Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) подготовительной к школе группы
консультация (подготовительная группа)
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
подготовительной к школе группы
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями к Программе дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии со Стандартом РППС Организации обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении выстроена педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
Направление развития | Развивающий центр | Содержание | Подг. группа |
Познавательное развитие | Центр познания | Мозаики, шахматы, шашки, домино, настольно-печатные игры различной тематики. Наборы предметных картинок различной тематики, сюжетные с фабульным развитием сюжета, детские энциклопедии, географические карты, глобус, мел, календарь, циферблат часов, компьютерные игры, пособия для развития мелкой моторики, макеты. | * |
Центр занимательной математики «Игротека» | Игры по методике Монтессори. Логико-математические игры: ориентировка по схемам, плану, часть-целое, шнур-затейник, числовые ряды, поиск, последовательность и др. Блоку Дьенеша, палочки Кюизенера, кольца Луллия, палочки, счеты, пазлы. Развивающие игры: «Логические кубики», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Геометрические головоломки», и т.п. Логико-математические игры В. Воскобовича. Числовая лесенка, числовые карточки, карточки со знаками (больше ,меньше, равно, плюс, минус) монеты разного достоинства, линейка, шаблоны, трафареты и др. | * | |
Центр природы «Юный эколог» | Макеты географических зон, сезонные панорамы. Коллекция камней, ракушек, семян, гербарии различных растений и т.п. Комнатные растения (с разным способом ухода и размножения, цветущие и нет). Муляжи овощей, фруктов, грибов. Инвентарь для ухода за растениями. Иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, зон обитания, цепи питания, стадий роста, зависимостей от окружающей среды и т.п. Энциклопедии, книги по экологии. Иллюстрации с изображением человека и его взаимодействия с окружающей средой. Схемы биологической потребности человека. Иллюстрации по признакам сезонов (состояние живой и неживой природы) Дидактические игры о природе, экологии. Календарь наблюдений. Наборы инструментов «Юный садовник» (лопаты, грабли, окучки), ведерки, ветошь. Ящики для рассады, семена растений - выращивание рассады для огорода и цветника, для выращивания фито продуктов - семена петрушки, сельдерей, мята, лук и др | * | |
Центр экспериментирования «Почемучка» | Различные ёмкости для хранения веществ и для пересыпания и исследования, пипетки, лупы, микроскоп, соломинки коктейльные, трубочки, трубочка с воронкой, поролоновые губки, черпачки, сачки, леечки, совочки, грабельки и т.п. Различные материалы: пластмассовые, резиновые, деревянные, магнитные, металлические, цветные стёкла, бросовый материал и др. Электрический фонарик, маленькие зеркала, различная бумага, фольга, марля, сетка, копировальная бумага. Защитная одежда (халат, фартуки, перчатки, нарукавники), клеёнка на стол, подносы, формочки и др. | * | |
Центр конструирова-ния | Конструкторы разного размера, тематики и содержания. Мягкие модули. Напольный крупный строитель. Образцы построек разной сложности, схемы. Мелкие игрушки для обыгрывания построек. Полифункциональный бытовой материал: коробочки, деревянные бруски, катушки, пластмассовые баночки, проволока, нитки и т.п. Половое покрытие (ковер, палас). | * | |
Центр безопасности | Материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД: иллюстрации, игры и пособия. Иллюстрации с различными ситуациями (пожар, опасность на дороге, улице, гололёд, наводнение, землетрясение и т.п.). Макеты: перекрёсток дороги, пожарная часть. Дорожные знаки, светофор. Иллюстрации опасных предметов (ножницы, иголки, нож и т.п). Энциклопедии и пособия, содержащие информацию по валеологии. Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках» (водный транспорт, автомобили, авиация, космос) | * | |
Речевое развитие | Центр книги «Юный книголюб» | Детские литературные произведения, иллюстрации к литературным произведениям, сюжетные картинки, портреты детских писателей и поэтов, тематические выставки книг, выставки книг писателей, художников-иллюстраторов. Рисунки детей к литературным произведениям, дидактические пособия по литературным произведениям, сказкам, фольклору, литературные игры, ребусы, кроссворды, наборы открыток, и т.п | * |
Центр речевого развития | Иллюстр. и нагл. материал, наборы сюж. и предм. картинок, игровое оборудование для развития ЗКР, формирования грам.строя речи; обогащения словаря: предметные картинки на звуки, материал для звукоподражания, речевое лото; альбомы с иллюстрациями по темам; детские энциклопедии, д/и на закрепление обобщающих понятий, ил. материал для сост. рассказов; для развития мелкой моторики, артикуляции, развития воздушной струи, для развития психол.базы речи. | * | |
«Школа» | Школьные принадлежности: тетради, карандаши, авторучки, линейка, стир. резинка, пенал. Раскраски, прописи, букварь. Различные виды азбуки: в картинках, на кубиках, пластмассовые буквы, наборная азбука, касса букв и цифр, на веере. Энциклопедия «Книга будущего первоклассника». Наборное полотно с наборами букв и цифр и др. Доска с маркерами. | * | |
Социально-коммуникативное развитие | Центр социально-эмоционального развития | Фотоальбомы с фотографиями, отражающие жизнь группы и детского сада. Иллюстрации с изображением детей, людей разного пола в различных ситуациях занятости (игры, работа, прогулка, учеба, отдых и т.п.) Наглядный материал, способствующий развитию толерантности (люди различной национальности, предметы национального быта, типичные занятия, животные, помощь людям и животным и т.п.) Видеотека о жизни людей и животных. Иллюстрации с изображением разных эмоциональных состояний людей (радость, гнев, страх, удивление и т.д) Дидактическое пособие «Мои права» | * |
Центр сюжетно-ролевой игры | Оборудование для сюжетно ролевых игр «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Прачечная», «Больница», «Почта»,, «Гараж», «Моряки», «Школа», «ДПС». Игрушки: изображающие предметы труда, животные, куклы разного размера, пола, с двигающимися руками и ногами, разного возраста (ребёнок (пупс), взрослый, дедушка или бабушка), дидактические игрушки, снабженные механизмами управления, предметы заместители. Наборы посуды, многофункциональные ширмы, модули-макеты игрового пространства, ширмы-домики и т.п. Реальные предметы (сумочки, бижутерия, зеркало, сундучки, коробочки, платья, кофточки, фартучки и т.п) Игрушки-самоделки Для девочек - игровой модуль «Салон красоты», дидактическая игра «Маленькая хозяйка», шкатулка с бижутерией, косметичка, альбомы, художественная литература для девочек, энциклопедия для девочек. Для мальчиков - игровой модуль «Слесарная мастерская», игра «Инструменты», набор картинок «Мужские профессии», мужские головные уборы, художественная литература и иллюстрации для мальчиков, энциклопедия для мальчиков, наборы игрушек военной тематики, транспортные игрушки. Игровой модуль «Горница» - народные игрушки, домашняя утварь с русской народной росписью, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Горница» (половики, рушник, самовар, кровать-качалка и др) | ||
Уголок уединения | Отгороженный ширмой или шторой уголок групповой комнаты, или домик, в расчете на 1-2 ребёнка. Диван, кресло, пуфик, стулья, столик, книги, мягкие игрушки, бумага, раскраски, карандаши, фломастеры и т.п Телевизор, DVD-плеер, видеотека. | * | |
Центр патриотического воспитания | Символика России, портрет президента. Иллюстрации о России и Москве. Иллюстрации исторических памятников и памятных мест Росси, родного города, поселка. Иллюстрации военной атрибутики. Коллекции значков, открыток с изображением знаменательных дат. Портреты героев ВОВ, иллюстрации о ВОВ, портреты известных полководцев. Портреты известных писателей и поэтов. Иллюстрации к былинам, изображения былинных героев-богатырей. Изделия народных промыслов, народные игрушки. Пазлы, кубики, настольно-печатные игры с изображением достопримечательностей России, её природы, народов, орнаментов, творчества народов и исторических событий и т.п. Слайды, видеофильмы о России. | * | |
Центр «Наш край - Урал» | Открытки, фотоматериал «Города Урала», энциклопедия «Урал», коллекция минералов, иллюстративный материал «Художественное творчество Урала», литер. произведения для детей уральских писателей и поэтов, портреты (П. Бажов, Е. Хоринская и др), изображения персонажей сказов П. Бажова (Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Золотой волос, Даренка и Муренка и др). Рисунки детей по сказам П. Бажова. | * | |
Центр «Моя семья» | Семейные фотографии, альбомы, рисунки детей «Моя семья» и др. | * | |
Центр дежурства | Игровой модуль «Уборщица», оборудование для дежурства по столовой (фартучки, колпачки, косынки, щетки, совочки, тазы, тряпочки), ёмкости для сбора мусора. Стенд с кармашками, для фото дежурных, фото на каждого ребенка. | * | |
Физическое развитие | Центр физического развития | Оборудование для ходьбы, прыжков, ползания и лазания, метания, общеразвивающих упражнений. Нестандартное физкультурное оборудование. Атрибутика к подвижным играм. Ребристая доска, скаты. Скакалки, ленточки, султанчики, верёвочки, кегли, серсо. Горизонтальные и вертикальные цели, туннели, кубы, кольцебросы, мешочки набивные с грузом (150-200 гр и 400гр). Тренажеры «Минитвист», на растяжение, мячи – ХОП, набивные мячи-гиганты, маты, массажоры для стоп и тела. | * |
Выносное оборудование для прогулки | Игрушки для двигательной активности (мячи, кегли, кольцеброс), игрушки для игр с песком, для сюжетно-ролевых игр, для творчества, транспортные игрушки и др. Оборудование к спортивным играм: бадминтон, настольный теннис, футбол, волейбол, городки, хоккей. Спортивное оборудование: лыжи, коньки, санки, велосипед, самокат. | * | |
«Знатоки спорта» | Иллюстративный материал о видах спорта, схемы выполнений движений, схемы подвижных игр, худ. литература о видах спорта, энциклопедии и др. | * | |
Центр оздоровления | Дорожки здоровья, оборудование для санации носоглотки, оборудование для закаливания ног, массажоры для стоп, лампа Чижевского | * | |
Центр здоровья и гигиены «Будь здоров!» | Иллюстративный материал о гигиене, оздоровлении организма, познании человеческого организма, атрибуты для развития гигиенических навыков (зубная щетка, мыло, полотенце и др.) Энциклопедия «Будь здоров!» | * | |
Художественно-эстетическое развитие | Центр театра | Разные виды театра (пальчиковый, варежковый, бибабо, настольный, на основе ложек, магнитный и др ), ростовые куклы, шапочки, маски, костюмы животных и сказочных персонажей, подиум, ширмы разной величины, фланелеграф, декорации, иллюстрации с изображением разных видов театральных жанров. Игрушки-забавы. | * |
Музыкальный центр «Меломан» | Игрушечные музыкальные инструменты (гармошка, гитара, барабан, погремушки, металлофон, дудочка, рожок, бубенчик и др), народные музыкальные инструменты, шарманка, музыкальный волчок, музыкальная шкатулка, электромузыкальные игрушки, звуковые открытки, книжки и т.п. Магнитофон фонотекой детских песен и мелодий. Шумовые музыкальные инструменты (трещотки, шумелки, трещалки, стучалки и др) Картинки к песням, альбомы с изображением музыкальных инструментов, композиторов и т.п | * | |
Центр изо-творчества | Произведения народного прикладного искусства: народные игрушки глиняные, деревянные, тряпичные, папье-маше; предметы из резной бересты, расписная посуда, домашняя утварь, прялка, вышивка, кружева, ковроткачество, плетение, аппликация, оригами, чеканка и т.п Скульптурки малых форм. Наглядные дидактические пособия: народные росписи, произведения живописи, скульптура, фотографии различных архитектурных сооружений. Оборудование для рисования, лепки, аппликации. Альбомы для раскрашивания, цветная бумага, картон, бросовый материал, бумага для рисования, трафареты, шаблоны, печатки. Инвентарь для уборки: ведро (коробочка, тазик), щёточка, тряпочка. | * | |
Центр «Мастерилка» | Цветная бумага и картон, бросовый и природный материал, ножницы, клей, кисти, фломастеры, цв. нитки, пластилин, иголки, нитки, дырокол, стиплер, скотч и пр.пяльцы, шаблоны, лекала, схемы. Бытовой материал: коробки, тесьма, проволока, лоскутки ткани, меха и т.д Дидактическое пособие «Мини-фланелеграф» (с набором цветных ниток, пуговиц, аксессуаров для шитья, аппликации на ткани и пр.) | * |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, форми...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Выступление на педагогическом совете «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Коррекционно-развивающая среда в образовательной организации является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имее...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе".
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....