Университет педагогических знаний на тему «Уроки вежливости»: №1 «Добрый день!», №2 «Волшебные слова», №3 «О дружбе и рыцарстве».
план-конспект занятия

Подрешетникова Светлана Михайловна

учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_vezhlivosti.docx49.27 КБ

Предварительный просмотр:

Университет педагогических знаний на тему «Уроки вежливости»: №1 «Добрый день!», №2 «Волшебные слова», №3 «О дружбе и рыцарстве».

Воспитатель:

Подрешетникова С.М.

2023г.

Урок вежливости №1.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Подготовка

  1. Изготовить красочный конверт с письмом от Буратино.
  2. Сшитъ костюмы Незнайки, доброй феи, почтальона и Бармалея.
  3. Оформить альбом “Учите с детьми стихи о вежливости”.
  4. Оформить красочные приглашения:
    “Уважаемые (имена, отчества всех членов семьи)
    Будем очень рады видеть вашу семью на первом уроке вежливости “Учимся здороваться и прощаться”. За время, проведенное вместе со своим ребенком в сказке - игре, надеемся, что вы откроете для себя новые секреты в воспитании у детей культурного поведения и хороших манер”.
  5. Изготовить и оформить слова приветствия и прощания на веерах.

Приветствия

Прощания

Здравствуйте!

До свидания!

Доброе утро!

До встречи!

Добрый день!

Спокойной ночи!

Добрый вечер!

Всего хорошего!

  1. Приготовить декорации для сюжета: сказочный город и его обитатели, оформить группу плакатами и шарами со словами приветствий и прощаний.
  2. Выучить с детьми стихотворение Н. Красильникова “Доброе утро”.

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: - Доброе утро! 
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

  1. Сделать бинокли из цветной бумаги, спичечных коробков.
  2. На музыкальном занятии выучить с детьми песню “Что такое здравствуй?”
  3. Подготовить инсценировку стихотворения “Вежливая лошадь”.

Ход занятая

     Дети, вчера мы получили письмо от Буратино. Хотите узнать, о чем он пишет? Сейчас откроем конверт. А что-то он и не открывается.

     Входит почтальон. Ребята, я забыл вчера вас предупредить, что этот конверт не обычный, он волшебный, вы же знаете, что у Буратино есть волшебный ключик. Откроется конверт, и вы сможете прочитать письмо только тогда, когда ответите на три вопроса. У кого будет самый правильный, четкий, полный ответ, тот и сможет открыть его.

     Итак, первый вопрос: “Кого называют вежливым человеком?”

     Второй вопрос: “Что значит “вести себя культурно”?

     Третий вопрос: “Приходилось ли вам видеть вежливых людей: взрослых, детей? Когда? Хотите ли вы, дети, быть всегда вежливыми?”

     Кто же сможет открыть этот конверт? Чей ответ был самым интересным? (Дети отвечают.)

     Зачитывается текст письма.

“Дорогие ребята!

Я, Буратино, приглашаю вас в путешествие в город Вежливых. В этом городе вы узнаете много вежливых слов, научитесь совершать добрые поступки и сможете стать настоящими волшебниками. В городе Вежливых вас ждут чудеса и сюрприз, тайну которых я раскрыть не могу. Желаю вам счастливого пути, интересного путешествия. До свидания.

Ваш друг Буратино”.

     Дети! Вы согласны отправиться в путь? На чем поедем? На автобусе. Едем с песней “Мы едем, едем, едем”. (Выключается свет, создается полумрак с помощью настольной лампы, покрытой тканью.)

     Педагог: Ребята, мы уже подъезжаем к первой остановке. Она называется “Учимся здороваться и прощаться”. Скорее возьмите свои бинокли, но в них вы сможете увидеть все, что есть в этом сказочном городе, когда бинокли у вас станут волшебными. Для этого надо подойти к почтальону и коснуться биноклем конверта.

     Садитесь на места. Посмотрите в бинокли. Как интересно ведут себя звери, живущие на сахарной горе: они знают все правила приветствия. (Сюжеты картинок и ответы детей на вопрос: “Что вы видите?”).

     В этом городе все ведут себя вежливо: собаки раскланиваются друг перед другом при встрече, здороваясь, снимают перчатки, даже маленькие воробьишки приветливо здороваются с тетями воробьихами, а петух с утра до вечера приветствует всех прохожих на своем петушином языке: “Ку-ка-ре-ку”, что означает “здравствуйте”. Здесь никто не забывает говорить “до свидания”. Может потому, что попугай целый день кричит на весь город вежливые слова прощания: “До свидания, до встречи, всего хорошего”.

     Что больше всего удивило вас в этом городе?

     Под музыку входит волшебная фея Здрасте приветливо здоровается со всеми присутствующими детьми и взросльми.

     Вы знаете, кто я? Я - волшебная фея Здрасте. Закончила школу вежливых наук. Я рада видеть вас и готова выполнить все ваши желания. Сейчас я узнаю, о чем вы мечтаете (крутит зонтиком). Ясно.

     Вы хотите стать вежливыми, научиться правильно здороваться и прощаться. Я вам всем обещаю помочь. Но сначала хочу задать вопросы. Детям, которые будут давать на них точные и полные ответы, я подарю вот такие веера, а у кого окажется больше всех фишек - тот получит приз - мой веер (показывает).

     Какие слова можно сказать при встрече, приветствуя знакомых, взрослых или товарищей? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

     Что означает слово “здравствуйте”? (я желаю тебе здоровья). Как нужно приветствовать, здороваться? (Можно дать образцы приветствий: угрюмо, весело, бодро, тихо, грустно и т.д., а дети должны назвать, какое из приветствий будет правильным.)

Практикум.

     Алеша, поздоровайся со мной. Теперь Таня, Аня.

     Запомните, при встрече со знакомыми людьми нужно чуть замедлить шаг и, назвав их по имени, сказать “здравствуйте”. Если встретились утром, каким словом можно заменить? (Доброе утро.)

     Какие слова нужно сказать, прощаясь? (До свидания.) Какими словами можно заменить? (До встречи, всего хорошего, спокойной ночи.)

     А сейчас, когда я скажу: раз, два, три, “здравствуй” говори, - вы должны повернуться к товарищу, с которым сидите за одним столом, и вежливо, назвав его по имени, поздороваться.

     Вспомните при этом все правила: говорить, глядя в глаза, приветливо. Если вы поздороваетесь правильно, то ваш товарищ должен ответить вам улыбкой.

     Встаньте! Раз, два, три, “здравствуй” говори!

     Кому понравилось приветствие товарища, улыбнитесь.

     Раз, два, три, любое приветствие говори!

     Кому понравилось приветствие?

     Почему, Лена, тебе понравилось приветствие Коли? (спрашивает 2- Зх человек).

     Учимся прощаться. Раз, два, три, “до свидания” говори!

     Молодцы! Вижу по вашим лицам, что слова “до свидания”, сказанные вами вежливо, подарили хорошее настроение.

     Раз, два, три, слова прощания говори!

     Какое из слов прощания сказал Саша своей соседке по столу? Как ты его сказал? Понравилось ли оно Юле? Почему?

     Дети! В этом сказочном городе все жители любят слушать песни. Вы знаете песню про вежливое слово “Здравствуй”. Исполните ее, пожалуйста. (Дети поют песню “Что такое здравствуй”.)

     А стихи вы знаете? (Дети читают стихи.)

Добрые слова

Добрые слова не лень 
Повторять мне целый день. 
Только выйду за ворота - 
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу -
“С добрым утром!” - я кричу. 
“Добрый день!” - кричу я вслед 
Всем идущим на обед. 
“Добрый вечер!” - так встречаю 
Всех, домой спешащих к чаю.

     Стихотворение “Вежливая лошадь” один ребенок читает, второй - инсценирует.

Вежливая лошадь

Очень вежливая лошадь 
Шла, кивая головой,
Поздоровалась со всеми, 
Поздоровалась со мной. 
Угостил ее печеньем, 
Постояли мы чуть-чуть, 
И вздохнула грустно лошадь -
Мол, пора и дальше в путь. 
На прощание кивнула -
И понятно все без слов. 
Эта лошадь мне сказала:
“До свидания! Будь здоров!”

     Стихотворение Красильникова “Доброе утро” читают хором.

     Физкультминутка (музыкальная).

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед).

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).

Побежали, побежали, зайчики, зайчики.

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажите “Здравствуйте!”

Девочки (здравствуйте).

Мальчики (здравствуйте).

     А сейчас я вам расскажу про одного мальчика, а вы скажете, почему его не считают культурным. (Инсценировка).

     При встрече со мной он жаловался: “С этими здоровканьями одни неприятности. Я, - говорит, - скоро нервным стану от них. Я на улице постоянно верчу головой, чтобы знакомых не пропустить. Как увижу, “Здрасте” кричу, а мне еще выговор делают: “До чего ты, Кеша, некультурный, просто ужас!” А однажды я увидела его: бежит Кеша, руки в карманах, шапка на носу, ноги консервную банку подталкивают. Увидев знакомых, Кеша завопил не то “Здрасте”, не то “Брысь” и помчался вперед.

     Почему приветствие Кеши не радовало знакомых, а огорчало?

     Стук в дверь. Входит Незнайка.

     Фея обращается к Незнайке: Незнайка, а ты как сюда попал?

     - Я хочу объяснить детям, как, где и с кем надо здороваться. Я ведь все знаю, правда, ребята? Задавайте мне любой вопрос.

     - Как ты думаешь. Незнайка, нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по группе, по двору?

     Незнайка: Встретил я товарища на улице, и что ж?

Прохожу я мимо молча. На плохого не похож?

     Фея: А как вы считаете, дети, прав ли Незнайка?

     Обобщение: В этом случае молчать,
Друзьям здоровья не желать?
При встрече со знакомыми не следует молчать, 
А весело и бодро “Здравствуй, друг”, - сказать.

     Как ты считаешь. Незнайка, кто при встрече должен первым здороваться, мальчик или девочка?

     Незнайка: Здороваться с девочками не следует совсем.
Воспитан я очень. Известно это всем.

     Фея: Согласны ли вы с ответом Незнайки?

     Обобщение: Должен быть вежливым мальчик всегда.
Девочке первым он скажет тогда 
Слово волшебное, доброе слово 
“Здравствуй” - что значит “Всегда будь здорова”.

     Физкультминутка: игра “Не собьюсь”.

     Если показывается красный кружок - говорите “Здравствуйте”, синий - “До свидания”.

     Фея: Да, Незнайка, согласись, неважно отвечал. Хорошо, дети тебе помогли. Послушай, как ребята будут отвечать. У меня для них в волшебном кармане фартука есть трудные вопросы.

     Слышны звуки трубы. Входит Бармалей.

     Ах, на трудные вопросы, говоришь, смогут ответить эти дети. Неправда, я, злой Бармалей, сделаю так, что вы не сможете ответить ни на один вопрос. Как дуну три раза в свою трубу, и вы все забудете.

     Фея задает вопросы (инсценировка ситуации):

1. Вы идете с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться?

2. На улице Олег увидел свою воспитательницу, которая разговаривала с незнакомой ему женщиной. Олег, проходя мимо них, вежливо сказал: “Здравствуйте, Ольга Ивановна”. Была ли допущена ошибка?

3. Представьте, что вы пришли к товарищу домой. Там знакомые и незнакомые ребята. Как должно прозвучать приветствие?

4. Как вы прощаетесь с товарищем, подругой, с которой вам предстоит сегодня еще встретиться?

     Бармалей: Что-то не помогла мне труба, может, сломалась или дети ей понравились, и, хоть вы ответили верно на все вопросы, все равно сделаю так, что вы будете забывать вежливо здороваться и прощаться. Знайте, что если вы забыли сказать “до свидания” или поздороваться, значит, это я так подшутил над вами. (Бросает окрашенные комочки ваты в детей.) В кого попал, тот точно уже ни за что никому не скажет “Здравствуйте”, а “До свидания” - тем более.

     Фея (таинственно): Ребята, я вам помогу. У меня есть волшебная вода, посмотрите, она необычного цвета. Кто опустит палец в эту воду, тот уже никогда не забудет вежливых слов прощания и приветствия.

(Фея предлагает каждому ребенку опустить в кувшин мизинец.)

А теперь проверим, помогла ли вам волшебная вода все вспомнить и всегда быть вежливыми? Закройте глаза. Кому попадет в руки кубик, тот отвечает на вопрос.

1. О каких вежливых словах вы узнали на этой остановке? Какие бывают слова приветствия, прощания?

2. В чем секрет волшебства этих слов?

3. Какое сегодня вежливое слово вы скажете, уходя из группы, как попрощаетесь с ребятами, со взрослыми, если я одна буду в группе из взрослых, а если с родителями и воспитателями, то как?

     А сейчас я хочу вам на прощание вручить вот такие веера. Они необычны, так как напомнят вам все слова приветствия и прощания. Покажите их друзьям, родителям, а можете подарить их тем из ваших знакомых, кто забывает здороваться или говорить “до свидания”.

     Всего вам доброго! Хорошего и спокойного вам вечера!

Урок вежливости №2

Волшебные слова.

  1. Подготовить письмо от Буратино и вложить в него аппликации солнышек, на лучах которых «волшебные» слова: спасибо, будьте добры, пожалуйста, извините, благодарю.
  2. Оформить приглашения родителям на занятие.
  3. Объявить конкурс кукол из рукавичек и перчаток (сказочные герои, звери).
  4. Сшить костюмы Мальвины, старика Хоттабыча.
  5. Изготовить с детьми бумажные самолетики, на крыльях которых написать «волшебные» слова: спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, прости(те), пожалуйста.
  6. Написать плакаты в родительский уголок:
  • «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают».
  • «Будьте добры» и «Будьте любезны»

Эти слова в разговоре полезны. С ними легко на прогулке и дома, будет приятно их слышать любому.

  1. Нарисовать картинки к игре с сюжетами, на которых «Ребенок поднимает оброненную вещь, подает стул, пропускает взрослого, мальчик уступает дорогу девочке».
  2. Прочитать рассказы: «Волшебное слово», «Три товарища», «Просто старушка» В. Осеевой. Подготовить инсценировку отрывок.
  3. Разучить с детьми игру «Вежливый ручеек».

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом и высоко поднимают сцепленные руки. Ребенок, оставшийся без пары, водит, то есть проходит под поднятыми руками, как по коридору, но прежде, чем выбирать, говорит одно вежливое слово. По пути он уводит за собой кого-нибудь из стоящих в паре и становится с ним позади всех. Оставшийся без пары игрок выходит к началу ручейка, тоже называет, не повторяясь, вежливое слово и идет выбирать пару.

  1. Составление рассказов на тему: «Каким я представляю себе сказочный город», «Волшебные слова».
  2. Изготовить с детьми бинокли, рупоры.

За день до занятия почтальон приносит в группу письмо и волшебный свисток от старика Хоттабыча. Педагог напоминает о подготовке к уроку вежливости «Волшебные слова» и просит детей принести кукол из рукавичек, с которыми они отправляются в путешествие, а также пригласить родителей на это интересное занятие.

Ход занятия

Педагог: Дети, вчера почтальон принес письмо. Что же пишет нам Буратино?

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Буратино. Я очень рад, что вы правильно здороваться и говорить «До свидания» знакомым, взрослым и товарищам. Злой Бармалей был удивлен и недоволен тем, что ему не удалось никого из детей превратить в невежд, забывающих волшебные слова. Вам, мои вежливые друзья, посылаю сюрпризы.»

Входит Мальвина: Здравствуйте, дети. Буратино просил меня вручить вам, самым вежливым, эти аппликации солнышек, на которых написано «Молодец». Почему вами восхищается Буратино? Вы знаете все слова приветствий и прощаний? Я хочу убедиться в этом.

Встаньте. Я взмахну цветком, а вы должны одновременно сказать любое приветствие, а теперь каждый по моему взмаху говорит одно слово приветствия.

Дети, вы хотите отправиться в путешествие в Волшебный город на самолете? Но чтобы путь в этот город был открыт, нужно ответить на вопросы: Какие «волшебные» слова вы знаете? Кто из вас больше всех назовет «волшебных» слов?( Педагог раздает фишки за правильные ответы).

Штурманом самолета будет ( имя ребенка, выбранного заранее детьми как самого вежливого в общении).

Стюардесса: Уважаемые пассажиры! Самолет готов доставить вас в чудесный город, который называется «Волшебные слова». Пристегните ремни, возьмите своих любимых сказочных героев и бинокли. Чтобы жители города знали, что к ним едут не только вежливые, но и дружные, веселые ребята, предлагаю вам исполнить песню «Что такое «Здравствуй»».

 Стюардесса: Мы приземляемся в городе «Волшебные слова». (звучит музыка). Приготовьте бинокли. Но вы ничего в них не увидите, если они не будут волшебными. Встаньте, прикоснитесь к волшебному зонту, и вы увидите жителей этого города. Они знают все вежливые слова.

Что вы услышали? (В записи звучат вежливые слова.) Что больше всего удивило в этом городе? Дети рассказывают по картинкам.(Слоненок подает стул Слонихе. Цыпленок подает оброненный платочек маме Курице. Котенок пропускает в дверь Кошку.)

Стук в дверь. Входит старик Хоттабыч.

- Вы знаете, кто я? Знаменитый волшебник старик Хоттабыч. Я- добрый волшебник, потому что моя волшебная палочка помогает мне вылечить детей, больных страшной болезнью бескультурья и невежества.

А сейчас я взмахну волшебной палочкой, скажу слова заклинания, и вы закроете глаза. После этого каждый из вас ответит на любой вопрос.

Вспомните рассказ «Волшебное слово» и скажите, какой секрет открыл Павлику старичок? Когда употребляется «волшебное» слово «спасибо», «пожалуйста»? Чей ряд больше назовет случаев применения этих слов? Вспомните, когда вам приходилось пользоваться этими словами. Помогли ли они вам?

Отпустите головы, закройте глаза, представьте себя на месте Павлика, и пусть каждый из вас сейчас подумает о том, как будет говорить вежливые слова, превращая их в волшебные.  

Старик Хоттабыч проводит игру:

Раз, два, три- «спасибо» говори.

Раз, два, три- «пожалуйста» говори.

Входит Мальвина (плачет).

Ст. Хоттабыч: Что случилось, Мальвина, чем ты расстроена?

Мальвина: Как же мне не расстраиваться, если я не встретилась с Буратино. Мне повстречался Карабас- Барабас и сказал, что не пропустит к нему, если я не отвечу на вопросы. А я так испугалась, что все забыла.

Ст. Хоттабыч: Что же эти за вопросы? Может, дети помогут?

Мальвина: Первый вопрос: Когда нужно говорить «извините»?(дети отвечают).

Ст. Хоттабыч: Я взмахну волшебной палочкой. Вы, дети, скажите «извини». Вот тебе, Мальвина, мой рупор, приложи к уху и слушай, как дети будут вежливо говорить это «волшебное» слово.

 Мальвина: Спасибо, дети. Но второй вопрос еще трудней. Можно ли вмешиваться, перебивая разговор, если нужно что-то спросить.

Педагог и старик Хоттабыч инсценируют беседу, предлагая Мальвине спросить у них ручку. Мальвина: «Я ведь знала, а сейчас все забыла». Дети, кто напомнит, с какими «волшебными» словами надо обратиться, перебивая разговор?

А если двое товарищей разговаривают, как обратиться третьему, если что-то надо спросить. (Дети инсценируют).

- Давайте еще раз скажем хором, чтобы Мальвина лучше запомнила эти слова.

Ст. Хоттабыч: А сейчас тебе, Мальвина, дети напомнят еще два «волшебных» слова. Дети, если я покажу красный кружок, вы хором говорите «спасибо», если – синий, то «пожалуйста» (в игре поочередно показывает синий и красный кружки, затем несколько раз один и тот же).

Входит Незнайка: Здравствуйте, мои друзья, здравствуйте, взрослые! А вы как сюда попали, ребята? Я-то совсем случайно оказался в этом Волшебном городе. Мне так не хотелось, чтобы жители этого города узнали, что я Незнайка. Но они тут же догадались, кто я. Почему? Я ведь все я «волшебные» слова знаю, но меня почему-то в одном детском саду назвали невеждой. А было дело так. Я выходил на улицу и в дверях столкнулся с незнакомой женщиной, наверное, мамой кого-то из ребят. Я поздоровался и прошел, как всегда, первым. А она повернулась и сказала: «Какой не воспитанный мальчик!» Ну вот скажите, как тут не обижаться? Ведь я поздоровался, а она?

Ст. Хоттабыч: Как вы думаете, дети, какое правило забыл Незнайка? Как правильно уступить дорогу, ты знаешь, Незнайка?

Незнайка: Я понял. Надо молча отойти и придержать дверь.

Ст. Хоттабыч: Дети, что нужно сказать, когда пропускаешь в дверях взрослого, а мальчик- девочку? Сейчас мы тебе покажем, чтобы ты навсегда запомнил, как надо уступать дорогу (Инсценируют, приглашая детей и взрослых).

А не было ли, Незнайка, с тобой такого случая, когда при тебе кто- то уронил, например, ручку.

Незнайка: Был при мне такой случай. Однажды Мальвина уронила карандаш. Я, конечно, ей сказал: «Мальвина, у тебя, карандаш упал».

Ст. Хоттабыч: Как нужно было поступить Незнайке? Какие слова при этом сказать? Скажите хором.

Старик Хоттабыч нечаянно роняет волшебную палочку. Отмечает, кто из детей это правильно усвоил.

Ст. Хоттабыч: А знаешь ли ты, Незнайка, когда нужно подавать стул?

Незнайка: Не знаю.

Практикум «мальчики подают стул девочкам»

А теперь- задание. Кто скорее- вы, ребята, или Незнайка назовет нужные слова в стихотворении:

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем:

«Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова…(извините)

А слово- то какое!

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

«Экая досада,

Ей игрушку подарил,

Вижу- очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну сказала бы…(спасибо)»

Ст. Хоттабыч: Я покажу вам картинки, а вы должны мне ответить, что, по- вашему, говорят дети. На первой картинке ребенок поднимает оброненную вещь. На второй- подает стул. На третьей- пропускает вперед женщину с сумками.

Наступило время чудесных превращений. Не зря же я взял свою волшебную палочку. О чем же попросить ее? Дети, закройте глаза. Вращая палочку, нашептывает: «Волшебная вода, появись!». Откройте глаза, видите, на столе- вода.

Я сейчас угощу вас волшебной водой. Тот, кто выпьет ее, будет вежливым, плохие слова и поступки забудет и станет добрым волшебником вежливых слов и поступков.

Старик Хоттабыч угощает детей волшебной водой, вручает самолеты мз бумаги, на которых красочно написаны волшебные слова.

Старик Хоттабыч и Незнайка предлагают детям встать и отвернуться. После этого они шепотом называют волшебные слова, а дети их повторяют.

Урок вежливости № 3.

О дружбе и рыцарстве.

Подготовка.

  1. Сшить костюм Ледяного короля (белый халат и шапка с нашитыми сосульками, белая борода и усы).
  2. Изготовить призы- аппликации со словами благодарности на каждого ребенка («Максиму Афончикову- волшебнику вежливых слов»).
  3. Написать приглашение на занятие родителям.
  4. Выучить с детьми стихи и песни о дружбе.
  5. Написать памятки:

называй товарищей по имени, не давай им прозвищ; не смейся над ошибками других; выполняй свое обещание; помогай товарищу в беде.

  1. Оформить группу в виде сказочного города.

За день до занятия почтальон приносит в группу телеграмму. «Ребята! Сообщаю неприятную весть. Письмо от Буратино попало в руки Кабаса- Барабаса. Только Карлсон может помочь вам найти это письмо. Подпись: Мальвина».

Педагог: Вот, оказывается, почему нам так долго не было письма (Предлагает написать письмо Карлсону.)

«Дорогой друг Карлсон!

Мы, ребята группы, очень просим твоей помощи. Дело в том, что Карабас- Барабас, рассердившись, что не смог нас заколдовать и превратить в невежд, перехватил в пути письмо от Буратино. Завтра у нас будет урок вежливости, и мы очень ждем письма. Если сможешь, ночью, когда Карабас- Барабас уснет, найди это письмо. Мы ждем тебя завтра к нам в гости. Будь осторожен, Карабас- Барабас очень злой и жестокий. До встречи. Твои друзья»,

Ход занятия

Входит почтальон. Ребята, вам письмо от Буратино, его нашел Карлсон и просил передать. Сам же он прилетит чуть позже. Посмотрите, письмо во многих местах склеено, так как было разорвано на мелкие клочки. Карлсон склеил его, но кое- где плохо видны слова. О чем же пишет Буратино.

«Дорогие ребята…»

Педагог: Как вы думаете, какое из приветствий написал Буратино (здравствуйте, добрый день)?

«Пишет вам ваш друг Буратино. Я очень рад, что в вашей группе много (вежливых) ребят. «Волшебные» слова: «пожалуйста», «спасибо», «извините» слышны повсюду, да так приветливо- будто солнышки вселяются в них, особенно у детей…»

Как вы думаете, дети, чьи имена были написаны? Кто приветливо умеет говорить волшебные слова?

«Как приятно было узнать, что разговор вы уже не перебиваете, как малыши, а, вступая при необходимости, извиняетесь.

Поднимите руки те, кто вежливо вступает в разговор. «А как я обрадовался, когда узнал, что у вас есть волшебники, которые, не стесняясь, подают стул вошедшим в группу взрослым, да так, что сразу дарят хорошее настроение, и если гости не могу сесть, то обязательно улыбнутся, услышав «волшебные» слова: «садитесь, пожалуйста». С гордостью сообщаю их имена:(назвать этих детей). А есть в нашей группе и такие дети, которые и дома, как взрослые, предлагают гостям стул. Это…(называет имена). До свидания. Ваш друг Буратино.

Всем юным волшебникам Буратино посылает свои подарки. (Педагог вручает похвальные листы.)

Почтальон: Ребята, я слышал от жителей Волшебного города, что вы знаете все «волшебные» слова и умеете их приветливо говорить. Мне даже не верится. Я хочу проверить, провести игру. После слов, сказанных хором «Думай, играй, мячик лови, вежливое слово быстро говори», я вам буду бросать мяч, а вы называете по одному слову, не повторяясь.

Педагог: Дети, а вы хотите отправиться в путь на поезде в город вежливости? Дети берут друг друга за локти и выполняют движения колес паровоза.

Смотрите в бинокли, но лучше всего видно в волшебных очках, оставленных вежливой Феей. Кому дам очки, тот будет нам рассказывать, что увидел в этом городе. Как радостно находиться в этом Волшебном городе особенно девочкам, мамам, тетям и бабушкам, потому что к нимздесь проявляют особое уважение.

Обратите внимание, как школьник Слон предлагает стул тете Слонике. Заяц подает и помогает маленькой Зайчихе надеть пальто, а вот пропускает в дверях маленький рыцарь Лось совсем незнакомую тетю Лосиху, догадливый Медвежонок помогает донести тяжелую сумку Медведице и даже крохотный Цыпленок дарит цветы маме Курице. Как веселы, приветливы, заботливы жители этого города. Здесь никто не посмеет обозвать или дать прозвище, поднять кулак или пригрозить кому-то. Такого жителя города сразу же переселили бы на остров злодеев.

Вбегает Карлсон: Здравствуйте, ребята! Извините, я немного опоздал к вам на урок, видите, у меня сломался пропеллер, ведь я всю ночь летал в поисках вашего письма, а когда Карабас- Барабас уснул, я тихонько унес его. Вы его получили? А опоздал я из-за того, что забежал за вареньем, чтобы угостить вас. Но прежде объясните мне, каким должен быть друг, товарищ? И что делать для того, чтобы было много друзей? Я начну предложение, а вы продолжите.

1.Назвать товарищей как?(по имени).

2.Не давать им чего?(прозвищ).

3.Не смеяться над чем?(ошибками).

4.Выполнять свое(обещание).

5.Не забывать во время встречи говорить друзьям что?(здравствуйте).

6.Помогать товарищу в чем?(в беде).

7.Если взять у друга книгу или игрушку- обращаться с ней как?(аккуратно) и не забыть вовремя что сделать?(возвратить).

Дети, вы знаете песни, стихи о дружбе?(Дети хором исполняют песню В. Шаинского «Друг».)

Читают и инсценируют стихи.

Петушки-драчуны (В. Безлетов)

Петушки-драчуны               Вот уже драчуны

Встретились однажды.      Дышать еле-еле.

Друг за друга они                Подбежала на луг

Посмотрели важно.            Черная собака.

Распустили хвосты,              Врассыпную они

Хвастаются силой.                Бросились от страха.

Клювы, словно топоры,      Петушки-драчуны-

Когти, словно шило.            Глупые мальчишки,

Разгорелся тут бой,              Вместо перьев теперь

Перья полетели.                   На макушках шишки…

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

А вы знаете стихотворение, в котором говорится о сочувствии друзьям, попавшим в беду?

Читают хором (Д. Розович, перевод Э. Яхнин).

Если плачет кто-то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему и спросите «Почему?»

Это, дети, сделать надо.

Плохо плакать одному.

Педагог: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Встаньте, отвернитесь. Кого коснусь, тот и называет: как ты понимаешь эту пословицу?

Внимание, самый трудный вопрос. Кого в прошлом называли рыцарем? Издавна рыцарями называли отважных смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи (кольчуги, шлемы), были вооружены мечом, умели стрелять из лука, скакать верхом. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам, которые должны были, кроме военных наук, уметь держать данное слово, быть вежливыми, выручать друга в беде, заступаться за слабого, благородно относиться к женщине.

Могут ли быть рыцари в наши дни?

Какого человека мы называем рыцарем? Вам, мальчики, хочется стать настоящими рыцарями? Давайте подумаем, какие существуют правила обращения с девочками. (Заканчивают предложения только мальчики.)

1.При встрече с девочкой первым (здороваться).

2.Подать вовремя (пальто) и помочь (одеться).

3.Донести (портфель, тяжелые вещи, лыжи).

4.Пропустить вперед/где? (в дверях, в очереди).

5.Уступить в транспорте (место).

6.Поднять (оброненный предмет).

7.Называть девочку только по (имени).

8.Не садиться за стол, пока (не займут места девочки).

9.Рыцарь никогда девочек не будет (обижать), а будет (защищать).

Я хочу вам рассказать о настоящем рыцаре.

«Новенького звали Леня. С каждым днем мальчики относились к нему все хуже и хуже, в то время как девочки обращали на него все больше и больше внимания. Мальчики считали, что новенький ведет себя самым недостойным образом по отношению к девочкам. Он никого не называл Веркой, Катькой, говорил: Вера, Катя, не дергал девочек за волосы и не ставил им подножек. Если кто-нибудь ронял лист или карандаш, он поднимал; если к нему подходила девочка, а он в это время сидел за партой, обязательно поднимался и вел разговор стоя. В дверях он всегда пропускал девочек и только потом проходил сам. В раздевалке, если он был рядом с девочкой, то обязательно подавал пальто. Для ребят поведение новенького было загадочным. В этой группе были вежливые ребята: один мог уступить место, другой мог подать пальто, третий- первым поздороваться, но чтобы все делал один человек и все время- этого не было. Ребята решили сходить домой, узнать, почему он такой вежливый. Вот в чем секрет: на стене у них висел календарь, напротив каждой цифры от руки красными чернилами было написано «+8 Марта».

Есть ли такие мальчики в нашей группе? За что можно уважать Леню? В чем вы хотите быть похожими на него? Посмотрите, у меня в руках волшебный цветик- семицветик. Вам, девочки, предлагается отрывать лепестки и при этом нужно сказать, о каком отношении к себе вы мечтаете? А сейчас должно произойти чудо. (Музыка).

Педагог: Вы все можете превратиться в хороших товарищей, мальчики- в рыцарей. Вспомните и задайте себе вопросы: «Умею ли я дружить, вежливо ли общаюсь с девочками, что не нравится мне в своем поведении» и кого я коснусь, должен ответить на вопрос: «Что вы хотите изменить в себе, чтобы стать хорошим товарищем, рыцарем. Что тебе нравится в своем поведении?»

Незнайка выезжает на самокате.

-Здравствуйте, мальчики и милые девочки! Хотите покататься на самокате? После нашей встречи я дам вам его, если, конечно, вы умеете дружить и уступать друзьям, мальчики- девочкам. Я так спешил к вам, ребята, знал, что у вас сегодня очень важный разговор о дружбе рыцарстве. Я тоже хочу быть вашим другом. Вот видите, я даже решил порадовать девочек и привез им цветы (дарит). Мне очень нравится, когда девочки улыбаются и когда у них хорошее настроение.

Карлсон: Ты, конечно, порадовал, Незнайка, девочек. Ты хочешь стать рыцарем? А ты знаешь все правила вежливого обращения к девочкам?

Незнайка: Конечно. Я думаю так: если девочка маленькая, то я ей открою дверь, пропущу вперед и даже скажу «Проходи, пожалуйста», а если такая же, как я или старше, то пройду, как обычно, первым.

Практикум. Мальчики показывают, как пропустить вперед девочку, открыть перед ней дверь.

Карлсон: Незнайка, представь, что ты в раздевалке, где все одеваются на прогулку. Каким будет твой рыцарский поступок?

Незнайка: Одеться быстрее всех!

Карлсон: А вы, мальчики, как думаете?

Практикум. Мальчики показывают, как надо подать девочке пальто, что сказать при этом.

Незнайка: Спасибо, ребята, с вашей помощью я многое узнал и буду поступать только как настоящий рыцарь.

Вбегает Ледяной король: Ах, вот где находятся эти дети, которые решили узнать все правила культурного поведения и быть вежливыми. Ха-ха-ха! Ничего у вас не получится. Мой друг Бармалей не смог превратить вас в невежд. Я –Ледяной король  смогу так заморозить вашу память, что вы ничего не вспомните: ни одного вежливого слова, тем более поступка. Я узнал, что вы хотите быть хорошими друзьями и рыцарями. Ничего у вас не выйдет. Произносит волшебные слова (лей, лей, лей- память заледеней), издает три звука в губную гармошку, бросает в детей сосульки (поролон).- Все! Я свое дело сделал. Пойду, скажу Бармалею и сейчас же вернусь проверить вас, помните ли вы чего-нибудь.(Уходит)

Карлсон: Не расстраивайтесь, ребята. Я же не зря прихватил с собой варенье, оно не только сладкое, но и волшебное. Кто съест одну ложку этой вкуснятины, уже никогда не забудет ни одного правила.(Карлсон раздает волшебные ложки, предлагает детям попробовать варенья).

Вбегает Ледяной король: Надеюсь, у вас память заледенела, заморозилась. Чтобы убедились в этом, я вам задам вопросы: как вести себя с товарищами, с девочками?

Что вы за дети, я таких не встречал нигде, чтобы колдовство на них не действовало. Ну ничего, я вам подстрою, я придумал. У меня есть околдованные дети и в садах, и в школах, вы их узнаете, они будут смеяться или дразнить вас, если вы будете правильно поступать: ну, например, подавать пальто девочкам, носить их портфели или пропускать в дверях кого-то, и тогда вы струсите и перестанете быть вежливыми. (Уходит, наигрывая в гармошку.)

 Карлсон: Ребята, неужели вы сможете быть невеждами, если околдованные королем дети будут смеяться над вами. Я думаю, что таких среди вас нет.

(Звучит музыка. Дети и взрослые танцуют вальс Дружбы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели «Уроки вежливости и добра» Образовательная деятельность с детьми Путешествие на волшебном облаке

Организованная образовательная деятельность в рамках тематической недели "Уроки вежливости и добра" (Городской конкурс "Воспитатель года - 2012"...

Занятие по теме: "Урок вежливости в школе игрушек".

Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные ...

Организация непосредственно образовательной деятельности Тема: «Урок вежливости в Школе игрушек». Средний дошкольный возраст

Формируем доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.Развиваем способность оценивать свое отношение к позитивным с негативным поступкам сверстников.Развиваем связную, интонационную выразите...

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе по теме: "Уроки вежливости в школе игрушек"

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе по теме: "Уроки вежливости в школе игрушек"...

Конспект занятия в средней группе Тема : Урок вежливости в Школе игрушек

Тема занятия: Урок вежливости в Школе игрушекЦель.развивать связную, интонационную выразительную речь. Формировать доброжелательность, вежливость уважение к окружающим. Развивать способность оценивать...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости» Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И. М.

Программное содержание: Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Цель: Углублять представление детей...