные праздники в детском саду» Т.Е.Харченко, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
12. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Д.В. Хухлаева М ПРОСВЕЩЕНИЕ,1976г.
13. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» С.С.Прищепа М.:ТЦ СФЕРА 2009г.
14. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева: М ПРОСВЕЩЕНИЕ,1978г.
15. «В дружбе со спортом», В.Г. Беззубцева, А.М. Ермошина М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008г.
16. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» А.П.Щербак, ИЦ ВЛАДОС, 1999г.
17. «Утренняя гимнастика в детском саду 5-7 лет» Т.Е.Харченко, М.: МАЗАЙКА-СИНТЕЗ 2007г.
18.Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! - СПб, 2001г.
19. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005г.
20. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.2003г.
21. Зайцев Г. «Правила на всю жизнь», Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2000г.
22. Новикова И.М. « Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников» М.-мазайка-Синтез,2010г.
23. Шорыгина Т.А. « Беседы о здоровье» Методическое пособие. М.:Т Сфера, 2004г.
24. Гаррел Спайк «Мое тело» издательства АСТ, 2013г.
25. Зайцев Г.У. «Уроки Мойдодыра» Детство - Пресс, 2006г.
26. Зайцев Г.У. «Уроки Мойдодыра» Детство - Пресс, 2006г.
27..Белая К.Ю. « Формирование основ безопасности у дошкольников», издательство Мозайка-Синтез, Москва, 2018г.
28.Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова « Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР- М «Издательство-СКРИПТОРИЙ, 2003г.
29. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» (пособие для логопедов)Гуманит. Изд. ВЛАДОС. 1999г.
30. Гомзяк О.С. «Говорим правильно 6-7лет Конспекты фронтальных занятий М.: Издательство ГНОМ», 2009г.
31. Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова « Развитие и коррекция речи детей 5-7лет»: Конспекты занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2016г.
Предварительный просмотр:
Детско - родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребёнок»
Пояснительная записка
Работа по созданию родительского клуба направлена на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения средствами физической культуры.
Актуальность данной работы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию и воспитанию детей, так как воспитание здорового ребенка одна из главных задач ДОУ и семьи. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями.
Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в родительских клубах. Участие родителей в работе клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения.
Родительские клубы помогают активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулировать детей и их родителей к поиску разнообразной информации.
Цель: пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи: объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольников; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по вопросам сбережения здоровья детей.
Организационные: составление плана работы клуба; выявить запросы родителей, мотивацию участия в работе клуба; определить изменение состава участников в работе клуба, путем анкетирования, опроса; наметить сроки деятельности клуба.
Познавательные: привлечь специалистов (учителя-логопеда, педиатра, педагога-психолога, медицинскую сестру) с целью формирования у родителей определенных представлений и практических умений в укреплении здоровья детей;
Направление.
Просветительское: предоставить родителям информацию для повышения психолого-медицинской культуры родителей в вопросах укрепления здоровья детей; приобщение их к физкультуре, спорту и активному отдыху на свежем воздухе.
Просветительско-действенное: повышать заинтересованность родителей в выполнении общего дела, для блага своих детей; способствовать к проявлению творческих возможностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного здоровья сбережения).
Ожидаемый результат:
1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования.
2. Систематизация знаний родителей по вопросам здорового образа жизни детей.
3. Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.
4. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Принципы.
Участвовать в работе клуба на добровольной основе; учитывать пожелания и предложения участников клуба, строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности.
Заседание проходит в группе детского сада. План работы составляется на один год, с возможными дальнейшими изменениями; встречи рационально проводить один раз в квартал, просветительскую работу планировать и проводить еженедельно. Членами клуба могут быть все члены семьи воспитанника.
Работа в клубе стимулировала родителей:
К поиску информации для создания семейных газет;
К распространению собственного опыта и изучению опыта других
родителей в вопросах оздоровления дошкольников;
К приобщению к активному отдыху, физкультуре во время развлечений,
походов и спортивных праздников.
Перспективный план работы клуба для родителей
«Здоровая семья»
месяц | Содержание работы |
Старшая группа | |
октябрь | Семинар на тему «Здоровье ребенка в ваших руках» 1.выступление медицинской сестры по теме «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста» 2.знакомство родителей совместно с детьми с гимнастикой для глаз. 3.повторение правил с детьми для сохранения глаз и зрения «Послушай и запомни» 4.памятки для родителей по профилактике нарушения зрения. |
январь | Семинар на тему: «Лекарственные растения» 1. беседа медицинской сестры о лекарственных растениях. 2.просмотр занятия «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» с использованием мультимедия. 3.методические рекомендации для родителей. 4.совместное выполнение с детьми массажа по А.Уманской. 5.памятки по проведению массажа. 6.приготовление витаминного чая. Чаепитие. |
апрель | Семинар по теме: «Как проводить закаливание детей дома». 1.выступление медицинской сестры «Виды закаливания в условиях ДОУ». 2.показ различных видов закаливания. 3. обмен опытом «Что мы делаем дома, чтобы не болеть» 4.методические рекомендации памятки для родителей. 5. просмотр занятия «Формирование привычки к здоровому образу жизни» |
Подготовительная группа | |
октябрь | Семинар по теме: «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни». 1.выставка спортивного инвентаря. 2.обмен опытом «Как прививать любовь ребенка к спорту». 3.выступление инструктора по физической культуре «Физическое развитие детей» 4.методические рекомендации для родителей. 5. соревнования «Веселые старты». |
январь | Семинар по теме: «О здоровье всерьез» 1.беседа врача – педиатра. 2.демонстрация манипуляций. 3. разминка с родителями. 4.беседа «Народные и нетрадиционные средства лечения простудных заболеваний» 5.спортивные соревнования. 6.чаепитие. 7.просмотр мультфильмов «Мойдодыр» и «Айболит» |
апрель | Семинар по теме: «Окружающая среда и здоровье ребенка» 1.игра «Колесо истории» (для родителей) 2.решение кроссворда «Азбука здоровья» 3.выступление педагога по теме «Безопасность и здоровье детей» 4. памятки для родителей. 5. составление коллажа совместно с родителями и детьми «Безопасность и здоровье». |
Перспективное планирование работы с родителями на год
срок | Формы работы |
сентябрь | Памятка «Закаливание детей в семье» Информация «Режим дня» Оформление уголка здоровья в родительском центре |
октябрь | Семейная газета «Лекарственные растения» Консультация «Овощи в питании детей» Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Пополнение развивающей среды «Нестандартное оборудование для занятий физкультурой» |
ноябрь | Лекторий «Дети говорят о своем здоровье» Консультация «Береги зубы смолоду» Пополнение информационной корзины «Русский народный лечебник» Практикум «Профилактика плоскостопия» |
декабрь | Семейная газета «Как стать неболейкой» Консультация «Ожег у ребенка» Фотовыставка «Если хочешь быть здоров, физкультурой занимайся» «Профилактика вирусных заболеваний» |
январь | Беседа «Если ребенок часто болеет» Информация «Можно ли детям сладости» Составление альбома «Советы Айболита» |
февраль | Консультация «Режим проветривания помещений» Беседа «Домашние животные в доме» Индивидуальные беседы с родителями об одежде дошкольников |
март | Семейная газета «Будь здоров малыш» Консультация «Ваш ребенок отравился» обсуждение вопросов поло-ролевого воспитания дошкольников «Сядем рядком да поговорим ладком» |
апрель | Папка передвижка «Будь здоров малыш» Развлечение «День здоровья» Консультация «Детская аллергия» Пополнение развивающей среды: скакалки, мячи, кегли и другой спортивный инвентарь Папка передвижка, «Какую пользу приносят растения» |
май | Рекомендации по просмотру мультипликационного фильма «Королевство зубной щетки» Консультация «Профилактика плоскостопия» Пополнение информационной корзины «Ароматерапия» |
июнь | распространение опыта семейного воспитания здоровых детей (на примере нескольких поколений) «Здоровая семья» Информация: «Закаливание в летний период года» Семейная газета «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Информация «Летний отдых» |
июль | Пополнение информационной корзины А.А. Одинец «Травник – золотая книга целителя» Папка – передвижка «Вода и дети» Информация «Зеленая аптека» Консультация «Осторожно: ягоды и грибы» |
август | Ширма «Летние забавы» Консультация «Тепловой удар» Дискуссия «Солнце приносит пользу или вред?» Пополнение информационной корзины «Энциклопедия здоровья» |
План проведения занятий в клубе.
- Теоретическая часть. Сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда и т.д.) по определенной теме занятия. Продолжительность- 15-20 минут.
- Практическая часть. Совместное выполнение с детьми какого-либо комплекса лечебно- профилактических упражнений в спортивном, тренажерном зале, в бассейне и т.д. Продолжительность – 35-40 минут.
- Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации. Продолжительность -3-5 минут.
Занятия в родительском клубе «Здоровая семья»
Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
1 часть. Выступление медицинской сестры.
Медсестра познакомила родителей с особенностями строения детской стопы, дала понятие продольном, поперечном и комбинированном плоскостопии, рассказала о причинах появления плоскостопия. Затем научила диагностике и профилактике плоскостопия. Детям и их родителям показали, как делать плантограмму, а затем предложили комплекс ЛФК при плоскостопии или для его предупреждения, особое внимание уделив самомассажу стоп.
2 часть. Демонстрация оборудования для профилактики плоскостопия с участием детей старшей группы «Б» (профилактических дорожек, массажных ковриков, мячей, массажеров для стоп и т.д.).
3 часть. Выдача родителям памяток по профилактике плоскостопия.
Тема: «Профилактика у детей дошкольного возраста нарушений зрения»
1 часть. Выступление медицинской сестры «Профилактика нарушения зрения».
2 часть. Знакомство родителей совместно с детьми с гимнастикой для глаз. В целях профилактики близорукости обучались самомассажу биологически активных точек на лице и гимнастике для шейного отдела позвоночника, работали по схеме зрительно-двигательных траекторий В.Базарного.
Повторение правил с детьми для сохранения глаза и зрения:
«Послушай и запомни»
- Не смотри телевизор более 1 часа в день;
- Находись от телевизора на расстоянии не менее 3 метров;
- Не читай лежа и при слабом освещении;
- При работе за письменным столом свет должен падать слева;
- Умывайся с мылом ежедневно;
- Не три глаза грязными руками.
3 часть. Родители получили памятки по профилактике нарушений зрения.
Учебно-тематический план
родительского клуба «Здоровая семья»
Сентябрь 2023
Родительская гостиная «О здоровье всерьёз»
1.Презентация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
2.Анкетирование родителей.
1. Одной из приоритетных задач детского сада является задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей…», формирование… ценностей здорового образа жизни». (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. )
Наше ДОУ оздоровление и воспитание ребенка ставит во главу угла. Укреплять и сохранять здоровье детей, прививать им основы здорового образа жизни - наша цель.
А основные задачи:
- прививать у детей привычку к здоровому образу жизни. Понимать, что каждый человек, прежде всего сам должен заботиться о своем здоровье, беречь его;
- развивать у детей двигательную активность. Поощрять инициативу детей в проведении самостоятельной двигательной активности;
- дать детям представление о закаливании, как одной из форм формирования здорового образа жизни;
- внедрять в работу по оздоровлению детей традиционные и нетрадиционные формы и методы оздоровительной работы. Формировать представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
План мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Обеспечение условий комфортной адаптации ребенка в детском саду.
Определение максимально допустимого объема образовательной нагрузки на ребенка, с учетом возраста детей в режиме ДОУ.
Формирование у детей привычки к ЗОЖ (гигиенические навыки, самообслуживание).
Организация двигательной активности
Утренняя гимнастика.
Физкультурные занятия.
Прогулка.
Специально организованные подвижные игры на прогулке.
Музыкальные занятия.
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня.
«День здоровья».
Спортивные праздники
Профилактические мероприятия.
Дыхательная гимнастика.
Использование фитонцидов (лук, чеснок).
Закаливающие мероприятия.
Воздушные ванны.
Прогулка на воздухе.
Гимнастика в постели, хождение по дорожке «Здоровья».
Коррекционная работа.
Профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия, осанки.
Профилактика зрения (использование комплексов коррекционных физминуток для нарушения зрения).
2. Анкета для родителей «О здоровье всерьёз»
1.Фамилия, имя, отчество
2.Что беспокоит Вас в состоянии здоровья Вашего ребёнка?
3. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
4. Причины болезни: недостаточное физическое воспитание в семье, недостаточное физическое воспитание в детском саду, наследственность, предрасположенность (подчеркнуть).
5. Какие виды закаливания Вы проводите с ребёнком в семье и считаете наиболее полезными?
6. Сколько времени проводит Ваш ребёнок на свежем воздухе в будни и в выходные?
7. Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?
8. Какие формы закаливания предлагаете проводить в детском саду?
9. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка:
облегчённая форма одежды на прогулке; облегчённая одежда в группе; обливание ног контрастной температуры водой; систематическое проветривание групп; хождение босиком; прогулка в любую погоду; интенсивное закаливание. (подчеркнуть)
10. Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?
11. Какая помощь в плане оздоровления нужна Вам в отношении Вашего ребёнка?
Ноябрь 2023
Брейн –ринг «Здоровое питание малыша»
1.Консультация «Витаминная азбука здоровья».
2.Обмен семейным опытом.
Консультация для родителей "Витаминная азбука здоровья"
Все самое ценное и полезное для правильного роста и развития наши малыши получают с продуктами питания. Однако не все родители знают, что такое правильное питание. А витаминное питание?
Все мы твердо знаем, что много витаминов находится в свежих овощах, фруктах, зелени, плодах, ягодах. Но только ли витамины растений жизненно необходимы для детей? Конечно, нет!
В продуктах животного происхождения находятся так называемые жирорастворимые витамины:
Витамин А существует в двух формах: ретинол и каротин, или провитамин А.
Где найти витамин А? Ретинол – только в животных продуктах (рыбий жир, печень, яйца, молоко). Источник каротина есть и в растительных продуктах (томатах, моркови, овощах, фруктах и ягодах желтого цвета). Перечисленные продукты лучше употреблять с маслом, сметаной или сливками. Из каротина в организме образуется ретинол. Тем не менее треть потребности в витамине А следует удовлетворять за счет продуктов животного происхождения.
Чем ценен витамин А?
● Сохраняет зрение, помогает в лечение его расстройств. Он повышает сопротивляемость организма к инфекциям дыхательных путей, а также сокращает длительность других заболеваний.
● Поддерживает хорошее состояние кожи и волос.
● Способствует росту и укреплению костей, здоровому состоянию зубов и десен.
Чем угрожает нехватка витамина?
Дефицит витамина А с большей вероятностью может развиться у детей от года до трех лет. Причина – недостаток этого витамина в пищевом рационе. Когда ребенка заканчивают кормить грудью, случается так, что в рационе малыша недостает этого витамина.
Признаки нехватки витамина А
● сухость кожи, покраснения и шелушения;
● повышенная восприимчивость к инфекциям;
● покраснение глаз, ощущение жжения, нарушение сумеречного зрения.
Если врач назначает вашему малышу препарат витамина А, надо точно соблюдать дозировку.
Если вы включите в недельное меню ребенка свежие яйца всмятку, блюда из печени, шпината и моркови, прибегать к добавкам не придется. Не беда, если продукты ребенок будет получать не каждый день, организм обладает способностью создавать небольшие запасы витамина А, которых хватит еще не на один день.
Витамин D
Витамин D – кальциферол или “витамин солнца”.
Даже совсем молоденькие мамы наслышаны об этом витамине и о рахите, который развивается при его недостатке.
Где найти витамин D?
Солнечные лучи взаимодействуют с жировыми веществами на коже, способствуя образованию этого витамина, который затем всасывается внутрь. Богаты кальциферолом и пищевые продукты (рыбий жир, сардины, сельдь, тунец, молоко).
Чем ценен витамин D?
● Помогает организму усваивать кальций и фосфор, необходимые для роста и укрепления костей и зубов.
● Действуя вместе с витаминами А и С, помогает в профилактике простудных заболеваний.
Чем угрожает нехватка витамина D?
Развитием рахита. Среди его ранних признаков – раздражительность, нарушения сна, потливость кожи на затылке и поредение волос в этой области, разрушение зубов, как бы “размягчение” костей с искривлением ног.
Лучшая профилактика рахита – дневные прогулки, солнечные ванны под тентом. Загрязненный воздух разрушает витамин D.
Кому нужно повышенное количество витамина D?
Городским малышам; детям, которым назначено лечение противосудорожными средствами.
Витамин Е
Состоит из нескольких соединений, которые называются токоферолами.
Где найти витамин Е? Из животных продуктов это яйца. Из растительных – проростки пшеницы, растительные масла, соевые бобы, брюссельская капуста, брокколи, шпинат, листовая зелень, цельное зерно и злаки. Чтобы витамин Е лучше усваивался, заправьте салат из листовой зелени или суп из шпината сметаной, кашу – маслом, дайте ребенку кусочек зернового хлеба с молоком. Такие продукты включайте в рацион ребенка ежедневно.
Чем угрожает нехватка витамина Е?
Разрушением красных кровяных клеток, развитием некоторых видов анемии (малокровия), ослабление мышечных волокон.
При использовании хлорированной водопроводной воды нужно давать малышу дополнительное количество пищевых продуктов, богатых витамином Е (хлопья из зародышей пшеницы, шпинат, растительные масла).
Витамин К
Это менадион, который образуется в кишечнике с помощью природных бактерий, которые там обитают. При дисбактериозе, когда количество полезных бактерий уменьшается, лучше специально позаботиться о том, чтобы в рационе были источники этого витамина.
Где найти витамин К?
Наиболее богаты менадионом листовые зеленые овощи, но только свежие, а не замороженные. Много витамина К в йогурте, люцерне, яичном желтке, соевом масле, рыбьем жире.
Чем ценен витамин К?
Способствует поддержанию нормальной свертываемости крови. Помогает предупредить кровотечения, особенно носовые.
Чем угрожает нехватка витамина К?
Следствием недостатка витамина может быть сильный понос. Народная медицина издавна применяла при любых поносах отвар кашки или корневища конского щавеля, произрастающего в средней полосе повсевместно. Отвар их соцветий содержит, кроме вяжущего вещества компоненты, губительно действующие на болезнетворные организмы, еще и витамин К.
Риск развития дефицита витамина К возникает, если малыша пришлось длительно лечить антибиотиками. В обычных условиях дефицит этого витамина – большая редкость.
Витамин F
Это насыщенные жирные кислоты (НЖК), которые жизненно необходимы вашему малышу. Главная из них – линолевая.
Где найти витамин F?
В грудном молоке. Его добавляют и в детские молочные смеси.
Также источниками этих витаминов могут служить растительные масла: из завязи пшеницы, льняное, соевое, подсолнечное, арахисовое. Богаты витамином семена подсолнечника, миндаль и арахис.
Дошкольнику вполне достаточно одной чайной ложки растительного масла в день. Очень полезно также добавлять дробленые орешки и семечки в кашу, пудинги и другие блюда.
Чем ценен витамин F?
Обеспечивает здоровое состояние кожи и волос.
Благотворно влияет на формирование и активность желез внутренней секреции. Облегчает доступ кальция к клеткам организма.
Чем угрожает нехватка НДК?
Ранние признаки дефицита незаменимых жирных кислот – это образование желтых жирных чешуек на коже волосистой части головы, ломкость и сухость волос.
Январь 2024
Родительская встреча «Здоровье ребёнка в наших руках»
1.Беседа «Условия здорового образа жизни в семье»
2.«Конверт дружеских вопросов».
1.Выступление воспитателя «Сотрудничество с семьёй в вопросах оздоровления дошкольников».
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, расширяют кругозор, формируют характер, в семье закладываются жизненные позиции.
Воспитание детей на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищённых родителей и детей, наблюдается социально – психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).
Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Сложившаяся ситуация требует совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Особенно эти положения ценны в работе дошкольного учреждения с приоритетным направлением в физкультурно - оздоровительной работе. Ведь создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за здоровье ребёнка.
Родители часто пренебрежительно относятся к спортивным мероприятия проводимым в детском саду: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа – гордость моя» и т. д., а ведь они имеют большую воспитательную ценность. Принимая участие в подобных мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Дети же получают огромную радость, видя, как их родители демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться. Семья получает заряд бодрости, хороший эмоциональный настрой, удовольствие от взаимного общения. Ведь не секрет, что очень важным фактором здоровья ребёнка является его эмоциональное благополучие и комфорт.
2. «Конверт дружеских вопросов».
Предлагается родителям разделиться на две группы, первая высказывает отрицательное мнение на заданные вопросы, вторая положительное.
Конверт дружеских вопросов.
- Устанавливаете ли Вы домашний режим дня ребёнка в соответствии с режимом дня в детском саду?
- Зависит ли, по Вашему мнению, здоровье ребёнка от образа жизни семьи?
- Считаете ли Вы необходимым закаливать ребёнка?
- Наносит ли вред ребёнку просмотр телевизора?
- Что полезнее ребёнку – сок или яблоко?
Март 2024
Консультация «Закаливание ребёнка в домашних условиях»
1.Выступление воспитателя
2.Фотовыставка «Закаляемся дома».
1.Выступление воспитателя.
Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?
- Создание проблемной ситуации для родителей: “Как Вы считаете, кто такой здоровый человек? Ответы родителей.
Итак, прежде всего, здоровый ребенок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств, проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и силен. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален. Это «портрет» идеально здорового ребенка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребенка заботиться о своем здоровье! Для этого нужно формировать навыки привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.
Воспитатель предлагает поиграть в игру "Неоконченные предложения”
- У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение. А предложение будет у нас одно для всех:
- “Мой ребёнок будет здоров, если будет…”.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать правила личной гигиены.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и во время питаться.
-А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом: “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?”. Ответы родителей.
Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка.
Некоторые правила закаливания ребенка
- Закаливающие процедуры окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех.
- Станьте примером для подражания.
- Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.
- Продолжительность процедур увеличивайте постепенно.
- Не допускайте переохлаждения ребенка.
- Процедуры должны проводиться систематически.
Если мы будем придерживаться основных правил закаливания ребенка в домашних условиях, мы сможем защитить ребенка от частых простуд и хронических заболеваний и плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.
Свое слово хочу закончить известной притчей.
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было…
Желаю всем, чтобы в каждом доме было место и Здоровью, и Богатству, и Любви! Все в наших руках, стоит только захотеть…
Май 2024
Круглый стол «Движение – это жизнь»
1.Консультация для родителей «Движение - основа здоровья».
2.Фотовыставка «Активный отдых – плюс нашему здоровью».
3.Обмен семейным опытом.
1. Консультация для родителей «Движение - основа здоровья».
Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.
Очень простые, нескучные советы родителям по проблеме: «Движение и здоровье»
Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.
Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.
Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.
Только говорить о значимости здоровья – это мало.
Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.
Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.
Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск.
Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.
Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.
Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.
Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет, не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски».
Из дома – на улицу, на природу.
Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.
Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.
Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно.
Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.
Уважаемые родители, помните, что правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием является залогом нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Вам, родителям остается следить лишь за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным.
Удачи вам в воспитании вашего ребёнка.
Форма подведения итогов работы клуба
Анкетирование родителей
1. Сколько раз Вы посетили занятия клуба «Крепыш»?
2. Что Вам понравилось больше всего?
3. Что на Ваш взгляд не хватает в клубных занятиях?
4. Выполняете ли Вы с ребенком те упражнения и игры, которым обучились?
5. Ваши предложения для работы клуба «Азбука здоровья».
6. На какую оценку Вы бы оценили работу клуба?
Предварительный просмотр:
4. Права и обязанности участников клуба:
4.1. Родители (или законные представители) имеют право на:
- получение квалифицированной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста;
- получение практической помощи в организации здорового образа жизни в домашних условиях;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом.
4.2. ДОУ имеет право:
- на изучение и распространение положительного опыта работы клуба;
- внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
4.3. ДОУ обязано:
- организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим дошкольного учреждения, и с учетом интересов и потребностей родителей;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
5. Документация:
5.1. Клуб «Здоровый ребенок- здоровое будущее» работает по утвержденному в начале года плану.
5.2. Заседание клуба оформляется протоколом. В книге протоколов фиксируются ход обсуждения вопросов, предложения.
5.3. Протоколы подписываются руководителем и секретарем клуба.
5.4. Нумерация протоколов ведется с начала учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...