Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Сенсорные игры с детьми раннего возраста в период адаптации»
материал

Ситникова Елена Владимировна

Семинар-практикум для воспитателей по теме " Сенсорные игры с детьми раннего возраста в период адаптации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко»

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Сенсорные игры с детьми раннего возраста в период адаптации»

Подготовил: воспитатель детей дошкольного возраста

Ситникова Е.В

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Сенсорные игры с детьми раннего возраста в период адаптации»

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня. Который чаще всего отсутствует вне сада, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия.

Социальная адаптация в детском саду сложный период для детей и родителей. У детей наблюдается утомляемость, вялость, плаксивость, дети испытывают трудности в установлении контакта.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки  общения с воспитателем и со сверстниками в первую очередь.

Что такое сенсорные игры? Это игры цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения такие как зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.

Сенсорные игры в период адаптации в первую очередь направлены на помощь детям в период адаптации к условиям ДОУ. Эти игры должны вызывать интерес ребенка и желание идти в детский сад.

Задачи игр в период адаптации:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и воспитателем;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем пространстве.

Основные принципы организации и проведения сенсорных игр:

  • Добровольное участие в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, в этом случае эффект от игры будет обратный ожидаемому либо никакой.
  • Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В тоже время взрослый организовывает и направляет игру.
  • Игры должны многократно повторятся. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять ее условия.

Сенсорные игры в период адаптации можно условно разделить на группы:

  • Игры направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.
  • Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.
  • Игры и упражнения на снятие психоэмоционального направления(релаксирующие игры)
  • Игры-сюрпризы.

Согласно этим группам, хочу представить вам некоторые игры которые помогут вам и малышам легче адаптироваться к  новым условиям.

Первая группа игр-это игры на сближение с воспитателем и сверстниками.

  • Хоровод.

Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились

БУХ!

(2 вариант:Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Геей!)

При произнесении последней фразы оба падают либо вместе подпрыгивают.

Эта игра позволяет сблизится ребенку и воспитатель и познавать окружающий мир через двигательные ощущения.

Следующая игра предназначена для сближения сверстников.

  • Солнышко и дождик.

Воспитатель стоя с зонтом читает текст, в это время малыши резвятся.

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

 Мы попрыгаем немножко очень рады солнышку.

При словах «Дождик пошел, прячемся скорее» дети собираются под зонтом.

Игра повторяется несколько раз.

Вторая группа игр- игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком. Под окружающей средой подразумеваемся помещение группы,далее- детского сада.

Найди мишку.

Третья группа игр - игры и упражнения на снятие психоэмоционального направления(релаксирующие игры).

Расскажи стихи руками. Согласно тексту и демонстрации движений воспитателя выполняются движения.

  • Первая игра.

Мы на пухлые ручонки одеваем рубашонки

Повторяй за мной слова – ручка раз, ручка два.

На твоей одежке застегнем застежки –

Пуговки и кнопочки – разные застежечки.

На мою малышку оденем мы штанишки –

Повторяй за мной слова – ножка раз, ножка два.

А теперь на ножки носочки и сапожки.

И следующая игра

Есть в лесу из бревен дом,

Есть окошко в доме том,

Мы тихонько кулачком постучали в этот дом,

Выглянул какой-то зверь- Гав! Сказал и запер дверь.

Мы погромче кулачком постучали в этот дом

Выглянул какой-то зверь- Му! Сказал, и запер дверь.

Кошка на окне сидит Мяу, Мяу говорит

Хватит в домик к нам стучать, дайте хоть чуть-чуть поспать.

  • Индивидуально: игра «Кто в кулачке?

Кто залез к нам в кулачек?

Это может быть сверчок?

Ну-ка,ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Релаксация и сенсорика через двигательные, зрительные  ощущения.

  • Игра с водой «Поймай рыбку», «Песочница», « Рисую на песке»

Адаптация и сенсорика через тактильные ощущения

Четвертая группа игр игры сюрпризы – всевозможные мешочки, коробочки, сундучки, кармашки.

  • Сюрприз. В достаточно большой коробке прорежьте несколько отверстий. В каждое вложите ленточки разных цветов, чтобы скраю торчал кончик. Привязать к краю каждой игрушку. Вытаскивать ленточки и в конце игрушку.(тактильные и слуховые).

Спасибо за внимание и участие!

А теперь я предлагаю вспомнить забавные моменты из адаптационного периода и поделиться ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Адаптация очень сложный период для детей! Поэтому в этот период очень важна правильная организация и соответствие их возрастным особенностям детей....

Игры с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Картотека игр с детьми раннего возраста  в период адаптации к ДОУ...

Игры с детьми раннего возраста в период адаптации в детском саду.

Методическая разработка игры с детьми раннего возраста в период адаптации в детском саду...

ИГРЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Игры детей раннего возраста в адаптационный периодЗадачи:формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового при...

Игры с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Игры направлены на снятие эмоционального напряжения в период адаптации ребёнка к условиям детского сада....

Игры с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Игры направлены на снятие эмоционального напряжения в период адаптации ребёнка к условиям детского сада....