Фольклор как средство формирования и развития вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка
Сообщение из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_formirovaniya_i_razvitiya_pevcheskih_navykov.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор как средство формирования и развития вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Проблема постановки певческого голоса - одна из важных и актуальных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Вокальная работа в детском саду имеет свою специфику. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. А чтобы развитие певческих навыков шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-певческие навыки. Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства.
Работая, музыкальным руководителем в ДОУ, считаю важным научить
каждого ребенка петь и развивать его вокальные способности.
Этим я занимаюсь не только в непосредственной образовательной деятельности, а также на кружке по пению «Вокальная студия «Ласточка»», где ставлю следующие задачи:
- Сделать процесс обучение детей пению увлекательным, радостным.
- Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.
- Научить детей петь т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом.
- Способствовать развитию музыкальных способностей.
- Развивать и укреплять дыхательную систему.
- Содействовать выразительности речи и пения.
Вся работа в кружке строится в игровой форме.
Прежде чем высоко запеть ребенок учится высоко и выразительно говорить. На речевом этапе удобно и легко работать над формированием дыхания и дикции.
При работе над дыханием использую хороводную игру «Раздувайся пузырь».
Произнесение на одном дыхании скороговорок. Например, дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка….» и т.д.
Для выработки четкой дикции проговариваем и пропеваем скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов, шумовых инструментов, например: скороговорка «От топота копыт» исполняется сначала в медленном темпе, при повторениях темп все время ускоряется. Темп задается педагогом игрой на ложках.
В начале занятия я активно использую речевые ритмо-интонационные игры и упражнения. Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки.
Например, речевая игра на текст заклички «Дождик».
Проговариваем текст в размере две четверти:
«Дождик, дождик,
Пуще лей! Чтобы было веселей!»
Варианты заданий.
- Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз тихо.
- Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
- Изменяем темпы произношения: Быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
- Две группы детей играют в «эхо»:
а) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлепает.
б) можно заменить звучащие жесты шумовыми инструментами.
Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогают детям подготовить свои голоса к пению.
Чтобы дети точно интонировали надо соблюдать определенные условия:
начинать формирование певческого голоса с простых и протяжных попевок и песенок на примарных (удобных) звуках. Так, с детьми, у которых пока не налажена координация слуха и голоса, использую попевки, песенки на двух рядом стоящих звуках большой секунды и обязательно в удобной зоне детского голоса. На произвольном ритмическом сочетании двух звуков можно использовать многообразные фольклорные попевки: «Лиса», «Сорока, сорока», «Дождик», «Горелки».
Затем постепенно расширяем певческий диапазон: в интервале малой терции поем колыбельные, потешки, прибаутки.
Баю-бай, баю-бай. Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Моих деток не буди. | Чу-чу, ай чу-чу, Я горох молочу, Бью его цепями И хлещу кнутами. |
Затем к двум звукам малой терции добавляется сверху еще один звук (большая секунда). Для поддержания интереса у детей нужно чередовать разные по содержанию и характеру песенки, сопровождая их имитационными движениями рук, ног, туловища. Кроме того, можно использовать аккомпанемент «инструментов» собственного тела: хлопки, шлепки, притопы и так далее. В певческий репертуар включаются игровые и хороводные песни: «Петушок», «Заинька походи», «Как у нашего кота», «Ворон», «Солнышко», «Ладушки».
Ладушки, ладушки, Испекли оладушки. На окно поставили, остывать оставили. Как остынут – поедим И воробышкам дадим. Воробышки сели, Все оладьи съели. Кыш, кыш – полетели! На головку сели! | Вправо по кругу хороводным шагом, Влево по кругу хороводным шагом, Ритмично восьмыми хлопаем руками, на последний слог – четверть, Присесть на корточки и в ритме песенки шлепки по коленкам, Встать, спугнуть руками птиц, Опустить руки на голову. |
Развитие певческих навыков происходит не только в легких и удобных попевках, играх и упражнениях, но и в песнях с небольшим диапазоном. Например, такие русские народные песни: «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и другие.
Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения (a capella), что дает возможность детям вычленять слухом и свой голос, и голоса товарищей и верно подстраиваться в общее звучание.
Таким образом, используя русский народный фольклор в работе с детьми по пению, помогает сформировать у них певческие навыки, исполнять произведения напевно, чистым, протяжным голосом, развивать творческую инициативу, коммуникативные качества, повышает самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста....
План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).
Актуальность темыВ последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни ...
Семинар на тему: "Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы)".
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипо...
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Этот материал поможет детям средней группы детского сада сформировать свои культурно-гигиенические навыки....
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя средней группы)Главная задача воспитателя - охрана жизни и здоровья детей, сохран...
Статья. Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков - одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показали, что главное не упустить благо...