ИКТ при работе с детьми с ОВЗ
статья
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – одно из важнейших стратегических направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. В Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных условий их успешной социализации в обществе и эффективной самореализации в различных видах деятельности.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали перспективным методом коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_pri_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции,
но и на те, которые только созревают и
(это главное), двигают развитие вперед».
Выготский Л. С.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – одно из важнейших стратегических направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. В Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных условий их успешной социализации в обществе и эффективной самореализации в различных видах деятельности.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали перспективным методом коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность
Вопрос о повышении результативности социализации и последующей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе достаточно актуален на сегодняшний день.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения таких детей новые возможности.
Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
- принципа модальности (совместная работа трех видов памяти – слуховой, зрительной и моторной);
- принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения);
- увеличения плотности занятия (объединение рациональности, динамичности и информативности);
- повышения мотивации учащихся;
- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями.
ИКТ дают возможность повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний воспитанниками с ОВЗ, т.к. у них имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, скудный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Цель данного проекта: создание условий для эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и их самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проекта: обеспечить равные возможности в качественном освоении образовательной программы ДОУ детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из выше сказанного, считаю необходимым комплексное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, т.к. технологии и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением ИКТ способствуют более успешной социальной адаптации детей с ОВЗ к современному информационному миру.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение различных методик коррекции, а, следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Это способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи применения ИКТ:
- усиление интенсивности занятия,
- повышение мотивации воспитанников,
- мониторинг их достижений.
Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку с ОВЗ усвоить материал в полном объеме.
Информационно-коммуникационные технологии помогают включать детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и исследовательскую деятельность.
Преимущества ИКТ:
- способствуют более эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения детей;
- побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности;
- дают возможность создать жизненные ситуации, которые сложно показать на обычном занятии.
Применение ИКТ в коррекционной работе является неотъемлемым моментом, так как в последнее время создается большое количество игр, упражнений, заданий, которые можно подобрать ребенку с ОВЗ в зависимости от особенностей его развития.
Специфика дошкольников (особенно детей с ОВЗ) состоит в том, что преобладающим видом мышления является наглядно-образное. Соответственно главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогу быстрее достичь намеченной цели.
Используя информационные компьютерные технологии при проведении занятия, учебный процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для педагога.
В своей практике я использую различные презентации, выполненные в программе MO PowerPoint. Презентация предоставляет возможность демонстрировать каждую свою мысль во время объяснения материала. Что, в свою очередь, обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат.
Занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности воспитанника, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...