НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД НА ТЕМУ: «РУССКИЕ БОГАТЫРИ»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные: определение былины; познакомить с произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»; учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.
Развивающие: развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, В.М.Васнецова, А.П.Бородина. Репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; разрезные картинки по сказкам А.С.Пушкина, презентация «Оружие богатыря», фрагменты из кинофильма «Илья Муромец», мультфильм «Илья Муромец» Иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Предварительная работа: чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич», чтение сказок А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пословицы и поговорки. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова, презентация «Былинный живописец», рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», слушание 2 симфонии Бородина А.П. «Богатырская»; иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов.
Лексическая работа:
Былина – русская эпическая песня о богатырях.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.
Палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.
Сказитель - Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки, играя на гуслях.
Кольчуга, булава, копье, щит, доспехи, шлем, лук, стрелы.
Ход занятия
Дети встают рядом с воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили на Руси.
-А, вот о ком мы поговорим с вами, вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка:
Ладно скроен, крепко сшит,
За землю русскую стоит.
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете
Одного напомню я – это Муромец Илья!
Дети: о богатырях, защитниках Земли Русской.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?
- Дорогу.
- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)
#1058;от герой, кто за Родину горой.
#1057;ам погибай, а товарища выручай
#1046;ить – Родине служить
#1057;частье Родины – дороже жизни
#1045;сли дружба велика, будет Родина крепка
Воспитатель: Молодцы. Дети, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин, сказок.
Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?
Дети. Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.
Воспитатель: Правильно. Былина – героическая песня о богатырях.
Создателем былин был народ.
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, кто рассказывал былины?
Дети: рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал былины?
Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.
(Включить слайд с изображением сказителя)
Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Воспитатель: Дети, предлагаю вам послушать и посмотреть, как сказители играют на гуслях.
(Дети садятся на стулья)
Сказитель так и говорил (звучат гусли):
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
(Просмотр – игра на гуслях )
Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?
Дети: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич»…
Воспитатель: Так кто же такие богатыри?
Дети. Защитники Родины.
Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?
Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугарин – Змеевич.
Воспитатель: Правильно, как с врагами земли русской, так и с темными силами.
Воспитатель: Давайте посмотрим фрагменты из фильма.
(Просмотр фрагмента из фильма «Илья Муромец»)
Воспитатель: Вот так богатыри защищали Земли Русские. Дети, скажите, какими должны быть богатыри?
Дети: мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными.
Воспитатель: А, сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.
ФИЗМИНУТКА
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Воспитатель: Молодцы. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве русских писателей, композиторов, художников.
Воспитатель: какие вы знаете сказки, героями которых были богатыри?
Дети: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре и, и о прекрасной царевне лебеди»
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Дети, вот следующее задание на внимание.
Предлагаю вам игру: «Собери картинку»
Найдите себе пару, подойдите к столам. Перед вами лежат конверты с картинкой, соберите ее. Молодцы.
Будьте внимательны, помогайте друг другу.
Воспитатель: Дети, картинки все собрали, молодцы. Посмотрите, какие картинки получились. Вы узнали, из какой сказки? А, теперь соберите в файлы и положите в коробочку.
Воспитатель: А, теперь предлагаю умом поразмяться и проведем состязание в смекалке по русским былинам и сказкам. (викторина)
#1063;ас обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
#1044;ень за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей.
2. Что за чудище такое,
Трёхголовое, большое,
Над землёй оно летит,
Жарким пламенем пыхтит?
(Дракон.)
3. … Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
#1057;вист соловьиный,
Взор орлиный -
Не зверь, не охотник,
А...
(соловей – разбойник)
#1045;лисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь, стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её”.
5. Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.
Ответ: Свист
#1042;етер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
;Ты, волна моя, волна!
Ты гуллива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько (выбрать)
Воспитатель: Молодцы.
(Дети садятся на стулья или около мольберта)
Воспитатель: Посмотрите на картину Скажите, пожалуйста, как она называется ?
Дети: Картина «Богатыри».
Воспитатель: Правильно. Кто автор картины?
Дети: Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто изображен на ней?
Дети: Три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович.
Воспитатель: Давайте послушаем, как создал образ богатыря композитор Александр Бородин.
(Показ портрета А.П.Бородина звучит музыка Бородина «Богатырская»)
Воспитатель: Композитор Александр Бородин написал симфонию. Послушайте. Называется она «Богатырская»
Воспитатель: Правильно. А, вы хотите узнать о жизни одного из них богатырей?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда садитесь на стулья и слушайте внимательно.
Просмотр мультфильма «Илья Муромец»
Воспитатель: Так какой же был Илья Муромец?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Вот, преграды покорились
Дальше в путь все пустились
(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри)
Предлагаю отгадать загадки, а отгадки появятся на экране:
#1056;убашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какое оружие богатырей вы еще можете назвать?..
Воспитатель: Вот и последнее задание:
Д/И «Собери богатыря в дорогу»
Вам нужно обвести карандашом только те предметы, которые необходимы богатырю. Будьте внимательны. Кто выполнит задание, подходите ко мне.
Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с заданием!
Наша беседа о русских богатырях подошла к концу.
Вам понравилось наше занятие? Что понравилось? Что узнали нового?
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы.
в помощь воспитателю...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Цель занятия – развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской»
МКУ «ЦИМО МОУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Конспект НОДпо нравственно-патриотическому воспитанию«Богатыри земли русск...
Перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы группе.
Перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы группе. ...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)
ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие направлено на формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа, о русских богатырях- защитниках земли русской.Расширя...