Картотека игр в адаптационный период.
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр в адаптационный период
«Покружимся»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Материал: игрушечные мишки, куклы
Ход игры.
Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другие игрушки и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стихи и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь, Тихо – тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю приземлюсь!
«Прячем мишку»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Материал: игрушечный мишка
Ход игры.
Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда малыши найдут игрушку взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-Ку –Ку!». Когда дети найдут его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться
кому-нибудь из детей
«Солнышко и дождик»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Ход игры.
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в
«окошко» (отверстие в спинке стула) Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять» Дети бегают по группе или площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
«Поезд»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики» Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.
«Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая:
«Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход. Останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Догонялки»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: проводится с двумя – тремя детьми
Материал: кукла средних размеров
Ход игры.
Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок,
берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например,
«Веселую дудочку» М. Карасева)
«Солнечные зайчики
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: проводится с двумя – тремя детьми
Материал: маленькое зеркальце
Ход игры.
Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики
Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!
По сигналу: «Лови зайчика! Дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2 - 3 раза
«Покатаемся на лошадке»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени)
Ход игры.
Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) ннно –ннно» Ребенок повторяет тихо:
«Ннно – ннно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «ннно – ннно, беги, лошадка! (сильно раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетания – громко и четко.
«Подуй на шарик, подуй на вертушку»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Материал: воздушный шарик, вертушка.
Ход игры.
На уровне лица детей подвешиваются воздушные шарики, а перед ними на стол кладут вертушки. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает детям повторить его действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась.
«Книжка - угадайка»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Материал: записная книжка с проволочной спиралью
Ход игры.
Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу разрезают на 2 – 3 горизонтальные полоски. Рассматривая книжку вместе с малышами, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Дети пытаются догадаться, что изображено на картинке.
«Передай колокольчик»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Материал: колокольчик
Ход игры.
Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик» Дети по очереди становятся на место взрослого и звонят в колокольчик
«Книжка - угадайка»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Ход игры.
Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок
– «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
«Книжка - угадайка»
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым
Организация: фронтальная
Материал: мяч
Ход игры.
Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вмести с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем тыхочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть» После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
- Упражнение «Коза рогатая».
Идет коза | Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по |
рогатая, | телу ребенка. |
Идет коза | |
бодатая: | |
Ножками – топ, |
топ! Глазками – хлоп, хлоп! | |
Кто кашки не ест, Кто молока не пьет. Того забодает. | Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой. |
- Упражнение «Стенка, стенка».
Стенка, стенка Потолок, Раз ступенька, Два ступенька, Дзынь – звонок. | Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой |
Лба | |
Потом подбородка | |
Места над верхней губой | |
И кончика носа малыша. |
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
- Упражнение «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле | Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка. | ||||
Чтобы мололи, | мельницы | Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой. | |||
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. | Имитация лепки соединяются). | пирожков | (ладони | Ребенка |
- Упражнение «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и |
топают. | |
А в ладошки хлоп-хлоп- хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! | Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! | Руки на пояс – кружатся. |
Упражнение «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так Он ушами шевелит | Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть! | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
- Пропавшие ручки.
У меня пропали ручки | Спрятать руки за спину. |
Где вы, рученьки мои? | Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Показать руки. |
У меня пропали ножки. Где Вы ноженьки мои? | Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
«Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп- хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! | Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! | Руки на пояс – кружатся. |
Ай да крепыши! |
«Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так Он ушами шевелит | Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть! | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! | Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
- «Зарядка для пальцев».
Пальцы | делают | Дети вытягивают | руки | вперед, сжимают | и |
зарядку, | разжимают кулаки. | ||||
Чтобы | меньше | ||||
уставать. | |||||
А потом | они в | ||||
альбомах |
«Зайка».
Заинька-зайка | Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку. |
Маленькая зайка | Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола. |
Длинные ушки | Дети приставляют ладошки к голове. |
Быстрые ножки | Побежали. |
Деток боишься Зайка-трусишка | Дети обхватывают себя руками, изображая страх. |
- «Карусели».
Еле-еле, еле-еле Закружились карусели, | Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки (или за обруч). Двигаются по кругу по часовой стрелке. |
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. | Идут быстро, еще быстрее, затем бегут. |
Тише, тише Не спешите. | Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу. |
Карусель остановите. | Медленная ходьба. |
Стоп. | Остановиться и присесть на корточки. |
«Покажи отгадку».
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. | Кошка |
Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. | Лиса |
Знают звери все в лису Ярко-рыжую… | |
Он в дупло засунул лапу И давай рычать, реветь. Ох, какой же ты сластена, Косолапенький… | Медведь |
Заворчу, заурчу, В небеса улечу. | Самолет |
Летом в болоте вы ее найдете Зеленая квакушка- Кто это? | Лягушка |
Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный? | Волк |
- «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара | Дети поднимают и опускают плечи. |
Смотрит влево, | Поворачивают корпус влево. |
Смотрит вправо, | Поворачивают корпус вправо. |
Смотрит вверх, | Поднимают голову вверх. |
Смотрит вниз, | Опускают голову. |
Чуть присела на карниз, | Выполняют легкие полуприседания. |
А с него свалилась вниз! | Резко приседают. |
«Пропавшие ручки».
У меня пропали ручки | Спрятать руки за спину |
Где вы, рученьки мои? | Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Показать руки. |
У меня пропали ножки. Где Вы ноженьки мои? | Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 опять. | – | покажитесь | мне | Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
«Ногами топ».
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп- хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! | Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! | Руки на пояс – кружатся. |
ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ ГНОМЫ И ГРИБЫ
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опаздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте) И грибы все уронили! (присесть)
ЖИЛ БЫЛ ГНОМ
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх,соединили ладони) Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте) На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок,ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух,высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем) Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте) Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону) Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз) Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
ДОМ ГНОМОВ
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе) Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу) Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку) Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вятянуть перед собой)
ПРОСТЫЕ СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ.
«Потягушеньки»
Игра эта направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлениях. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения игр дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому. Ведущий, сидя в кругу, совершает движения, сопровождая их словами.
- Потягу-у-ушеньки-порастушеньки (можно и здесь сослаться на рис.7) Вдоль растушеньки
Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки впред-вниз. Ладонями оглаживаем тело - плотно и ласково - от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног - вытягиваемся до максимального размера тела в длину, эту длину обозначаем тактильно.
- А поперек - толстушеньки, поперек – толстушеньки.
Потягиваемся руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело – растягиваемся - максимальная ширина, сжимаемся -минимальная ширина. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно- плотно.
- Ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, Ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки,
Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие.
- А ножки-топтушеньки, ножки-топтушеньки.
В ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением и усилением, педагог дает возможность детям разогнаться перед более мелким движением - акцент на самые удаленные точки тела.
- А в роток – говорок. Ну-ка, выглянь язычок!
Указательный палец к губам - подготовка локального движения.
- Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю.
Движения языком - см. текст. ( Вертикальное движение и горизонтальное).
- Вышел за ворота подальше и спрятался, вышел и спрятался.
Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался. И дверь за ним крепко закрылась.
Изменение глубины (движение во фронтальной плоскости и в вертикальной).
- В роток говорок - коснуться губ пальчиком
А в головку – разумок - обхватить голову двумя руками.
Возможно, дети не сразу смогут включиться в действия подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.
«Потягушеньки» - пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше, задействовано всё тело. Другой вид игр - локальные. Здесь уже задействуются отдельные части – животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т.п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные варианты подобных игр. Ниже мы приводим пример локальной игры.
«Ков-ковалек» (модификация русской народной игры)
Цель игры – обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать их движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре от предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.
Правой рукой кладем на левое колено правую стопу, левой рукой хлопаем по поверхности подошвы в ритме стиха.
- Куй,куй,ковалек, Подкуй сапожок,
На правую ножку теплую сапожку.
Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.
- Теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу в левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.
Куй, куй, ковалек, Подкуй сапожок,
На левую ножку теплую сапожку.
- Топаем поочередно ногами об пол или - более сложный вариант - поднимаем обе ноги не высоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга. (рис.2-242)
Подкуем, подкуем, ножки, бегайте бегом.
«Наши ручки в пляс пустились» - еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также и задняя поверхность тела. Она способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.
- Наши ручки в пляс пустились – обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью (рис.3-269)
Завертелись,
- Закружились – руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз.
- На головке полежали – далее движения по тексту
- И на плечиках полежали. 5.На коленях полежали
6.И на ножках полежали. (рис.4-389) 7.И за спинку убежали.
- Спрятались.
- Где же, где же, где же наши ручки? – руки остаются спрятанными за спиной.
Нету-нету-нету наших ручек.
Где же, где же, где же наши ручки?
- Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! - хлопки по коленям.
Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!
Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела – но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить различные другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на носике полежали, на пяточках полежали и т.д.
2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося «рисунка» - хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши, разнообразные повороты кистей.
«В нашем маленьком домишке».
Эта игра проводится, сидя на стульчиках или в кругу на полу, в зависимости от того, насколько дети нуждаются в закреплении в пространстве своего места. Игра направлена на развитие управляемости движений. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе, так и на восприятии тела в неподвижности. Как известно, детям не свойственна статичность, а в контексте сюжета она становится осмысленной и вполне выполнимой, что способствует становлению произвольности. Плотные прикосновения к разным частям тела помогают ребенку выстраивать и воспринимать схему или образ тела. Важно, чтобы его стопы стояли на полу.
Кладем головы на «подушечку», сложенную руками на коленях, закрываем глаза - отдаемся тяжести и расслабляемся. (рис.5)
- В нашем маленьком домишке
В колыбельках спят детишки - длинная ПАУЗА – отдаемся тяжести, расслабляемся, глаза можно прикрыть.
- Переход к легкости и движению
Вот с кроватки кувыркнулись
Быстро-быстро все проснулись – бодро поднимаем голову, обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью - переход из тяжести и неподвижности к легкости и движению.
- Нос, лоб, голова, уши, щеки и глаза - спрятались и нашлись - 2раза. Движения по тексту. Плотно касаемся тела – см. текст - парные и непарные части тела. Глаза прикрываем глаза ладонями - вот я, а вот нет меня.(рис.6-265)
- Плечики – плечики - плотно гладим ладонью противоположное плечо, потом другое.
- Спинка и грудь - медленно заносим руки за спину, поглаживаем спину, затем грудь - разная степень доступности.
- Ты разбудить ничего не забудь!
- Ручки хлопают, ручки хлопают - в ритме стиха хлопаем в ладоши перед собой.
А ножки топают, ножки топают - Сидя, топаем .
- Ру-ки хло-па-ют, ру-ки хло-па-ют – скандирование в медленном темпе - медленные широкие жесты над головой.
- А ноги громко топают, очень громко топают, еще громче топают –
энергично и громко топаем с ускорением.
- Ручки хлопают, ручки хлопают - декламируя шепотом, «хлопаем» перед собой указательными пальцами.
- Ножки тихо топают, тихо-тихо топают - пятки стоят на полу, а
«топают» только носочки.
- Мы ПРОСНУЛИСЬ, потянуууулись - тянемся вверх руками и всем корпусом, а книзу тянемся ногами, пятками.
- Всем вокруг мы улыбнулись – руки на колени, приветливо друг другу улыбаемся.
Не стоит дожидаться, когда воцарится полная тишина, нужно создать хотя бы короткое затишье - со временем дети почувствуют вкус к такому загадочному началу. Не следует добиваться и беспрекословного и точного выполнения действий – достаточно зрительной концентрации и отдельных действий. Однако, если дети перед игрой длительное время были в неподвижности или в напряжении, то им трудно будет сконцентрироваться на такой игре, поскольку она требует высокой концентрации внимания, произвольности и общей слаженности действий.
«Зарядка» - простая жестовая игра. Ее содержание дает возможность переживания сжатия и расширения всего тела, концентрирует внимание то в центре, то на его периферии. Диапазон движения у каждого человека свой. Всё зависит от роста, размаха рук и восприятия своего движения. Эта игра позволяет ребенку ощущать и воспринимать свой максимальный и минимальный метрический размер.
«Зарядка» может быть продолжением одной из предыдущих игр. Стулья расставляются просторно, поскольку предполагаются действия, выполняемые стоя, и для каждого ребенка требуется достаточное пространство. В начале игры все сидят на стульях, затем встают и выполняют движения стоя.
- Мы сегодня утром встали
И зарядку делать стали: - выразительно встаем со стульев так, чтобы почувствовать опору в ногах
- Ручки вверх – энергично потянулись пальчиками высоко-о-о, чтобы почувствовать каждому свой максимальный вертикальный размер.
- Ручки вниз - не приседая, наклонились, опустили руки к полу – вертикальный размер вполовину.
- Вправо-влево потянись - руки максимально растянули, чтобы почувствовать протяженность тела в горизонтальном направлении.
- А потом в клубок свернись – присели на корточки, обхватив колени, сжались в комок до минимума, голову спрятали в колени.
- Вправо-влево потянись,
А потом в клубок свернись- повторить действия на расширение и сжатие
- Пола ручками коснись, пола ручками коснись - в положении на корточках (сжатие) ритмично и легко постукать пальцами по полу – контраст на крупные движения и мелкие.
- И до неба дотянись - вытягиваемся вверх (переход из сжатия в максимальный вертикальный размер). (рис.7)
- Пола ручками коснись, пола ручками коснись
И до неба дотянись – повторяем действия сжатия и расширения.
- А потом к себе вернись - скрещиваем руки на груди - середина между полярностями, чтобы ощутить покой и равновесие в центре тела.(рис.8)
«Тесто» - известная игра, в который скрыт интересный и важный тактильно-двигательный потенциал. Дети имеют возможность через
прикосновение четче пережить границы своего тела, почувствовать себя и друг друга, посредством прикосновений и со-прикосновений. Двигательный элемент игры примечателен тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения с движениями рядом стоящих детей. Это стимул для целенаправленного восприятия своего движения и управления им. Таким образом, решается важная коммуникативная задача – замечать, как чувствуют себя партнеры -«тесто» внутри круга, не только активно «мять» и
«месить» тех, кто в центре, но и воспринимать силу своего воздействия в соотношении с откликом партнеров.
Для игры – ее дети выполняют стоя - требуется достаточно большое безопасное пространство, больше, чем круг, образованный детьми и максимально растянутый в во все стороны. Круг – это «кастрюля». Считалкой (или по желанию) выбирают тех, кто будет исполнять роль
«теста» - от 1 до 4 детей. Они встают в середину круга.
Ход игры: все медленно на каждое слово приговорки сходятся маленькими шагами к центру. Взрослый, ведущий, стоит в кругу и своим движением, степенью его интенсивности, характером прикосновений показывает и, одновременно, прямо действует вместе с детьми.
Сходимся к центру, приговаривая:
- Месим-месим-месим тесто,
Нет ему в кастрюле места – 2-3раза - круг становится всё теснее и теснее, в центре все меньше и меньше места.
- Месим-месим-месим тесто,
Нет ему в кастрюле места - сойдясь максимально плотно, не расцепляя рук, все вместе кулачками мнем «тесто» - спины и бока стоящих в середине. Месим «тесто» интенсивно, ощутимо, но никто никого не толкает.
- Тесто с медом, с молоком,
С маслицем, с дрожжами - расцепив руки, ласково гладим «тесто» обеими руками вдоль корпуса (руки плотно прилегают к корпусу).
- Тесто месят кулаком
Мнут его руками - снова, сжав руки в кулачки, мнем «тесто», потом гладим раскрытыми ладонями.
- Чем мы тесто приправим?
Маком, орехами – «осыпаем тесто маком» - похлопываем одновременно всеми пальцами, «орехами» – похлопываем поочередно кулачками.
- Эй, дуйся, пузырь, руздувайся, большой!
Оставайся такой и не лопайся! - внешний круг берется за руки и расходится. Теперь тем, кто стоит в центре круга, снова очень просторно. Круг
«натягивается» до максимального напряжения.
- Где-то круг обязательно лопнет. Иногда дети рассыпаются в стороны. Там, где круг лопнет, должны быть «продукты» для новой порции теста – 2 ребенка.
Примечание. 1. Для детей младше 3 лет имеет смысл игру сократить и оставить только первые и последние две строчки. 2. Взрослый внимательно следит за эмоциональным состоянием тех, кто стоит в кругу. Если кому-то из
детей остро некомфортно, игру необходимо приостановить и спросить согласия этого ребенка на продолжение, пообещав «месить тесто» легонько. В случает отказа следует предложить ребенку побыть тестом в следующий раз. Особо чувствительные дети, как раз те, чья тактильная чувствительность нуждается в проработке, не сразу готовы встать в круг, им лучше несколько раз побыть в роли «кастрюли». В этом случае никакие уговоры недопустимы, это может травмировать ребенка. Дети резкие и напористые, часто доставляющие боль, также нуждаются в проработке их собственной сниженной тактильной чувствительности. Им особо полезно быть хорошенько «промятыми». 3. Если кто-то из детей, стоящий в кругу, не включается в игру, не понимает действий или шалит, причиняя неудобство другим, несмотря на это, следует продолжать «готовить порцию теста», выразительно подавая пример действия. В том случае, если кто-то кому-то причиняет боль, взрослому следует чрезмерно активного ребенка взять в свои руки и действовать буквально его телом до окончания «замеса». Дело в том, что таким детям трудно собрать внимание к своим действиям, соразмерять их с окружающими и им особенно необходимо оказаться в качестве «теста». Вот почему так важно «приземлять» их, помогать воспринимать собственное тело, чтобы делать его всё более управляемым.
«Просыпайся, детвора!»
Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве. Развитие равновесия, координации, ловкости, внимания, зрительно-пространственной ориентации.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, затем в соответствии с сюжетом перемещаются на свободное пространство.
- В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.
- Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).
- Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).
- Нос, лоб, голова (касаемся руками).
- Уши, щеки.
- И глаза спрятались и нашлись (закрываем ладонями).
- Плечики-плечики (плотно оглаживаем плечи).
- Спинка и грудь (поглаживаем спину и грудь). Ты разбудить ничего не забудь!
- Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопаем).
- А ножки топают, ножки топают (топаем).
- Мы проснулись, потянулись.
- Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).
- Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).
- Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).
- На коленях полежали, И на ножках побежали.
И за спинку убежали. Спрятались.
Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.) Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)
«Осенняя прогулка».
Цель: восприятие пространства тела и пространства окружения, развитие умения сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении. Материал: корзинка, наполненная осенними листьями.
Ход игры:
Образуется круг.
- Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).
- Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).
- Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).
- Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).
- Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.) Потеряли сапожок (сохраняем равновесие), потеряли, потеряли, потеряли сапожок.
- Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз). Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)
«Дождик».
Цель: учить сохранять равновесие, управлять своим шагом. Способствовать восприятию пространства тела и пространства окружения
Материал: большой лоскут ткани, лоскуты серо-голубой ткани. Ход игры:
- Солнышко ясное по небу ходило, солнышко ясное все лето светило (ведем хоровод).
- А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).
- Светить перестало (приседаем на корточки).
- Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.) Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на10-20 секунд), пока дождик льет и льет.
- Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.) Дождик, дождик, кап-кап- кап! (Увеличиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.
- дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки), в руки не дается.
- Дождик-дождик-дождик льет, (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу) и гулять нам не дает.
- Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.) Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети.
«Слушаем» тишину.)
- Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать! Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам- мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...
Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"
В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....
Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»
Актуальность:Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствую...
Картотека игр в адаптационный период во второй младшей группе
В данной картотеке подобраны игры, которые помогут ребенку более безболезнонно преодолеть эмоциональный дискомфорт в адаптационный период, его симбиотические связи с мат...
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет
«Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи:создание положительного эмоционального климата в группе;снятие эмоционального напряжения....
КАРТОТЕКА ИГР В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....
Картотека "Игры в адаптационный период"
Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста....