«МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
материал

Мария Михайловна Занфир

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. Мы все наблюдаем, как «лавинное» нарастание информации вызывает массовое внедрение информационных технологий во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образования. Это закон времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_2.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Российский государственный педагогический

университет им. А. И. Герцена

Реферат на тему:

«МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

 

 

Выполнила: Занфир М.М.

Группа:1/23

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. Мы все наблюдаем, как «лавинное» нарастание информации вызывает массовое внедрение информационных технологий во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образования. Это закон времени.

Сегодня главное, как педагогу, так и ученику владеть новыми цифровыми компетенциями. Педагог должен идти в ногу со временем и создавать условия для развития и формирования данной компетенции. Цифровая образовательная среда, открытое информационное пространство – всё это даёт безграничные возможности педагогам и учащимся выбирать для себя источники знаний.

Профессия учителя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий. Эти изменения мы видим в течение всей своей профессиональной деятельности.

Без одних цифровых инструментов мы уже не представляем нашу работу, а некоторые инструменты, по нашему мнению, лишь отвлекают нас. С момента своего появления информационные  технологии не прекращают развиваться. Сначала это был мультимедийный проектор, и мы восторженно демонстрировали обучающимся созданные в PowerPoint свои слайды. Затем появились интерактивные доски, и все увидели новые возможности организации учебных занятий. Сейчас возможностей ещё больше. Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений.

Применение онлайн-платформ и онлайн-систем в обучении позволяют удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Обучающиеся обращаются к нему лишь в спорных ситуациях

Кроме этого в цифровой образовательной среде можно использовать возможности различных цифровых платформ, чтобы ученики могли создавать свои проекты, совместно работать с другими, могли ежедневно следить за своими результатами обучения и видеть конкретные пути решения возникших личных проблем. Учитель в свою очередь может получить мгновенную обратную связь с каждым из учеников. Ученики имеют доступ к разнообразным образовательным ресурсам, о которых позаботился педагог. Со многими цифровыми платформами мы знакомы, благодаря которым мы с вами проводили дистанционное обучение во время эпидемиологической обстановки в стране при распространении новой короновирусной инфекции COVID19. И это не предел всех цифровых платформ которые учитель использует при дистанционном обучении или в другой форме.

 По поручению Президента РФ от 30.01.2019: Правительству РФ с участием ПАО «Сбербанк» и АСИ были приняты решения: о проведении в 2019/2020 учебном году апробации цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов, на базе организаций, реализующих программы основного общего образования, не менее чем в 5 субъектах РФ. Цели проекта персонализированной модели обучения (ПМО) совпадают с целями национального проекта «образование»:

• Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;

• Вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

• Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Создать в школе предметно-образовательную среду, ориентированную на развитие каждого ученика в соответствии с выбранной траекторией, на формирование базовых компетенций XXI века (по модели 4К:  креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, когнитивные компетенции).

Всесторонне подготовить детей к вызовам современного  мира, научить делать  правильный выбор и быть ответственным за свои  поступки и решения, быть готовым к самообучению (социализация).

Так с первого сентября 2020 года наша школа приняла участие в проекте «Цифровая образовательная среда», что позволило школе включиться в Программу Сбербанка России «Цифровая платформа персонализированного образования в школе».

Программа направлена на трансформацию современной школы таким образом, чтобы каждый ребенок получил персональное, современное и интересное именно ему образование и навыки, нужные в реальной жизни.

Главная задача – превратить немотивированный труд школьника в труд увлекательный и увлекающий; убрать из образования всё, что непродуктивно, и гарантировать развернутую обратную связь между учителем и учеником.

Данная модель Персонализированного образования была внедрена на базе 5б класса. 22 педагога прошли обучение на платформе ШЦП по 5 основным модулям, из которых 13 учителей работают в 5б классе.  По окончании обучения все педагоги получили удостоверение о повышении квалификации по теме «Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе».  Все участники данного проекта были внесены на платформу конфигуратором школы и получили персональные логины и пароли для входа в личный кабинет, где и проходили обучение всех модулей. На сегодняшний день школа вошла в реестр активных школ – участниц проекта СберКласса по Ставропольскому краю, таких школ в крае три.

Несмотря на то, что платформа не заменяет очного образовательного процесса, а лишь дополняет его и позволяет организовать его в персонализированной модели образования, ее использование требует не только наличие соответствующей компьютерной техники в школе, но и дома для выполнения заданий на платформе.

Поэтому в рамках данной программы 26 учеников 5б класса, для обеспечения доступа детей к новым возможностям, в том числе и тех, у кого дома нет компьютера, школы и ученики получили специальные комплекты умных устройств от Сбербанка (смарт боксы, состоящие из приставки для подключения к телевизору и клавиатуры с сенсорным экраном.) С их помощью Они дают возможность пользоваться всеми возможностями платформы «СберКласса».

Цифровая платформа содержит обучающие модули по всем предметам школьной программы, а также авторские модули для углубленного изучения материала и кросс-предметных исследований. Весь учебный материал соответствует государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Свою работу обучающийся может выполнять как в классе в своем индивидуальном темпе, так и дома. Работа учащегося не делится на классную и домашнюю. Если во время выполнения задания обучающийся допустил ошибку, то он легко может вернуться назад, что бы ее исправить. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – системообразующие факторы ПМО (персонализированной модели образования). Все это положительно влияет на мотивацию обучающихся.

Цифровая платформа дает возможность  учителю не только  использовать готовый модуль, но и добавлять свой материал, а также создать собственный модуль. Каждый модуль начинается с мотивирующего и проблемного задания. Мотивирующие задания дают возможность обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Проблемный вопрос – еще один основополагающий элемент урока. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно, но пройдя свой путь, свою траекторию, каждый ученик сможет ответить на этот вопрос.

Задания в модуле сформированы по целям  (уровням):

- я могу воспроизвести решение,

- я понимаю и  могу применить решение в усложненной ситуации,

- я могу проанализировать ситуацию  и применить решение в незнакомой ситуации.

Это позволяет учащимся увидеть траекторию своего движения, оценить реальный уровень.

Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0. Часто этот уровень проходит тот ученик, который отсутствовал в школе по определенной теме.

Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны так, что при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.

Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область и применять знания в практических ситуациях. На этом уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.

Положительный момент в данной модели в том, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий:

·         самопроверка учащимся по ключам;

·         проверка учителем;

·         автоматическая проверка;

·         проверка работы одноклассником.

В завершении модуля обучающиеся выполняют проверочную работу в форме тестирования или контрольной работы.

На платформе предусмотрена обратная связь с учителем. При работе на данной платформе могут быть привлечены и любимые обучающимися гаджеты. Модульные задания собраны по темам. Каждая тема заканчивается тестовой проверкой. Тестовые задания проверяются автоматически. Тренировочные задания задаются учителем с помощью матрицы заданий. После выполнения заданий обучающимся учитель проверяет результат и дает подробный адресный комментарий.

Минус платформы в том, что на учителя ложится очень большая нагрузка в плане проверки тех заданий, которые не предусматривают автопроверку или не дают детям выйти на этап проверки.

Надо понять, что учебный процесс – это командная игра. Когда ученик осознает, что учитель заинтересован в его развитии, что в школьном мире мы учимся друг у друга, что нет конкуренции и вражды, тогда он начинает проявлять активность. Ученики могут работать над заданиями совместно, общаясь и учась друг у друга. Таким  образом, выполняя задания по предмету, ученики не старается списать у своего одноклассник,а учится использовать его помощь, как ресурс для развития. Для того, чтобы ученик прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Ученикам важно понимать, что учитель не для контроля, а для помощи.  И эти правила должны стать приоритетными.

На платформе также есть возможность автоматически составлять расписание и проверять домашние задания детей, конечно, не все, а только представленные в тестовом формате.

 Самое главное преимущество в том, что система не оставит ребенка с оценкой "три", если цель "пять", а будет развивать ученика пока цель не окажется достигнутой, это касается как предметных целей, так целей по мягким навыкам.

В дополнение ко всему выше сказанному, хочется отметить, что каждая из учебных платформ повышает мотивацию учащихся к самообразованию, развивает культуру учения и дает возможность почувствовать свою ответственность за результат работы.

Применяя платформы Сберкласса (слайд 16), как инструмента персонализированного образования и комбинированного обучения, процесс обучения для обучающихся становиться более интересным и эффективным.

 

Список литературы:

1.      Цифровая платформа – это не замена школе https://arb.ru/b2b/interview/tsifrovaya_platforma_eto_ne_zamena_shkole-10391047/

2.      Что такое цифровая образовательная среда: https://strategy.government-nnov.ru/ru-RU/longread/digitallearning.

3.      Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС: https://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/

4.      Плаформа сберкласса - https://sberclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Особенности организации дистанционного образования: возможности, внутренние и внешние ресурсы.( федеральный проект , цифровая образовательная среда)

Доклад на тему: Особенности организации дистанционного образования: возможности, внутренние и внешние ресурсы.( федеральный проект , цифровая образовательная среда)Воспитатель Уткина Елена АлексеевнаВ...

: Дорожная карта «Цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста....

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...

Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...

Буклет для педагогов «Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях. Создание интерактивных упражнений Learning Apps»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24284714","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1241","width":"1755"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"242...

Цифровая образовательная среда в коррекционной работе учителя логопеда

Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в...

Опыт работы "Организация цифровой образовательной среды"

В статье описаны особенности использования цифровых технологий и актуальность их применения в дошкольном образовательном учреждении....