Картотека игр, развитие мелкой моторики
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр для развития эмоционально-волевой сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.doc | 140 КБ |
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Условные обозначения:
| |
СНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Задачи: Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное напряжение и атмосферу принятия каждого; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приемам ауторелаксации. | Игра «Моё имя». Цель: Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся. Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария» и т.д. |
Игра «Угадай кого не стало» Цель: Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты и описать его. | Игра «Узнай по голосу» Цель: Развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу. |
Рисование на тему «Автопортрет» Расслабление: Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши». По окончании упражнения дети встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свиданья», назвав его «взрослым» именем. | Игра «Связующая нить» Цель: Формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидят в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниям о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. |
Игра «Прогулка» Цель: Двигательная и эмоциональная разминка. Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и –стали бегать по лужам. В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы». | Рисование самого себя Цель: Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию. Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:
|
Игра «Возьми и передай» Цель: Достижения взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. | Игра «Переходы» Цель: Развитие навыков кооперации, снятие психологической нагрузки. Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д. |
Игра «Разыщи радость» Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности. Воспитатель просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу - тетрадь со следующими главами:
| Танцевальный этюд «Подари движение» Цель: Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20сек. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему – и так по кругу. |
Этюд «Солнечный зайчик» Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить. Дети сидят в круг. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему» | Рисование на тему «Мое настроение» Цель: Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Воспитатель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили. |
Упражнение «Тренируем эмоции» Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Ведущий предлагает детям: а) нахмурится как:
б) позлиться, как:
в) испугаться, как:
г) улыбнуться, как:
| КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ Задачи: Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. |
Игра «На что похоже настроение?» Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения, говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твоё? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п. | Разыгрывание сценки «Котята» Цель: Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить своё. Дети слушают песенку. Два маленьких котёнка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котёнка озябли во дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег, И оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном. Дети послушав песенку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью. |
Игра «Настроение и походка» Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем коки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её». | Упражнение «Расскажи свои страхи» Цель: Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то …» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.) Предложить детям нарисовать свой страх. (см. Рисование «Нарисуй свой страх») |
Комплекс «Музыкальная мозаика» Цель: Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальных фрагментам разных темпов. Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную – резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую – тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку – стоят без движения и «слушают» свое тело. | Рисование на тему «Нарисуй свой страх» Цель: Снятие страхов, осознание своих страхов. Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки на ночь в группе, а дома подумать и в следующий –аз рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справился. |
Беседа о страхах Цель: Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе. Ведущий просит ответить детей на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится – дети или взрослые?» Далее рассматривает с детьми рисунки, которые рисовали раньше, они предварительно развешаны на стене, и спрашивает: Кто, какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке? Далее желательно провести рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» | Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний. После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, воспитатель предлагает нарисовать картинку на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор – на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить свой страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.д.), или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавится. | ||
Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав» Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний. Ведущий предлагает отправиться в мультфильм «Котёнок по имени Гав». Котёнок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика побояться вместе. Дети | Этюд «Стойкий оловянный солдатик» Цель: Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе. Ведущий читает сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его. |
Этюд «Смелые ребята» Цель: Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе. Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, (ребенок спрыгивает со стула) превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате. | Игра «В темной норе» Цель: Снятие страха перед темнотой. В группе, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3-5 минут свет. Воспитатель предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (воспитатель узнает об этом из беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места. |
Комплекс «На лесной полянке» Цель: Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда. | Игра «Тень» Цель: Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «путник», другой – его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п. |
Игра «Слепой и поводырь» Цель: Развитие внимания друг к другу, социального доверия. Дети стоят парами. Один – «слепой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал. Не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса модно менять маршрут. | ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ. Задачи: Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. |
Игра «Молчок» Цель: Коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок». В детский сад пришел Молчок – Очень робкий новичок. Он сначала был не смел, С нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: Словно зайка – скок да прыг. До чего же осмелел: Даже песенку запел. Ребенок исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку. | Этюд «Три характера» Цель: Дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимой. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей изображают девочек, все остальные догадываются по их мимике и пантомиме, кто из них кто. Предложите детям рисование на тему «Три характера». |
Рисование на тему сценки «Три характера» Цель: Рефлексия по этюду «Три характера». Ведущий знакомит детей с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных эмоциональных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить Злюку, Плаксу и Резвушку. | Игра «Скучно, скучно так сидеть» Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации. Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок. Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть; Не пора ли пробежаться И местами поменяться. Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу. |
Игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: Снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок – «голова» дракона, последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. | Игра «Комплименты» Цель: Помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе …» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты). |
Миниконкурс «Назови и покажи» Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу – я такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели. | Этюд «Страшный зверь» Цель: Коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки – Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится… Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!! Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!! Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети – все вместе изображают персонажей стихотворения). |
Рисование на тему «Страшный зверь» Цель: Развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ. Когда дети закончили рисовать, ведущий предлагает им выбрать самый удачный рисунок и рассказать, чем ему понравился именно этот рисунок. | Этюд «Ласка» Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холмина «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котёнок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки. «Минута шалости» Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия. |
Сочиняем «Общую историю» Цель: Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия – взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника. Дети выбирают основную тему сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребёнок говорит первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта история, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребёнка, и т.п. После игры провести коллективное рисование (см. коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории»). | Игра «Колдун» Цель: Овладение неречевыми средствами общения. Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить, как это произошло. Дети задают ему вопросы; отвечая на них, он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. С помощью жестов и мимики показывает направление и предметы, размер и форму предметов, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети «переводят его рассказ. |
Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории» Цель: Развитие ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща. Ведущий готовит лист мокрой бумаги (можно использовать рулон обойной). На этом листе каждый участник рисует деталь сюжета придуманной и разыгранной истории, затем дети отвечают на вопросы, что они ощущали в процессе коллективного рисования. Что –больше всего запомнилось? Что вызвало большую радость? | Игра «Иголка и нитка» Цель: Развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей. Дети выбирают водящего. Под веселую музыку он играет роль иголки, остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. (Роль иголки нужно поручить застенчивым, зажатым, замкнутым детям). |
Этюд «Ёжик» Цель: Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого. Ведущий читает рассказ Г. Цыферова «Ежик»: «Пошёл тёмной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол. Заметил наконец в темной луже звезду. Тоже хотел наколоть – да ни чего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень». | Этюд «Ежики смеются» Цель: Тренировка психомоторных функций. Ведущий читает стихотворение К.Чуковского «Ежики смеются»: У канавки Две козявки Продают ежам булавки. А ежи-то хохотать! «Эй вы, глупые козявки! Нам не надобны булавки: Мы булавками сами утыканы». Дети, используя выразительные средства, изображают походку ежей, их позы (наклон головы, прищуренные глаза, трясущийся от смеха живот, улыбку и т.д.) |
Игра «Тропинка» Цель: Активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие чувственного оптимистического фона. Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка… Птицы поют… Шелестят листья… Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… вторая… третья… Снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идем по тропинке… Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли… Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины.
| Упражнение «Танец» Цель: Танцевальная психотерапия, тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка. Ведущий предлагает детям потанцевать. Причем каждый танцует, что хочет. Ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении ведущий предлагает следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «веселого ежика», «лошадку», «дерево», «цветок, «птичку» и т.п. Ведущий следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, а не изображали чувства мимикой. |
КОРРЕКЦИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ. ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ. Задачи: Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно, принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. | Игра «Сказочная шкатулка» Цель: Формирование положительной «Я» – концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что су вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится». |
Игра «Волшебное колечко» Цель: Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе. Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не просто колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким – это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым – это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?». Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают… Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить его, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» – большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» – большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни. | Игра «Принц и принцесса» Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центре ставится стул – это трон. Кто сегодня будет принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее. |
Рисование на тему «Волшебные зеркала» Цель: Гармонизация и развитие здоровой «Я» – концепции. Ведущий предлагает нарисовать детям себя в трех зеркалах, но не в простых, а волшебных: в первом – маленьким и испуганным; во втором – большим и веселым; в третьем – счастливым. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты больше похож? В какое зеркало ты чаще смотришся? | Упражнение «Танец» Цель: Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, счастье, жалость. |
Этюд «Впереди всех» Цель: Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам. Ведущий читает рассказ Я. Тайца «Детский сад пошел гулять. Все встали в пары: Петя – с Толей, Люся – с Галей, Женя – с Вовой, Сёма – с Димой. Много пар. А Маша осталась одна:
Толя сказал:
Маша взяла Мишку. Вот и пара. Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех» После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации. | Этюд «Утро» Цель: Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира; психомышечная тренировка. Ведущий читает стихотворение В.Я. Данько «Утро»: Дили - дили - дили - дили! – Дили - дили - дили - дили! Колокольчики звонили. Колокольчики будили Дили - дили - дили - дили! Всех зайчат и ежат, Колокольчики будили Всех ленивых медвежат, Всех жуков, пауков, И воробушек проснулся, И веселых мотыльков, И галчонок встрепенулся… Динь, день! Динь, день! Динь, день! Динь, день! Начинаем новый день! Не проспите новый день! Дети по веселую музыку изображают пробуждение лесных жителей. |
Игра «Передай по кругу» Цель: Достичь взаимопонимания, сплоченности. Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.д. | Этюд «Цветок» Цель: приобретение навыков в саморасслаблении. Ведущий говорит: «Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, переворачивая свою головку вслед за солнцем». Дети по ходу рассказа выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляют корпус; руки разводят в стороны – цветок расцвел; голову слегка откидывают назад, медленно поворачиваются за солнцем. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. |
СНЯТИЕ ВРАЖДЕБНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ. Задачи: Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе. | Игра «Мальчик (девочка) – наоборот» Цель: Развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма. Участники вступают в круг, Ведущий показывает действиями, все повторяют за ним. Мальчик – наоборот должен делать не так, как все. |
Этюд «Солнце в ладошке» Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений. Ведущий читает стихотворение «Солнце в ладошке». Солнце в ладошке, Тень на дорожке, Крик петушиный, Мурлыканье кошки, Птица на ветке, Цветок у тропинки, Пчела на цветке, Муравей на травинке. И рядышком – жук, весь Покрытый загаром. – И все это – мне, И все это – даром! Вот так – ни за что! – Лишь бы жил я и жил, Любил этот мир И другим сохранил. Дети по желанию изображают персонажей стихотворения, «насыщаясь» атмосферой радости и добра. | Этюд «Просто так» Цель: Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения. Дети разыгрывают сценки из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» – ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше – от одного героя к другому. |
Этюд «Два друга» Цель: Сопоставление различных черт характера; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё; коррекция сферы ребёнка. Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга». Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться – стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?» Пошли два юных друга кататься на коньках. Один стрелою мчится – румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!» Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал – согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами – «Кха-кха!… Апчхи!» Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют. | Игра «Окажи внимание другому Цель: Развитие умения выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания. Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я …» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я …»). |
Игра «Найди друга» Цель: Научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков. Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями. | Игра «Секрет» Цель: Развитие социальной активности детей. Всем участникам ведущий кладет в ладошки по «секрету2 из красивого сундука (пуговицу, бусинку, брошку, старый часы и т.д.), кладет и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык. |
Игра «Цветик – семицветик». Цель: Развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Для этой игры потребуется цветик - семицветик, который можно сделать по разному, главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. а) Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными(произнося слова: лети – лети лепесток…). Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень (см. Цветик-семицветик 2) |
(Цветик – семицветик 2) нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания понравились и почему. б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полёт», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание. в) Все желающие получают по цветику – семицветику. Каждый придумывает по семь желаний. Затем двое – трое детей собирать все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их, то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к своему владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все семь желаний. Условие – не повторятся. |
Релаксация «Улыбка» Цель: Снятие психоэмоционального напряжения. Воспитатель предлагает сесть удобнее, оперется на спинку стула. Включается медленная приятная музыка. «Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби все, что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!. | |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. "У сосны, у пихты, елки
"В зоопарке мы бродили, "Пальцы, как пчелы, летают по сотам "Месим, месим тесто,
"Сильно кусает котенок-глупыш, Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Упражнения на повышение уровня активации.
1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону. 16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве. Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть). 1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.). Групповые игры. 1. Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений развития мелкой моторики в старшей логопедической группе
картотека разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС в старшей логопедической группе. Предназначена для воспитателей, студентов, родителей, учителей-логопедов....
картотека по развитию мелкой моторики рук детей "Игры на выкладывание"
Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...
Картотека для развития мелкой моторики руки
Игры развивают пальцы рук и координацию движений...
Картотека для развития мелкой моторики часть 1
Картотека для развития мелкой моторики часть 1...
картотека на развитие мелкой моторики
картотека на развитие мелкой моторики младшая группа...
Картотека для развития мелкой моторики средняя группа
Картотека для развития мелкой моторики средняя группа...
Картотека на развитие мелкой моторики рук (вторая мл)
Картотека на развитие мелкой моторики рук...