Картотека игр в адаптационный период.
картотека (младшая группа)

Кудашкина Римма Ивановна

Картотекаигр в адаптационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx74.18 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр в адаптационный период

«Покружимся»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: игрушечные мишки, куклы

Ход игры.

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другие игрушки и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стихи и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь, Тихо – тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю приземлюсь!

«Прячем мишку»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: игрушечный мишка

Ход игры.

Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда малыши найдут игрушку взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-Ку –Ку!». Когда дети найдут его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться

кому-нибудь из детей

«Солнышко и дождик»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Ход игры.

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в

«окошко» (отверстие в спинке стула) Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять» Дети бегают по группе или площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

«Поезд»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики» Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

«Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая:

«Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход. Останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Догонялки»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: проводится с двумя – тремя детьми

Материал: кукла средних размеров

Ход игры.

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок,

берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например,

«Веселую дудочку» М. Карасева)

«Солнечные зайчики

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: проводится с двумя – тремя детьми

Материал: маленькое зеркальце

Ход игры.

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики

Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!

По сигналу: «Лови зайчика! Дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2 - 3 раза

«Покатаемся на лошадке»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени)

Ход игры.

Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) ннно –ннно» Ребенок повторяет тихо:

«Ннно – ннно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «ннно – ннно, беги, лошадка! (сильно раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетания – громко и        четко.

«Подуй на шарик, подуй на вертушку»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: воздушный шарик, вертушка.

Ход игры.

На уровне лица детей подвешиваются воздушные шарики, а перед ними на стол кладут вертушки. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает детям повторить его действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась.

«Книжка - угадайка»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: записная книжка с проволочной спиралью

Ход игры.

Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу разрезают на 2 – 3 горизонтальные полоски. Рассматривая книжку вместе с малышами, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Дети пытаются догадаться, что изображено на картинке.

«Передай колокольчик»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: колокольчик

Ход игры.

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик» Дети по очереди становятся на место взрослого и звонят в колокольчик

«Книжка - угадайка»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Ход игры.

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок

– «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Книжка - угадайка»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: мяч

Ход игры.

Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вмести с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем тыхочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть» После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

- Упражнение «Коза рогатая».

Идет        коза

Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по

рогатая,

телу ребенка.

Идет        коза

бодатая:

Ножками – топ,

топ!

Глазками        – хлоп, хлоп!

Кто        кашки        не ест,

Кто        молока        не пьет.

Того забодает.

Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой.

- Упражнение «Стенка, стенка».

Стенка, стенка Потолок,

Раз ступенька,

Два ступенька,

Дзынь        – звонок.

Пальцы        взрослого        легко        касаются        сначала        одной        щеки ребенка, затем другой

Лба

Потом подбородка

Места над верхней губой

И кончика носа малыша.

Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.

- Упражнение «Мельница».

Дуйте, дуйте, ветры, в поле

Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.

Чтобы мололи,

мельницы

Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.

Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки.

Имитация        лепки соединяются).

пирожков

(ладони

Ребенка

  1. Упражнение «Мы ногами топ!»

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и

топают.

А в ладошки хлоп-хлоп- хлоп

Ай        да        малыши! Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за воспитателем.

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай        да        малыши! Ай да крепыши!

Руки на пояс – кружатся.

  1. Упражнение «Зайка серенький сидит!»

Зайка        серенький сидит

Взрослый садится.

И        ушами

шевелит.

Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Вот так, вот так Он        ушами шевелит

Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот, так, вот так Надо лапочки погреть!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайке холодно стоять,

Надо        зайке поскакать.

Вот так, вот так Надо        зайке поскакать!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайку        волк испугал!

Взрослый рычит!

Зайка        тут        же убежал!

Дети разбегаются врассыпную.

  1. Пропавшие ручки.

У меня пропали ручки

Спрятать руки за спину.

Где вы, рученьки мои?

Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.

1,2,3,4,5        –        покажитесь        мне опять.

Показать руки.

У        меня        пропали        ножки. Где Вы ноженьки мои?

Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.

1,2,3,4,5        –        покажитесь        мне опять.

Встать на ноги.

Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.

  1. «Мы ногами топ!»

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

А в ладошки хлоп-хлоп- хлоп

Ай        да        малыши! Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за воспитателем.

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай        да        малыши!

Руки на пояс – кружатся.

Ай да крепыши!

  1. «Зайка серенький сидит!»

Зайка        серенький сидит

Взрослый садится.

И        ушами

шевелит.

Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Вот так, вот так Он        ушами шевелит

Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот, так, вот так Надо лапочки погреть!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайке холодно стоять,

Надо        зайке поскакать.

Вот так, вот так Надо        зайке поскакать!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайку        волк испугал!

Взрослый рычит!

Зайка        тут        же убежал!

Дети разбегаются врассыпную.

  1. «Зарядка для пальцев».

Пальцы

делают

Дети        вытягивают

руки

вперед,        сжимают

и

зарядку,

разжимают кулаки.

Чтобы

меньше

уставать.

А        потом

они        в

альбомах

  1. «Зайка».

Заинька-зайка

Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.

Маленькая зайка

Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.

Длинные ушки

Дети приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки

Побежали.

Деток        боишься Зайка-трусишка

Дети обхватывают себя руками, изображая страх.

  1. «Карусели».

Еле-еле,        еле-еле Закружились карусели,

Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки (или за обруч). Двигаются по кругу по часовой стрелке.

А        потом,        потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Идут быстро, еще быстрее, затем бегут.

Тише,        тише Не спешите.

Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу.

Карусель остановите.

Медленная ходьба.

Стоп.

Остановиться и присесть на корточки.

  1. «Покажи отгадку».

Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается,

А с водой не знается.

Кошка

Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра.

Лиса

Знают звери все в лису Ярко-рыжую…

Он в дупло засунул лапу И давай рычать, реветь. Ох, какой же ты сластена, Косолапенький…

Медведь

Заворчу, заурчу, В небеса улечу.

Самолет

Летом в болоте вы ее найдете Зеленая квакушка-

Кто это?

Лягушка

Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный?

Волк

  1. «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара

Дети поднимают и опускают плечи.

Смотрит влево,

Поворачивают корпус влево.

Смотрит вправо,

Поворачивают корпус вправо.

Смотрит вверх,

Поднимают голову вверх.

Смотрит вниз,

Опускают голову.

Чуть присела на карниз,

Выполняют легкие полуприседания.

А с него свалилась вниз!

Резко приседают.

  1. «Пропавшие ручки».

У меня пропали ручки

Спрятать руки за спину

Где вы, рученьки мои?

Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.

1,2,3,4,5        –        покажитесь        мне опять.

Показать руки.

У        меня        пропали        ножки. Где Вы ноженьки мои?

Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.

1,2,3,4,5

опять.

покажитесь

мне

Встать на ноги.

Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.

  1. «Ногами топ».

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

А в ладошки хлоп-хлоп- хлоп

Ай да малыши! Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за воспитателем.

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай да малыши! Ай да крепыши!

Руки на пояс – кружатся.

ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ ГНОМЫ И ГРИБЫ

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)

По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опаздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте) И грибы все уронили! (присесть)

ЖИЛ БЫЛ ГНОМ

Жил-был маленький гном (присели, встали)

С большим колпаком (вытянули руки вверх,соединили ладони) Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте) На лягушке он скакал: (прыгаем)

Прыг-скок,ква-ква!

И на стрекозе летал: (машем руками)

Ух,высоко! (встали на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем) Буль-буль-буль!

Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте) Топ-топ-топ!

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону) Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз) Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

ДОМ ГНОМОВ

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе) Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу) Прибирают всё кругом. ("метём" метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)

На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку) Расстелив её к порожку. (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)

Мёду липового жбан. (руки округлить и вятянуть перед собой)

ПРОСТЫЕ СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ.

«Потягушеньки»

Игра эта направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлениях. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения игр дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому. Ведущий, сидя в кругу, совершает движения, сопровождая их словами.

  1. Потягу-у-ушеньки-порастушеньки (можно и здесь сослаться на рис.7) Вдоль растушеньки

Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки впред-вниз.        Ладонями оглаживаем тело - плотно и ласково - от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног - вытягиваемся до максимального размера тела в длину, эту длину обозначаем тактильно.

  1. А поперек - толстушеньки, поперек – толстушеньки.

Потягиваемся руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело – растягиваемся - максимальная ширина, сжимаемся -минимальная ширина. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно- плотно.

  1. Ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, Ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки,

Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие.

  1. А ножки-топтушеньки, ножки-топтушеньки.

В ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением и усилением, педагог дает возможность детям разогнаться перед более мелким движением - акцент на самые удаленные точки тела.

  1. А в роток – говорок. Ну-ка, выглянь язычок!

Указательный палец к губам - подготовка локального движения.

  1. Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю.

Движения        языком        -        см.        текст.        (        Вертикальное        движение        и горизонтальное).

  1. Вышел за ворота подальше и спрятался, вышел и спрятался.

Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался. И дверь за ним крепко закрылась.

Изменение глубины (движение во фронтальной плоскости и в вертикальной).

  1. В роток говорок - коснуться губ пальчиком

А в головку – разумок - обхватить голову двумя руками.

Возможно, дети не сразу смогут включиться в действия подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.

«Потягушеньки» - пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше, задействовано всё тело. Другой вид игр - локальные. Здесь уже задействуются отдельные части – животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т.п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные варианты подобных игр. Ниже мы приводим пример локальной игры.

«Ков-ковалек» (модификация русской народной игры)

Цель игры – обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать их движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре от предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.

Правой рукой кладем на левое колено правую стопу, левой рукой хлопаем по поверхности подошвы в ритме стиха.

  1. Куй,куй,ковалек, Подкуй сапожок,

На правую ножку теплую сапожку.

Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.

  1. Теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу в левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.

Куй, куй, ковалек, Подкуй сапожок,

На левую ножку теплую сапожку.

  1. Топаем поочередно ногами об пол или - более сложный вариант - поднимаем обе ноги не высоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга. (рис.2-242)

Подкуем, подкуем, ножки, бегайте бегом.

«Наши ручки в пляс пустились» - еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также и задняя поверхность тела. Она способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.

  1. Наши ручки в пляс пустились – обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью (рис.3-269)

Завертелись,

  1. Закружились –        руки полусогнуты в локтях,        раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз.
  2. На головке полежали – далее движения по тексту
  3. И на плечиках полежали. 5.На коленях полежали

6.И на ножках полежали. (рис.4-389) 7.И за спинку убежали.

  1. Спрятались.
  2. Где же, где же, где же наши ручки? – руки остаются спрятанными за спиной.

Нету-нету-нету наших ручек.

Где же, где же, где же наши ручки?

  1. Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! - хлопки по коленям.

Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела – но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить различные другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на носике полежали, на пяточках полежали и т.д.

2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося «рисунка» - хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши, разнообразные повороты кистей.

«В нашем маленьком домишке».

Эта игра проводится, сидя на стульчиках или в кругу на полу, в зависимости от того, насколько дети нуждаются в закреплении в пространстве своего места. Игра направлена на развитие управляемости движений. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе, так и на восприятии тела в неподвижности. Как известно, детям не свойственна статичность, а в контексте сюжета она становится осмысленной и вполне выполнимой, что способствует становлению произвольности. Плотные прикосновения к разным частям тела помогают ребенку выстраивать и воспринимать схему или образ тела. Важно, чтобы его стопы стояли на полу.

Кладем головы на «подушечку», сложенную руками на коленях, закрываем глаза - отдаемся тяжести и расслабляемся. (рис.5)

  1. В нашем маленьком домишке

В колыбельках спят детишки - длинная ПАУЗА – отдаемся тяжести, расслабляемся, глаза можно прикрыть.

  1. Переход к легкости и движению

Вот с кроватки кувыркнулись

Быстро-быстро все проснулись – бодро поднимаем голову, обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью - переход из тяжести и неподвижности к легкости и движению.

  1. Нос, лоб, голова, уши, щеки и глаза - спрятались и нашлись - 2раза. Движения по тексту. Плотно касаемся тела – см. текст - парные и непарные части тела. Глаза прикрываем глаза ладонями - вот я, а вот нет меня.(рис.6-265)
  1. Плечики – плечики - плотно гладим ладонью противоположное плечо, потом другое.
  2. Спинка и грудь - медленно заносим руки за спину, поглаживаем спину, затем грудь - разная степень доступности.
  3. Ты разбудить ничего не забудь!
  4. Ручки хлопают, ручки хлопают - в ритме стиха хлопаем в ладоши перед собой.

А ножки топают, ножки топают - Сидя, топаем .

  1. Ру-ки        хло-па-ют, ру-ки хло-па-ют – скандирование в медленном темпе - медленные широкие жесты над головой.
  2. А ноги громко топают, очень громко топают, еще громче топают –

энергично и громко топаем с ускорением.

  1. Ручки хлопают, ручки хлопают - декламируя шепотом, «хлопаем» перед собой указательными пальцами.
  2. Ножки тихо топают, тихо-тихо топают - пятки стоят на полу, а

«топают» только носочки.

  1. Мы ПРОСНУЛИСЬ, потянуууулись        -        тянемся        вверх руками и        всем корпусом, а книзу тянемся ногами, пятками.
  2. Всем вокруг мы улыбнулись – руки на колени, приветливо друг другу улыбаемся.

Не стоит дожидаться, когда воцарится полная тишина, нужно создать хотя бы короткое затишье - со временем дети почувствуют вкус к такому загадочному началу. Не следует добиваться и беспрекословного и точного выполнения действий – достаточно зрительной концентрации и отдельных действий. Однако, если дети перед игрой длительное время были в неподвижности или в напряжении, то им трудно будет сконцентрироваться на такой игре, поскольку она требует высокой концентрации внимания, произвольности и общей слаженности действий.

«Зарядка» - простая жестовая игра. Ее содержание дает возможность переживания сжатия и расширения всего тела, концентрирует внимание то в центре, то на его периферии. Диапазон движения у каждого человека свой. Всё зависит от роста, размаха рук и восприятия своего движения. Эта игра позволяет ребенку ощущать и воспринимать свой максимальный и минимальный метрический размер.

«Зарядка» может быть продолжением одной из предыдущих игр. Стулья расставляются просторно, поскольку предполагаются действия, выполняемые стоя, и для каждого ребенка требуется достаточное пространство. В начале игры все сидят на стульях, затем встают и выполняют движения стоя.

  1. Мы сегодня утром встали

И зарядку делать стали: - выразительно встаем со стульев так, чтобы почувствовать опору в ногах

  1. Ручки вверх – энергично потянулись пальчиками высоко-о-о, чтобы почувствовать каждому свой максимальный вертикальный размер.
  2. Ручки        вниз                -        не        приседая,        наклонились,        опустили        руки        к        полу        – вертикальный        размер вполовину.
  3. Вправо-влево потянись - руки максимально растянули, чтобы почувствовать протяженность тела в горизонтальном направлении.
  4. А потом в клубок свернись – присели на корточки, обхватив колени, сжались в комок до минимума, голову спрятали в колени.
  5. Вправо-влево потянись,

А потом в клубок свернись- повторить действия на расширение и сжатие

  1. Пола ручками коснись, пола ручками коснись - в положении на корточках (сжатие) ритмично и легко постукать пальцами по полу – контраст на крупные движения и мелкие.
  2. И до неба дотянись - вытягиваемся вверх (переход из сжатия в максимальный вертикальный размер). (рис.7)
  3. Пола ручками коснись, пола ручками коснись

И до неба дотянись – повторяем действия сжатия и расширения.

  1. А потом к себе вернись - скрещиваем руки на груди - середина между полярностями, чтобы ощутить покой и равновесие в центре тела.(рис.8)

«Тесто» - известная игра, в который скрыт интересный и важный тактильно-двигательный потенциал. Дети имеют возможность через

прикосновение четче пережить границы своего тела, почувствовать себя и друг друга, посредством прикосновений и со-прикосновений. Двигательный элемент игры примечателен тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения с движениями рядом стоящих детей. Это стимул для целенаправленного восприятия своего движения и управления им. Таким образом, решается важная коммуникативная задача – замечать, как чувствуют себя партнеры -«тесто» внутри круга, не только активно «мять» и

«месить» тех, кто в центре, но и воспринимать силу своего воздействия в соотношении с откликом партнеров.

Для игры – ее дети выполняют стоя - требуется достаточно большое безопасное пространство, больше, чем круг, образованный детьми и максимально растянутый в во все стороны. Круг – это «кастрюля». Считалкой (или по желанию) выбирают тех, кто будет исполнять роль

«теста» - от 1 до 4 детей. Они встают в середину круга.

Ход игры: все медленно на каждое слово приговорки сходятся маленькими шагами к центру. Взрослый, ведущий, стоит в кругу и своим движением, степенью его интенсивности, характером прикосновений показывает и, одновременно, прямо действует вместе с детьми.

Сходимся к центру, приговаривая:

  1. Месим-месим-месим тесто,

Нет ему в кастрюле места – 2-3раза - круг становится всё теснее и теснее, в центре все меньше и меньше места.

  1. Месим-месим-месим тесто,

Нет ему в кастрюле места - сойдясь максимально плотно, не расцепляя рук, все вместе кулачками мнем «тесто» - спины и бока стоящих в середине. Месим «тесто» интенсивно, ощутимо, но никто никого не толкает.

  1. Тесто с медом, с молоком,

С маслицем, с дрожжами - расцепив руки, ласково гладим «тесто» обеими руками вдоль корпуса (руки плотно прилегают к корпусу).

  1. Тесто месят кулаком

Мнут его руками - снова, сжав руки в кулачки, мнем «тесто», потом гладим раскрытыми ладонями.

  1. Чем мы тесто приправим?

Маком, орехами – «осыпаем тесто маком» - похлопываем одновременно всеми пальцами, «орехами» – похлопываем поочередно кулачками.

  1. Эй, дуйся, пузырь, руздувайся, большой!

Оставайся такой и не лопайся! - внешний круг берется за руки и расходится. Теперь тем, кто стоит в центре круга, снова очень просторно. Круг

«натягивается» до максимального напряжения.

  1. Где-то круг обязательно лопнет. Иногда дети рассыпаются в стороны. Там, где круг лопнет, должны быть «продукты» для новой порции теста – 2 ребенка.

Примечание. 1. Для детей младше 3 лет имеет смысл игру сократить и оставить только первые и последние две строчки. 2. Взрослый внимательно следит за эмоциональным состоянием тех, кто стоит в кругу. Если кому-то из

детей остро некомфортно, игру необходимо приостановить и спросить согласия этого ребенка на продолжение, пообещав «месить тесто» легонько. В случает отказа следует предложить ребенку побыть тестом в следующий раз. Особо чувствительные дети, как раз те, чья тактильная чувствительность нуждается в проработке, не сразу готовы встать в круг, им лучше несколько раз побыть в роли «кастрюли». В этом случае никакие уговоры недопустимы, это может травмировать ребенка. Дети резкие и напористые, часто доставляющие боль, также нуждаются в проработке их собственной сниженной тактильной чувствительности. Им особо полезно быть хорошенько «промятыми». 3. Если кто-то из детей, стоящий в кругу, не включается в игру, не понимает действий или шалит, причиняя неудобство другим, несмотря на это, следует продолжать «готовить порцию теста», выразительно подавая пример действия. В том случае, если кто-то кому-то причиняет боль, взрослому следует чрезмерно активного ребенка взять в свои руки и действовать буквально его телом до окончания «замеса». Дело в том, что таким детям трудно собрать внимание к своим действиям, соразмерять их с окружающими и им особенно необходимо оказаться в качестве «теста». Вот почему так важно «приземлять» их, помогать воспринимать собственное тело, чтобы делать его всё более управляемым.

«Просыпайся, детвора!»

Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве. Развитие равновесия, координации, ловкости, внимания, зрительно-пространственной ориентации.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках, затем в соответствии с сюжетом перемещаются на свободное пространство.

  1. В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.
  2. Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).
  3. Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).
  4. Нос, лоб, голова (касаемся руками).
  5. Уши, щеки.
  6. И глаза спрятались и нашлись (закрываем ладонями).
  7. Плечики-плечики (плотно оглаживаем плечи).
  8. Спинка и грудь (поглаживаем спину и грудь). Ты разбудить ничего не забудь!
  9. Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопаем).
  10. А ножки топают, ножки топают (топаем).
  11. Мы проснулись, потянулись.
  12. Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).
  13. Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).
  14. Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).
  15. На коленях полежали, И на ножках побежали.

И за спинку убежали. Спрятались.

Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.) Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)

«Осенняя прогулка».

Цель: восприятие пространства тела и пространства окружения, развитие умения сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении. Материал: корзинка, наполненная осенними листьями.

Ход игры:

Образуется круг.

  1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).
  2. Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).
  3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).
  4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).
  5. Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.) Потеряли сапожок (сохраняем равновесие), потеряли, потеряли, потеряли сапожок.
  6. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз). Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)

«Дождик».

Цель: учить сохранять равновесие, управлять своим шагом. Способствовать восприятию пространства тела и пространства окружения

Материал: большой лоскут ткани, лоскуты серо-голубой ткани. Ход игры:

  1. Солнышко ясное по небу ходило, солнышко ясное все лето светило (ведем хоровод).
  2. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).
  3. Светить перестало (приседаем на корточки).
  4. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.) Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на10-20 секунд), пока дождик льет и льет.
  5. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.) Дождик, дождик, кап-кап- кап! (Увеличиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.
  6. дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки), в руки не дается.
  7. Дождик-дождик-дождик льет, (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу) и гулять нам не дает.
  8. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.) Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети.

«Слушаем» тишину.)

  1. Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать! Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам- мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...

Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"

В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....

Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»

Актуальность:Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствую...

Картотека игр в адаптационный период во второй младшей группе

В данной картотеке подобраны игры, которые помогут ребенку более безболезнонно преодолеть эмоциональный дискомфорт в адаптационный период, его симбиотические связи  с мат...

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

«Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи:создание положительного эмоционального климата в группе;снятие эмоционального напряжения....

КАРТОТЕКА ИГР В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....

Картотека "Игры в адаптационный период"

Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста....