Методическое пособие: «Играя, готовимся к школе»
методическая разработка (подготовительная группа)
Лучшая авторская разработка учебно-методического пособия/методических рекомендаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_-_igraya_gotovimsya_k_shkole.docx | 107.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Шелеховского муниципального района
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»
666034 Иркутская обл., г.Шелехов, квартал 1, д.3, телефон 4-41-76
Номинация № 3
«Лучшая авторская разработка учебно-методического пособия/методических рекомендаций».
Методическое пособие: «Играя, готовимся к школе»
Разработала:
Демьянова Елена Александровна, воспитатель
Введение
Вопрос готовности ребёнка к школе был и остаётся по сей день актуальным, так как от того как будет ребёнок подготовлен к школе, так и пойдёт его дальнейшее обучение.
Коротким, но очень важным этапом становления личности, является дошкольное детство. И именно в этот период развиваются основные аспекты, способствующие готовности детей к обучению в школе. К ним относятся социальный, интеллектуальный и эмоциональный аспект.
Все из этих факторов важны одинаково: и социальный фактор – способность общаться, понимать, принимать, уметь подчинить своё поведение законам детских групп. Интеллектуальный фактор способствует развитию произвольного внимания, развитие познавательных процессов, таких как мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь, которые являются основным условием готовности детей к обучению в школе. Эмоциональный фактор – это способность контролировать свои эмоции, иметь уверенность в своих силах.
Требования федеральной образовательной программы дошкольного образования к ее реализации предполагают, что дети к выпуску из детского сада будут уметь решать адекватные возрасту интеллектуальные задачи, применять накопленный опыт для осуществления различных видов деятельности и применять собственные решения, проявлять личностную инициативу. Хорошо владеть своей речью, уметь общаться с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Уметь применять в жизненных и игровых ситуациях представления о количестве, форме, величине предметов, ориентироваться во времени и в пространстве, уметь считать, вычислять и сравнивать.
Опираясь на то, что, основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются все необходимые качества детей, целесообразно именно игру использовать в подготовке детей к обучению в школе. Так как именно в процессе обучающей игры происходит переработка полученных из окружающего мира впечатлений, ярко проявляется мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра способствует решению тех задач, которые не поддавались на занятиях, и повышает интеллектуальную активность детей. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях.
Ребята думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники решают определённые задачи, что способствует развитию познавательного интереса.
Всегда нужно помнить, что быть готовым к школе - не значит хорошо уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться - считал детский психолог Леонид Абрамович Венгер. А именно игра даёт возможность создать первоначальные предпосылки готовности к обучению в школе. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Целевое назначение методического пособия: создание условий для формирования предпосылок к учебной деятельности при подготовке к обучению в школе посредством дидактической игры.
Задачи:
Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок к учебной деятельности.
Развивать речь, согласно всем направлениям речевого обучения посредством углубления знаний об окружающем мире;
Развивать навыки работы со звуками;
Развивать логическое мышление дошкольников посредством математического материала;
Развивать умения в ориентировке на листе бумаги и умения работать с письменными принадлежностями.
Воспитывать усидчивость и интерес к играм, обучающего характера;
Воспитывать активность в получении новых знаний;
Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Описание методического пособия
Предлагаемое методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей старших, подготовительных групп, с целью создание условий для развития первоначальных предпосылок при подготовке к обучению в школе посредством дидактической игры, так как именно дидактическая игра позволяет развить в ребёнке все необходимые предпосылке к последующему обучению в школе.
Существует великое множество дидактических игр, которые можно применять, в подготовке ребёнка к школе и все они условно разделены между собой по различным направлениям. В данный сборник включены игры: по развитию элементарных математических способностей, игры по развитию речевых навыков и навыков работы со звуками и буквами и игры и задания по подготовке руки к письму.
Каждое направление имеет свой раздел, а раздел в свою очередь разделён на подразделы, для удобства в поиске игры по необходимому параметру.
Первый раздел - это игры по развитию математических способностей.
Все математические игры разделены игры различного математического назначения:
- игры по ориентировке во времени, предназначенные для закрепления знаний о частях суток, днях недели, времени;
-игры по ориентировке в пространстве, предназначенные для совершенствования понятий пространственных отношений и оказывающие помощь в подготовке ребёнка ориентироваться на листе бумаги.
- игры на количество и счёт, предназначенные для закрепления умения считать, соотносить цифру с количеством предметов, делать простые вычислительные операции;
- игры на геометрическую форму, позволяющие различать геометрическую форму, сопоставлять их между собой, уметь выстраивать различную геометрическую форму по предложенным схемам, выстраивать из геометрических фигурок различные мозаики;
- игры на цвет и форму, способствуют закреплению сенсорных эталонов, умению классифицировать предметы по цвету, форме, размеру и объединять в различные группы.
Во второй раздел пособия вошли речевые игры, разделённые на:
- игры для обогащения словарного запаса, которые помогают ребёнку развивать навыки при описании предметов. Умению выделить признаки предметов, умению мыслить и подбирать необходимые слова в конкретной ситуации;
-игры на формирование грамматического строя речи, помогающие ребёнку научиться, грамотно излагать свои мысли.
-игры на словотворчество, позволяющие понять ребёнку способы преобразования слов, придумывания новых слов, способствующие развитию фантазии;
- игры по развитию связной речи, помогают в тренировке ребёнка связно и последовательно излагать свои мысли, умении рассказывать о различных впечатлениях из жизни.
Третий раздел пособия содержит игры, по обучению грамоте которые, направлены на развитие у детей фонематического слуха, подборе слов на заданный звук, выделение определённого звука в словах, делении слов на части (слоги) и определение характеристик звуков. На знакомство с символами звуков – буквами и умением соединять буквы в слоги.
Четвёртый раздел пособия посвящён играм и упражнениям по подготовке руки детей к письму.
В данный раздел включены упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений руки, игры с рисованием, игры с предметами домашнего обихода, упражнения для пальчиковой гимнастики.
Все упражнения и игры способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления, но и самое главное развивают мышцы рук, мелкую моторику рук и подготавливают руку к правильному пользованию письменными принадлежностями.
Главным принципом пособия является то, что игры подобраны в соответствии с принципом «начинаем с простого, постепенно переходим к более сложному». И содержат подробное описание по проведению.
Все предлагаемые игры можно проводить как фронтально, так и с подгруппой детей или же адаптировать для индивидуальной игры с конкретными детьми.
Применение этих несложных игр помогает ребёнку подготовиться к школе и чувствовать себя, более уверенным. Ежедневное использование дидактических игр в работе с детьми помогает закреплению ранее полученных знаний, развитию сенсорных способностей, также ребенок овладевает логическими формами мышления, что способствует развитию умственных способностей – ведь это необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Нужно только помнить, что играя вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий, позволяющих сделать игру более успешной.
Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры. Занимать в игре позицию равноправного партнера, только при соблюдении сотрудничества, атмосферы уважения и взаимопонимания, можно максимально желаемых результатов от проведённых игр. Одним из главных условий при проведении дидактической игры является эмоциональность ведущего или педагога, так как это повышает результативность, желание детей участвовать в игровом замысле и получать положительный результат от проведённой игры. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка. Во время игры давать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего. Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания. Обязательно поощрять детей за их старания и достигнутый результат.
Также повышает результативность и поддерживает интерес детей, при проведении некоторых игр использование художественного слова или музыкального сопровождения. Что делает игры более насыщенными и яркими. Немаловажную роль играет подбор соответствующих картинок, что насыщает любую игру, делает её более понятной и интересной в использовании.
Подготовка ребенка к школе — это непростой процесс, но увлекательные игры помогут сделать его более приятным и легким. Если ребёнок с удовольствием играет, принимает любую игровую задачу и старается достичь результата, то и начало обучения в школе доставит ребёнку радость.
Приложение
Методическое пособие: «Играя, готовимся к школе».
Раздел 1: Дидактические игры по развитию математических способностей.
Подборка игр по ориентировке во времени:
- Дидактическая игра «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
- Дидактическая игра «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек. При усложнении задания карточки с кругами, заменяются на карточки с цифрами от 1 до 7.
3. Дидактическая игра «Тик-так»
Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.
Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Ход: На столе под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Стихотворение: «Петушок»:
Кукареку -
Звонко петушок поет.
Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
Задача: Выяснить у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу
- Вставать пора! (будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
4. «Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели.
Материал: Мяч.
Ход: Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна . . .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
- Если вчера была пятница, то сегодня . . .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
- «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Материалы: модель суток, картинки.
Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
- «Какой сегодня день»
Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.
Ход: предложить детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другом игроку. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.2.
Подборка игр на ориентировку в пространстве:
- «Что справа – что слева?»
Цель: совершенствовать понятия справа, слева, развивать наблюдательность.
Ход: перед детьми выставляются игрушки, по команде «Ночь» закрывают глаза, игрушки расставляются справа и слева от играющих детей, по команде «День» дети открывают глаза и задача детей назвать какие игрушки стоят справа, а какие слева.
- «По пути к поиску клада»
Цель: «Учить ориентироваться в пространстве»
Ход: Ведущий говорит конкретные указания играющему, играющий их выполняет, в результате ведущий приводит играющего к кладу. Например: Ведущий: сделай 3 шага вперёд, поверни налево и сделай один шаг вперёд, поверни направо и сделай 5 шагов вперёд……
- Д\и «Поможем Элли вернуться домой»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение
Материалы: альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.
Ход: напоминаем детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. предлагаем детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:
3 4
5
1 2
Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1 (В котором размещен текст с заданием на счет).
Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).
Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки. выполняют задания последовательно.
- Дидактическая игра «Линии и точки»
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.
Ход: Раздаём листы в клетку и карандаши и просим детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.
- «Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход: Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и тд
6. «Нарисуй по описанию»
Цель: развитие внимания, воображения.
Ход: Читаем два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его. (Можно придумывать свои варианты рассказов).
7. «Что изменилось»
Цель: учить понимать выражение «до» и « после»
Ход: объяснить игровые действия: «Надо внимательно по порядку, начиная с центра, рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены, а затем определить, что изменилось» (Ведущий меняет местами сразу по 4 фигуры, например, квадраты и прямоугольники).
Подборка игр на количество и счёт:
- «Назови «соседей» числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10). Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».
Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.
При усложнении игры, игру можно проводить без карточек, стоя в кругу, играя с мячом, где ведущий кидает мяч и говорит: например, «Назови соседей числа 8»
- «Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.
Правила игры: Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
- «Считаем по порядку»
Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Материалы: веер.
Ход: показываем детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
просим детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).
- «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материалы: 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки др. цвета) флажки.
Содержание: раскладываем карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, убираем одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
;В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 бол. и 8 мал. кругов.
Содержание. показываем детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.
Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.
- «Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.
;Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
;Разместим машинки по своим гаражам», «Посадим бабочку на свой цветочек»
Цель: совершенствовать умение соотносить цифру с количеством предметов.
Материалы: картинки гаражей с номером (картинки цветов с номером в центре),
Машинки с точками на капоте (бабочки с точками на крылышках).
Ход: Дети разбирают машинки (бабочки) и двигаются с ними под музыку, после того, как музыка стихает ищут куда должны их положить, соответственно цифре.
9. «Живые цифры»
Цель: совершенствовать умение, считать в процессе игры.
Ход: Группа детей двигается под музыку, Когда музыка стихает, ведущий называет цифру и дети встают в группы, соответственно названной цифре.
В случае индивидуальной работы, можно использовать фишки. В этом случае ведущий и играющий сидят слушают музыку, когда музыка стихает, ведущий называет цифру, а играющий группирует фишки согласно названной цифре.
10. «Соединялки»
Цель: совершенствовать умение соотносить количество предметов с цифрой.
При проведении игр данного направления можно использовать карточки различного содержания с группами предметов разного количества от 1 до 10 и более. И набор цифр.
Задача детей соединить цифру с количеством предметов.
11. «Заштрихуй столько, сколько покажет цифра»
Цель: совершенствовать умение счёта и соотношение предметов с цифрой.
Ход: ведущий даёт карточки с разнообразными силуэтами геометрических фигур, в большом количестве и просит раскрасить столько, сколько показывает цифра.
Подборка игр на геометрическую форму:
- «Мастерим геометрические фигуры»
Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)
Ход: читаем стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Тот кричит ему:
- Смотри, ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных, Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!
Уточняем у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.
;Нарисуй квадрат»
Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.
Ход: загадываем детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны. (квадрат)
Предлагаем детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Затем дети заштриховывают квадраты.
3. «Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
4 «Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
5. «С одним обручем»
Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не».
Материал. Обручи разных цветов, фигуры разных цветов.
Содержание. Вариант 1. В. предлагает положить все красные фигуры внутри обруча, все остальные вне него. Какие фигуры внутри обруча? (красные). Вне обруча? (зеленые, желтые). А как назвать их одним словом? (не красные).
Вариант 2. В. предлагает положить внутри обруча желтые фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не желтые).
Вариант 3. В. предлагает положить внутри обруча квадратные фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не квадратные).
6. «Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
7. «Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Материал: счетные палочки на каждого ребенка.
Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.
8. «Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.
Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические
фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.
9 «Геометрическая мозаика»
Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.
Содержание. Организуя игру, В. заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Подборка игр на цвет и форму:
1 «Калейдоскоп»
Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.
Материал. Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента с тремя осями симметрии, включающего элементы двух, трех цветов, двух форм,
Раздаточный: листы бумаги с начерченными осями, правильный шестиугольник клей, кисточки для клея, элементы для создания орнамента, аналогично образцу по 6 экземпляров каждого вида геометрических фигур.
Содержание. В. обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы. Каждый посмотрит несколько раз, повернет и передаст соседу. Вы видели красивые узоры, Но в калейдоскопе узор не сохраняется, при малейшем движении он изменится. А сегодня мы сделаем картинку как в калейдоскопе, только остановившуюся». В. показывает орнамент: «Посмотрите, какой красивый, но очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены». Педагог и дети выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две разновидности и три цвета. Затем В. обращает внимание на взаимное расположение фигур, на то, каждая фигура повторяется шесть раз. После этого В. предлагает детям разложить свои фигуры так же как в орнаменте-образце. Затем фигуры приклеиваются и анализируются.
;Где какие фигуры лежат?»
Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.
Материал. Набор фигур.
Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
3. «Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
Материал. Модели геометрических фигур, предметы разной формы.
Содержание. На полочки подставки В. ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры В. спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»
- «Разноцветные фигуры»
Цель: развивать умение классифицировать предмету по цвету, форме, размеру, объединять в группы.
Содержание. В.: «Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам. Чем отличаются фигуры друг от друга? (Цветом, формой, величиной). На сколько групп можно разделить фигуры? (На 2 группы:5 красных фигур, 5 зеленых). На сколько групп по форме можно разделить фигуры? (На 3 группы:3 квадрата, 5 кругов, 2 треугольника). Как еще можно разделить фигуры? (По наличию углов: 5 фигур - без углов, это круги; 5 фигур с углами - это квадраты и треугольники). По какому признаку еще не делили фигуры? (По размеру). На сколько групп разделите фигуры по размеру? (На 2 группы:8 маленьких фигур, 2- больших).
5. «Каких фигур недостает?»
Цель: упражнять детей в последовательной анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп.
Материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат (трех цветов).
Содержание. Распределив между играющими таблички, В. объясняет задание: каждый игрок должен проанализировать фигуры первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым легко увидеть, что в нем недостает квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Игру можно разнообразить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
Раздел 2: Подборка дидактических игр по развитию речи:
#1048;гра «Кому угощение?»
Цель: формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных.
Материал: картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Ход игры: Детям предлагают задание распределить подарки между животными и назвать кому, какой подарок подойдет.
2. Игра «Назови части предмета»
Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Материал: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
Описание игры: в первом варианте игры детям дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. Во втором варианте игры каждый ребенок получает карточку с рисунком. Необходимо рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
#1048;гра: «Мяч бросай и слова называй»
Цель: расширении словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Оборудование: мяч.
Описание игры: называется обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросается мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называют относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
#1048;гра: «Кто кем был или что чем было»
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Описание игры: воспитатель задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
;Животные и их детеныши»
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти
Оборудование: мяч.
Описание игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра - …, у льва - …, у слона - …, у оленя -…, у лося - …, у лисы - .
Группа 2. У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки - бельчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок, у собаки - щенок.
Группа 3. Тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок и т.д.
#1048;гра «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - тапочка, белка -белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня - вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко, стекло - стеклышко. 5.
- Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Оборудование: мяч.
Описание игры: логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов, один слон - пять слонов, один шкаф - пять шкафов, один гусь - пять гусей, один лебедь - пять лебедей, один журавль - пять журавлей, одна гайка - пять гаек, одна майка - пять маек, одна шишка - пять шишек, один утенок - пять утят, один гусенок - пять гусят, один цыпленок - пять цыплят, один заяц – пять зайцев, один палец - пять пальцев, одно платье - пять платьев, одна шапка - пять шапок, одна перчатка - пять перчаток, одна банка - пять банок, одна рукавица - пять рукавиц, одна пуговица - пять пуговиц, одна мыльница - пять мыльниц, одна шляпа - пять шляп, одна книга - пять книг, одна конфета - пять конфет. Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
- Игра «Бывает - не бывает».
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Оборудование: мяч.
Описание игры: играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и
сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
- Игра «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря существительных.
Оборудование: мяч.
Описание игры: ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
#1048;гра «В путешествие сказочных слов»
Цель: привлечение родителей к работе по развитию словаря детей методом проектной деятельности.
Описание игры: ведущий «дарит слово» семье. Родители вместе с ребенком находят значение слова и представляют его в виде,
какого – либо продукта творчества (например: рисунок, поделка, составленные предложения и т. п.) Затем ребенок представляет результаты совместного труда с родителями другим детям. Слова: дружба, любовь, счастье, улыбка, удача, друзья и т.д.
Подборка игр на формирование грамматического строя.
;Зверюшки»
Цель: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
2. «Посчитай - ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.
3. «Волшебные превращения»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных,
обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.
Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.
4 «Образуй»
Ход: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром –
ветреный день, лист березы – березовый лист.
Игры на образование притяжательных прилагательных.
;Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых
распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя
принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
;Чей? Чья? Чье?»
Ход: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина
дочка. Чье ухо? Ванина ухо.
7. «Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: вариант №1 проталина – проталины
сосулька — …
луч — …
почка — …
подснежник — …
ручей — …
(сосульки, лучи, подснежники, почки, ручьи).
Вариант №2 На дереве гнездо, а на деревьях…………..
На ветке сук, а на ветках……….
В гнезде птенец, а в гнездах……….
Во дворе дерево, а в лесу……..
Подборка игр по словотворчеству
1. «В гостях у матрёшек»
Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении
сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.
Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их
размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с
изображениями предметов, отличающихся по размеру.
Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек. «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».
;Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.
Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым, словом на дерево прикрепляется листочек.
Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
#1048;гра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Ход: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Он должен назвать родственное
слово к слову «дом». Если затрудняется, мяч бросает обратно педагогу и т.д.
Например: А где живет человек? (В доме)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
- О большом доме? (домище)
- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-
родственники.
;Образуй»
Цель: учить образовать прилагательные от существительных.
Ход: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Ход: халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта –
кофточка.
5. «Что сделал Незнайка»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.
-Что делает Незнайка?
- Незнайка бежит. - За что забежал Незнайка? - Незнайка забежал за дом. - К чему подбежал Незнайка. - Незнайка подбежал к дому. - Откуда выбежал Незнайка? - Незнайка выбежал из дома.
Ход: Грач с юга …..(прилетел). Грачевник…… (облетел). Грач через гнездо ……(перелетел). Грач от гнезда…… (отлетел). Грач к гнезду ….. (подлетел). Грач с дерева …… (слетел). Грач из гнезда ….. (улетел). Грач в гнездо ….. (залетел).
;Подумай и скажи»
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
Подборка игр на развитие связной речи:
#1048;гровое упражнение «Составь предложение»
Цель: учить детей составлять правильно предложения.
Ход: - Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал
задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание.
Помогите Незнайке.
Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме.
После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.
- Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.
Материал: Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)
Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)
Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)
Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)
Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)
Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)
Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)
;Лесенка предложений»
Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.
Ход: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване.
На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.
Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на деревянном диване. Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.
;Составь предложение»
Мячик лежит на письменном столе.
Мячик упал со стола.
Мячик закатился под стол.
Я достал мячик из – под стола.
Мячик лежит в ящике стола.
Я достал мячик из ящика стола.
Мячик закатился за стол.
Я достал мячик из – за стола.
Мячик лежит над столом.
;Опиши куклу».
Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Ход: Взрослый показывает куклу и просит рассказать о ней, какая она.
-Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня (самая красивая). У нее (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
;Кто где живет?»
Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.
Материал: Картинки с изображением жилищ животных.
Ход: Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»
Собака живет в конуре. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Медведь зимует в берлоге. Мышка живет в норе. Волк живет в логове. Лошади живут в конюшне. И.т.д.
Раздел 3. Дидактические игры по обучению грамоте
1. «Буквенный светофор»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Ход. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любую букву. Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.
2. «Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Ход. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь – дзынь - дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
3. «Слова-друзья»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
4. «Имена»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход. Бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».
5. «Какое слово хотел написать художник?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход. Ведущий говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.
6. «Как зовут детей?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук
картинки составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке.
7. «Телевизор»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции анализа и сравнения.
Материал: макет телевизора, в который вставляются различные изображения Внизу под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др.
Ход. Ведущий предлагает детям посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК). После этого дети подходят к столу, берут перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый звук в слове. Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.
8. «Помоги художнику, собери слова из картинок»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово.
9. «Мамина сумка»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.
Ход. Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры, сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.
10. «Сестрички»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные операции, память.
Материал: буквы или карточки с буквами, которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа.
Ход . Ведущий читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на А (показывает карточку с буквой А), второй — на И. Как их могли звать? Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками, польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод К и В (компот и варенье)».
Детям предлагается самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.
11. «Кольца Луллия»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции.
Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут вращаться. На внутреннем (малом) круге наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге — картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)
Ход. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге.
12. «Четвёртый лишний»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход. Ведущий предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.
13. «Лото»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции, память.
Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.
Ход . Воспитатель предлагает детям вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.
14. «Аналогии»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.
Материал: мяч.
Ход игры. Ведущий поочерёдно бросает мяч и просит детей продолжить ряд слов, соответствующих первому звуку названного воспитателем слова. Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН, САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т.д. Дети могут называть разное количество слов.
15. «Кузовок»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.
Материал: корзинка, фишки.
Ход. Ведущий говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те слова, в которых есть, например, звуки [к], [к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и местонахождение).
«Я беру кузовок и кладу туда грибок». Дети сами придумывают слова со звуком (подосиновик, боровик, клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Воспитатель поощряет их фишками. Побеждает тот, у кого больше фишек.
16. «Азбука упала»
Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.
17. «Зашифрованная буква»
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.
Ход. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.
18. «Реклама буквы»
Цель: учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание, воображение.
Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.
Ход. Ведущий предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей схеме:
— название буквы;
— из каких элементов состоит;
— на что похожа;
— какие слова с неё начинаются.
Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».
19. «Верно— неверно»
Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.
Ход. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:
— слово «кот» начинается с гласного звука;
— в слове «лиса» два слога;
— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;
— гласный звук обозначается синей фишкой;
— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;
— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;
— слово «малина» состоит из трёх слогов;
— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].
4 Раздел: Игры и упражнения по подготовке руки к письму:
#1059;пражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
- Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
- Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
- «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
- «Обезьянки». Повтори движение. Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
- Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно, то можно поиграть в игры с рисованием.
- Обводить квадратики или кружочки.
- Продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка и каждый старается нарисовать позапутаннее).
- Работа с трафаретами.
- Рисование на доске, на листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые лини - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
- Игры с предметами домашнего обихода.
Для проведения игр не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
- Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
- Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
- Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут – будут из печи
Булочки и калачи».
- Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
- Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы».
Данные игры нужно делать одновременно двумя руками
- Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
- Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок – глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».
- Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
- Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку».
- Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями и проговаривают:
«Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».
- Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
- Игры для развития мелкой моторики.
- Упражнение с пипеткой (набирать воду, нажать двумя пальцами на пипетку – вылить воду).
- Упражнение с пинцетом (захватывать мелкие предметы).
- Сортировка мелких предметов.
- Кукольная одежда на прищепках («постирать и отжать» кукольную одежду и при помощи прищепок повесить на веревку сушиться) .
- Коробочка с прищепками (по краю коробки закрепить прищепки).
- Болты и гайки (откручивать и закручивать гайки).
- Упражнения с дыроколом.
- Трубочки для коктейля (нарезать и нанизывать).
- Бусы (нанизывать на шнурок или леску).
- Рисунок из фасоли (на картоне ребенок рисует простое изображение, например человека). После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
- Сортировка семян (в коробку с ячейками раскладывать семена).
- Мозаика из мелких кусочков цветной бумаги.
- Зубочистка (прокалывание дырочек по контуру рисунка).
- Цветной песок (нанесение песка на контурный рисунок).
- Наматывание ниток.
- Переливание (пересыпание семян) жидкостей.
- Конструкторы и пластилин.
- Графическое рисование (трафареты, фигурные линейки), штриховка.
- Оригами – конструирование из бумаги. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- «Прогулка в лес».
Мы поехали в лес на автобусе. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие грибы – белый и подберезовики. А по грибку ползла вот такая улитка. На поляне росли разные цветы. Это ромашки, а это ландыши, колокольчики. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелки. На дереве было гнездом летали вот такие птицы.
- «Котенок».
- Котенок маленький, озорной, пушистый, точит когти. (Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают». Большой палец обязательно участвует.)
- Этот котенок точит когти. Котенок выпустил когти 9пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают, в этом напряженном полусогнутом виде).
- Ай-яй-яй, котенок, какой ты шалун, нехорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти.( «Котенок» прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т.д.)
- «Выгладим платочек для мамы».
Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался замкнутым.
Затем то же самое сделать, пользуясь одной рукой (возможны варианты: пользуясь двумя большими пальцами, повторить то же или указательными и т.д.).
- «Кулачки».
- Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты (сжать пальцы),
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить
Расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
- Упражнения для пальчиковой гимнастики.
Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5 – минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на занятиях. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание следует уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый эффект.
- «Мороз» - подышать на руки и растереть ладони от «холода».
- «Водоросли» - поставить ладони вертикально (пальцами вверх) и пошевелить пальцами.
- «Волны» - согнуть руки в локтях, переплести пальцы, соединяя руки. Сделать несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
- «Камни» - руки сжать в кулаки и положить на стол.
- «Рак» - прижать кулаки друг к другу. Большие пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед – это «клешни» рака; подвигать пальцами – так действуют «клешни2.
- «Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх – вниз.
- «Пирожки» - перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки.
- «Веник» - кончиками расставленных пальцев водить по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
- «Моем посуду» - положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелки.
- «Паутина» - широко развести пальцы на обеих руках, а затем сложить пальцы правой руки на пальцы левой так. Чтобы они пересекались, как нити паутины.
- «Зайчик» - пальцы сжать в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушами».
- «Волк» - соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы – это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева Б. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: Т Ц Сфера, 2003. – 205 с.
- Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 112 c.
- Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки / С.Е. Гаврина и др. - М.: Академия развития, 2009. - 240 c.
- Ерёмина О. И. Скоро в школу учебно – методическое пособие, изд. Просвещение, 2017 г.
- Жукова О. С. Ступеньки к школе, сер. "Школа развития" изд. Просвещение – 2017 г. – 32 ст.
- Жукова О. С. Игры с буквами и цифрами, сер. "Школа развития" изд. Просвещение – 2017 г. – 32 ст.
- Подготовка детей к школе: учебно- методическое пособие / Авторы- составители: Павлова Л.А., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М. А.: «Про-пресс», 2002. – 188 с.
- Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Астрель, АСТ, 2008. - 104 c.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева Б. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: Т Ц Сфера, 2003. – 205 с.
- Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 112 c.
- Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки / С.Е. Гаврина и др. - М.: Академия развития, 2009. - 240 c.
- Ерёмина О. И. Скоро в школу учебно – методическое пособие, изд. Просвещение, 2017 г.
- Жукова О. С. Ступеньки к школе, сер. "Школа развития" изд. Просвещение – 2017 г. – 32 ст.
- Жукова О. С. Игры с буквами и цифрами, сер. "Школа развития" изд. Просвещение – 2017 г. – 32 ст.
- Подготовка детей к школе: учебно- методическое пособие / Авторы- составители: Павлова Л.А., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М. А.: «Про-пресс», 2002. – 188 с.
- Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Астрель, АСТ, 2008. - 104 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания "В игре готовимся к школе"
Это диагнстическая игра-путешествие в ходе которой родители смогут оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка....
Конспект игровой гостиной "Играя, готовимся к школе"
Конспект игровой гостиной для детей и родителей: "Играя готовимся к школе" "Поле чудес" посвящен вопросам подготовки к школе старших дошкольников с нарушением зрения". Наиболее важными для процесса об...
Презентация "Поле чудес"к конспекту игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе"
Эта презентация "Поле чудес"( две части) для конспекта игровой гостиной: "Играя, готовимся к школе" посвящена вопросам подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
Психолого-педагогическая гостиная "В игре готовимся к школе"
В последнее время у нас в стране всё большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы педагога-психолога. В данной работе представлена такая форма проведения встреч с ...
Семинар - практикум для родителей "Играя, готовимся к школе"
Данное мероприятие поможет педагогам повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников....
Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"
Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....
Родительское собрание в подготовительной группе " В игре готовимся к школе"
Совместная деятельность родителей и детей. Расширить информационное поле педагогической культуры родителей....