Конспект занятия «День Конституции»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях. Познакомить детей с некоторыми гражданскими правами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dkn_konstitutsii.docx | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «День Конституции»
Провела: воспитатель Семенова И.В.
Задачи:
• Формировать представления детей о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях.
• Познакомить детей с некоторыми гражданскими правами.
• Умение рассуждать высказывать свое мнение.
• Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.
Цель:
-Формирование у детей нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о Конституции РФ;
-Воспитание законопослушных граждан.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях;
- Формировать представление о Конституции;
- Продолжать знакомить детей с гражданскими правами;
-Формирование понятия «закон, порядок, право, обязанность».
Воспитательные:
- Нравственно-патриотическое воспитание;
- Вызвать чувство гордости за страну, понимание и уважение друг к другу.
Развивающие:
- Продолжать развивать способность высказывать свое мнение;
- Активизировать пассивный словарь словами: Президент, Конституция, Закон;
- Развивать познавательный интерес к своей стране, её законам;
- Формирование умения рассуждать, высказывать своё мнение.
Интеграция образовательных областей:
-«Речевое развитие»,
-«Познавательное развитие»,
-«Художественно-эстетическое развитие»,
-«Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие»
Методы и приемы:
Наглядный:
- знакомство с Конституцией РФ,
- изучение карточек «Права и обязанности детей»;
Словесный:
- эмоциональный настрой «Здравствуй!»
- прослушивание песни «С чего начинается Родина?»
- опрос по теме;
Практический:
- релаксация «На пляже»,
- практическое задание «Весёлая математика»,
- практическое задание «Правовой дом»;
Игровой:
- дидактическая игра «Хорошо - плохо»,
- подвижная игра «Перевези овощи»,
- игра «Построй свой дом»,
- подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор».
Планируемые результаты:
- Сформировать у дошкольников основы патриотического воспитания;
- Знание законов Конституции, своих прав и обязанностей;
- Знать и называть геральдику России, президента нашей страны;
- Дети должны знать и гордиться тем, что они являются гражданами Российской Федерации.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас вами необычное путешествие по Конституции – основному закону нашей страны. Давайте поздороваемся друг с другом, и наберёмся сил для того, чтобы отправиться в путь.
Эмоциональный настрой.
- Здравствуй небо голубое,
- Здравствуй солнце золотое,
- Здравствуй вольный ветерок,
- Здравствуй маленький дубок.
- Мы живём в большом краю,
- Я тебя приветствую!
(Звучит песня «С чего начитается Родина?»)
Воспитатель: -Ребята, о чём поётся в песне?
Дети: - О родной земле, о Родине.
Воспитатель: - Правильно, о Родине. Ребята, что же такое – Родина?
Дети: - Родина - это место, где человек родился, где живёт его семья, его друзья. Это место, которое он хорошо знает и любит. Это наша большая страна.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Правильно, у каждого человека Родина начинается со своей семьи, родного дома. Ребята, посмотрите на глобус - какая большая наша планета Земля. А как вы думаете, Родина у всех одна? Это наша Земля? (Ответы детей)
Воспитатель: - На Земле живёт много людей разных национальностей, у них Родина там, где они живут. Люди различаются по цвету кожи, языку, национальным традициям, и у всех народов своя страна, своя Родина.
Как и у человека, у каждой страны есть своё имя, гимн, герб, флаг, президент и конституция. А знаете ли вы, ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?
Дети: - Россия. Россияне. Владимир Владимирович Путин.
(на экране герб и флаг, президент России)
Воспитатель:
У граждан каждой страны
Есть обязанности и права
Конституция нам их дала,
В книжку все записаны они
Для людей и для страны.
Закон главный, очень важный -
Конституция страны. (на экране Конституция РФ)
Обязан подчиняться каждый,
Выполнять его должны.
- 12 декабря 1993 года в нашей стране была принята действующая Конституция Российской Федерации. На основании этого 12 декабря объявлено ДНЁМ КОНСТИТУЦИИ. Именно о ней мы и будем говорить сегодня на нашем занятии.
А сейчас, послушайте, пожалуйста, легенду. Может, это было, а может, быть и нет, но….
«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось. В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо.»
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы, стали её жители, почему они стали чувствовать себя в безопасности?
(Ответы детей)
Так что же такое Конституция?
Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. (Фото Конституции)
Сначала Конституцию придумали и записали учёные.
Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.
Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу). Где каждый гражданин мог проголосовать. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.
Что сказано в нашей Конституции?
- В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше.
- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.
- В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
Воспитатель: - Государство должно заботиться о нас с вами, чтобы мы могли жить счастливо, спокойно и достойно. Там прописаны все наши права, которыми мы можем пользоваться, а также наши обязанности, которые мы должны выполнять. Вы, ребята, уже вполне самостоятельные дети и знаете, что такое хорошо, и что такое плохо. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо и плохо».
Игра «Хорошо и плохо»
(На экране появляются сюжетные картинки с хорошими и плохими поступками людей. Дети дают характеристику поступкам: если поступок хороший – хлопают, если плохой – топают.)
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами разработаем правила нашей группы.
Правила нашей группы:
1. Раздевайся и одевайся быстро.
В сад пришел- не отвлекайся,
Быстрее раздевайся,
Понукания не жди,
В группу вовремя иди.
2. Не опаздывай на зарядку.
Занимаясь этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым!
3. Веди себя достойно на занятиях в группе.
На занятиях не болтай,
Как заморский попугай,
А сиди на стуле стройно
И веди себя достойно!
4. После обеденного сна быстро вставай.
Как проснулся, так вставай-
Лени волю не давай!
5. После игры убери за собой игрушки.
Если кончили играть,
Пора игрушки убирать.
Ты расставь их всем на диво
Очень быстро и красиво!
6. Каждой вещи-своё место.
Кто бросает вещи в беспорядке,
С тем они всегда играют в прятки.
Воспитатель: - В Конституции РФ записано право на труд, это значит, что каждый гражданин нашего государства имеет право трудиться там, где захочет. Мы с вами, ребята, тоже имеем такое право, и сейчас покажем, как вы можете трудиться.
Игра «Перенеси урожай» (Дети делятся на две команды и по сигналу бегут к обручу, где лежат овощи и переносят по одному в другой обруч. Побеждает та, команда, которая первая перенесет урожай)
Воспитатель: - Каждый человек в нашем государстве имеет право на жилище – крышу над головой. Так записано в Конституции РФ. Давайте построим такой дом, в котором вам будет хорошо и уютно.
- Вот вы и потрудились, молодцы!
Воспитатель: - В нашей Конституции также отмечено, что каждый человек имеет право на отдых. А где бы вы, ребята хотели отдохнуть? (ответы детей)
- А на море, ребята, хотите?
Релаксация «У моря»
Вы самые старшие дети в саду и достаточно хорошо знаете, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас я буду показывать картинки с изображением поступков людей. А вы выскажете свое к ним отношение. Если это хороший поступок, то хлопайте, а плохой, – топайте. (Слайд-фото плохих и хороших поступков)
В Конституции записано право – право на жилище. Каждый должен иметь кров над головой.
Каждый человек имеет право на труд, то есть работать. Давайте мы посмотрим, умеете ли вы трудиться. И попробуем построить дом. (Игра перенеси кирпичики)
Граждане нашей страны имеют право на отдых
Предлагаю отдохнуть (Звучит тихая музыка, дети принимают удобную позу и под текст, который произносит ведущий отдыхают).
Релаксационное упражнение
«У моря»
Закройте глаза.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя такое место в душе, где тихо и спокойно.
Вы находитесь на берегу моря. Шум моря сначала слышится где-то далеко. Волны мягко накатываются на берег. Постепенно шум волн становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно. Потом снова бросается на берег и снова отступает.
Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать вас спокойными и ясными. Теперь откройте глаза. Вы расслабились и отдохнули.
Садитесь на стульчики. Продолжим наш рассказ.
Каждый гражданин страны имеет право на образование: он может учиться в школе, в техникуме, лицее, училище, институте, академии.
Каждый ребенок имеет право учиться, ходить в школу. Вы у нас –
будущие первоклассники. Давайте посмотрим, знаете ли вы, что надо собрать в школу. Если это нужно, то хлопайте, а нет, – топайте
(Игра «Собери портфель» - показ фото предметов нужных и ненужных к школе).
Записано в Конституции и право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Еще одно право записано в нашей Конституции – право на благоприятную окружающую среду.
Это значит, что вода должна быть чистой, воздух без вредных для здоровья примесей, продукты в магазинах свежие. И леса должны летом не гореть и мучить людей дымом, а давать прохладу и кислород.
Государство должно следить за всем этим. Но страна – это все мы. И мы должны стать друзьями природы и заботиться о ней.
В Конституции записаны и другие наши обязанности. Давайте перечислим главные из них
1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.
2. Уважать права и свободу других граждан.
3. Сохранять природу и окружающий мир.
4. Беречь памятники истории и культуры.
7. Защищать свою страну, свое Отечество.
Главная обязанность наших мужчин – служба в армии. Об этом мечтают многие мальчишки.
Какими же правами обладает и какие обязанности должен
исполнять гражданин России?
1 Каждый человек имеет право на свободу слова
2 Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
3 Каждый человек имеет право на работу
4 Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
5 Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.
Мы будем задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.
(Вопросы задает ведущий)
1. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался
попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(«Колобок»). (Право на Собственную неприкосновенность)
2. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд
за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («приключение
Буратино.» Карабас-Барабас).
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное
перемещение на метле? (Баба Яга).
4. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену?
(Снежная Королева).
5. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил
гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба. Когда мы будем соблюдать права и обязанности прописанные в Конституции.
Воспитатель: - Дорогие ребята, помните, что сегодня достойный гражданин России – это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать; человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, помогающий стране стать сильнее и богаче. Я надеюсь, что вы будете именно такими гражданами своей страны, а поможет вам в этом наша Конституция - основной закон РФ.
Уже много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был в стране придуман Он -
Конституции Закон.
И с тех пор за годом год
Его чествует народ.
С Конституцией дружить
Значит, по закону жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий "день Конституции"
Конспект для подготовительной группы...
конспект занятия "День Конституции"
Конспект занятия в средней группе к Дню Конституции...
Конспект занятия «День Конституции РФ»
Данная разработка предназначена для проведения занятия с детьми старшего школьного возраста в канун празднования Дня Конституции. Без знания основ конституционного строя и принципов правого госуд...
Конспект занятия "День конституции"
Конспект занятия "День конституции"...
Конспект занятия " День конституции"
Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа)Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа)«День Конституции»Задачи:• Формировать представления де...
Конспект занятия "День Конституции"
Конспект занятия...
Конспект занятия " День Конституции "
Конспект занятия по нравственно-патриотическому развитию в старшей группе «День Конституции». Программное содержание: Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным з...