Совершенствование работы по формированию патриотического воспитания на уровне дошкольного образовательной организации.
статья (средняя группа)

Шелюх Анна Алексеевна

    «Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

 сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Семья и детский сад — это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2-ya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

В современном обществе почти каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка и задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?». Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью.

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Семья и детский сад — это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир. Система ДО, как один из институтов социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции ДО, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения, является вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников, как фактора повышения эффективности функционирования ДОО в вопросах духовно — нравственного и патриотического воспитания и поиск рациональных путей взаимодействия. Данные вопросы закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании», в содержании ФГОС ДО. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше созвучна с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)

• воспитание уважительного отношения к труду

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-наблюдений;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

-моделирования сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-рассказа воспитателя;

-чтения произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-обобщающих рассказов воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-сообщение дополнительного материала воспитателем;

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

-чтение родителями сказок, былин и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Следует отметить, что в методике используются разнообразные назовем важнейшие:

-НОД чтение произведений, беседы, игры;

-творческая художественная деятельность детей;

-проведение совместных праздников;

-прослушивание аудиозаписей;

-просмотр мультфильмов;

-экскурсии;

-тематические вечера;

-организация выставок;

-постановка сказок духовно- нравственного содержания;

-творческие вечера.

Опыт воспитателей убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей. В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно-нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-визиты домой;

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Также педагогический опыт убеждает в том, что для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

И в заключении хочется отметить: в духовно - нравственном воспитании дошкольников большое значении имеет пример взрослых, близких людей. Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому, любите детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации проект «О мальчиках и девочках»

Проект «О мальчиках и  девочках» направлен на создание условии образования  мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у н...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...

Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»

Консультация для педагогов«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации» Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детск...

Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»

Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...

Организация патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации

В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о России, воспитания любви к своей Родине...