картотека игр по мелкой моторики
консультация (младшая группа)

картотека игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени форсированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов

Игра «Мальчик-осьминожег»

Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям

взрослого.

Описание: Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

...одежда для детей от рождения и до 6 лет,торговой марки "Осьминожка&...

Это мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде,

И в учебе, и в труде.

Потому что осьминожка -

Это просто многоножка.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев, имитируют игру на пианино (последовательное

прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-

назад.

Игра «Человечек»

развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Описание: Предложите малышам поиграть.

Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол

- Человечек пошел погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Предложите детям повторить движения.

Игра «Птички»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Птички на белом фоне (94 фото) .

Описание: Предложите малышам повторить ваши движения.

- Вот птички летают, машут крылышками.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).)

- Приземлились птички, крылышки сложили.

(Соедините ладони вместе.)

- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

- Вот как птички зернышки клюют!

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или

несколькими пальцами, сложенными щепотью.)

- Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игра «Моторчик»

Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить

подражать движениям взрослого.

День Рождения В Транспортном Стиле, Дети Искусство Арт, Алфавит, Американск...

Описание: Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.

Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики».

Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро имедленно.

Игра «Мы топали»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Описание: Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя до топали,

До тополя до топали,

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

Игра «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям

взрослого.

Описание: Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)

Пальчики детей.

Раз, два, три, четыре, пять –

(Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять.

(Пошевелите пальцами.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Повторите игру с пальцами другой рук

Игра «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Игра «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:

Ягоды детские рисунки (27 фото) .

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как- будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложена ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, (Достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

Игра «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Пока дети собирают картинки, остальные учащиеся могут посмотреть короткий м...

Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Игра «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:

Рассматривание и сравнение овощей и фруктов".

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами

Использование данных упражнений способствует развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывает благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия и готовит ребёнка к овладению навыками рисования и письма.

Самым маленьким детишкам мелкие предметы дают обязательно под строгим присмотром, такие как: бусинки, горошинки, различные крупы... и лучше всего их перетирать, перебирать ручками в тазике, коробочке, произнося стихи. А когда уже смогут легко брать мелкие предметы двумя пальчиками, тогда уже можно осваивать из этих пальчиковых игр более сложные. Но это не значит, что с самыми маленькими не стоит играть в такие игры, наоборот, если вы будете ежедневно заниматься с малышом, то сами увидите как ловко начинают работать у него ручки и пальчики. А повторяя часто стихи, малыши в скором времени их и сами смогут вам рассказать.

Игра «Ветерок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Описание: Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать

ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

Игра «Бумажный мячик»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Описание: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Кистью руки отталкивать мячик

Перекатывать мячик по столу.

Игра «Бусинки - горошки»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.

Описание:

Покатаю я в руках- (Катать по столу горошины или бусины

Бусинки, горошки. указательным пальцем, средним, безымянным Станьте ловкими скорей, и мизинцем).

Пальчики, ладошки.

«Игра с горошком»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.

Описание:

Дома я одна скучала, (Катать горошинки между

Горсть горошинок достала. указательным и средним пальцами).

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Игра «Карандаш»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.

Описание:

Карандаш в руках катаю, (Перекатывать между пальцами

Между пальчиков верчу. или ладонями шестигранный карандаш).

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Игра «Помощник»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.

Описание:

Я крупу перебираю, Разбирать отдельно разные крупы.

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Игра «Дорожка»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.

Описание:

Я взяла горошка Выкладывать дорожку.

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Игра «Дорожки»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.

Описание:

Трудно пальчик мне вести Вести пальчик по дорожкам.

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Я ему грожу, грожу,

Я его стыжу, стыжу,

Пальчик постыдился,

Взял и научился.

Игра «Часы»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру

Описание:

Есть часы теперь у нас, (Карандаш между указательным и

Бьют исправно каждый час. средним пальцами правой руки.

Снизу маятник у них: Покачивают как маятник).

Вправо-влево – так да тик.

Игра «Чай»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру

Описание:

Мне в стакан налили чай (Ручка между большим и средним

И сказали: «Размешай!» пальцами правой руки, «мешают

Ложку пальчиками взял, сахар» по часовой стрелке и против.

Сахар быстро размешал.

Игра «Кружок»

Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру

Описание:

Ручку пальчиками взяли

И кружок нарисовали.

Раз кружок,

Два кружок

Сосчитай-ка их, дружок.

Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры

Игра «Платочки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.

Описание: Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:

Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?

Игра «Веселый огород»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка. Закреплять названия овощей. Формировать умение сажать (слегка вдавливать) овощи в песок (или мелкую крупу) называя их.

Описание: Ребенок раскладывает по поверхности песка (усложнение: слегка вдавливает) овощи и называет их.

Игра «Прятки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить

определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.

Описание: Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:

Кто там прячется от нас?

Кто залез в глубокий таз?

Разгребем, разроем ямку,

А потом еще одну.

Никому мы не позволим

Просто так пойти ко дну!

Игра «Рисование не песке солнышка»

Цель: Учить детей рисовать на песке, используя пальчик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.

Описание:

Воспитатель читает детям загадку про солнышко:

Утро начинает,
Лучиком встречает.
Светит к нам в оконце
Ласковое …
(Солнце) и предлагает нарисовать отгадку на песочке пальчиком.

Нарисуем большой круг, (Работа детей сопровождается

Много лучиков вокруг, - чтением стихотворения)

Это солнышко сияет!

Всем на свете помогает!!!!!!!

Игра «Рисуем песком репку»

Цель: Учить детей рисовать на песке, используя кисть руки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.

Описание: проводится пальчиковая гимнастика

Пальчиковая игра.

Репку мы сажали,

(движение как будто роется ямка совочком)

Репку поливали,

(перебирать пальцами, как будто льется вода)

Вырастала репка,

(медленно разжимать кулак)

Хороша и крепка,

(ладонь открыта, пальцы согнуты)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем - потянем, тянем - потянем!

(зацепиться пальцами за согнутые пальчики и тянуть)

Ух! (расцепить пальцы)

Воспитатель: Ох и весело играли, и несколько не устали.

А теперь пришла пора, рисовать нам детвора.

Нас цветной песочек ждет, все за творчество, вперед!!!

Будем репку рисовать, Деда с бабой угощать.

Желтый мячик в землю врос, (Дети раскрашивают шаблон репки

Сверху лишь зеленый хвост. цветным песком).

Держится за грядку крепко –

Круглый овощ. Это репка!

Игра «Рисуем пипетками – дождик»

Цель: Учить детей рисовать с помощью пипетки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.

Описание:

Капля раз, капля два, (Дети рисуют капельки дождя с помощью

Очень медленно сперва. пипетки в сопровождении стихотворения)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Игра «Найди и разложи»

Цель: развивать тактильные ощущения и мышечную активность ребенка. Развивать внимание, речь, формировать умение классифицировать предметы по цветам.

Описание: Ребенок находит в сухом бассейне игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)

Игра «Куличи»

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком. Развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи. Способствовать развитию сосредоточенности, концентрации внимания;

Описание: Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части: «Угости куличами кукол».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по мелкой моторике

все возрастные группы...

Картотека упражнений развития мелкой моторики в старшей логопедической группе

картотека разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС в старшей логопедической группе. Предназначена для воспитателей, студентов, родителей, учителей-логопедов....

картотека по развитию мелкой моторики рук детей "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по мелкой моторике

Игры на развитие мелкой моторики способствуют развитию речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей детей....

Картотека для развития мелкой моторики руки

Игры развивают пальцы рук и координацию движений...

Картотека для развития мелкой моторики часть 1

Картотека для развития мелкой моторики часть 1...

Картотека игр, развитие мелкой моторики

Картотека игр для развития эмоционально-волевой сферы...