Картотека пословиц и поговорок для старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)
Предлагаю вашему вниманию картотеку, а также специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки, а также упражнения для старших дошкольников
ГБДОУ детский сад №55
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Воспитатель - Лопуга Лидия Дмитриевна
Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
Уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.
Упражнения:
1. Упражнение: «Закончи пословицу»
Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
2. Упражнение: "Завиральные пословицы"
Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.
3. Упражнение: «Кто знает, пусть продолжает"
Первый ребёнок произносит пословицу, следующий - проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.
4. Упражнение: «Обьяснялки"
Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? «, «Кому следует говорить: не спеши языком - торопись делом?», «Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?", "Почему голова без ума - лукошко?".
5. Иллюстрирование пословиц:
При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе или магнитной доске.
6. Моделирование пословиц:
С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.
7. Инсценирование пословиц:
Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.
8. Подбор пословиц к определённому тексту:
Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно предложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: "Каждой вещи - своё место". А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, "Кончил дело - гуляй смело"), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.
9. Упражнение: "Восстанови пословицу и объясни её":
Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.
10. Упражнение: "Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы".
Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, "Добрая слава дороже богатства").
11. Упражнение: «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение сверху вниз". (по усмотрению воспитателя).
Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.
12. Упражнение: "Собери слоги в слова, слова в предложения".
Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де - ляй, гу, ло, сме ("Кончил дело - гуляй смело").
Картотека
Пословицы и поговорки
1. Апрель с водой, а май с травой.
2. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
4. Больше думай, меньше говори.
5. Будет дождь — будут и грибы.
6. Будь как дома, не забывай, что в гостях.
7. Вода с гор потекла — весну принесла.
8. Встречают гостя по платью, а провожают по уму.
9. Где смелость, там и победа.
10. Глаза страшатся, а руки делают.
11. Грамоте учиться — всегда пригодится.
12. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
13. Делу время, потехе час.
14. Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
15. Дождливое лето хуже осени.
16. Дождь вымочит, а красное солнце высушит.
17. Долог день до вечера, коли делать нечего.
18. Дома — как хочу, а в людях — как велят.
19. Других не суди — на себя погляди.
20. Дружба дороже денег.
21. Ешь досыта, делай до поту.
22. Ешь калачи да поменьше лепечи.
23. Ешь калачи, пока горячи.
24. Знай больше, да говори меньше.
25. Знание лучше богатства.
26. Как аукнется, так и откликнется.
27. Кончил дело — гуляй смело.
28. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
29. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
30. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
31. Куда иголка, туда и нитка.
32. Легко друзей найти, да трудно сохранить.
33. Легко сломать, а сделать трудно.
34. Лучше матери друга не сыщешь.
35. Мир не без добрых людей.
36. Мороз не велик, да стоять не велит.
37. На вкус, на цвет товарища нет.
38. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
39. Не мучь мухи: и ей больно.
40. От вежливых слов язык не отсохнет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр будет полезна воспитателям и инструкторам по физической культуре...
Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста
Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...
Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека летних прогулок, выполнена на основе Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендациипо организации и проведению прогулокдля детей старшего дошкольного возраста, будет ...
Знакомство с пословицами и поговорками детей старшего дошкольного возраста.
Многие великие люди восхищались мудростью и красотой, живописной изобретательной силой пословиц. Многозначность пословиц делает их трудным для толкова...
КАРТОТЕКА БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Приобщение детей к культуре башкирского народа. Знакомить детей с истоками народной мудрости: пословицами и поговорками....
Картотека пословиц и поговорок для детей дошкольного возраста
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок – метких речений, кот...