Статья по методической разработке "Конспекты по познавательному развитию с использованием сюжетно-ролевых игр»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аннотация: статья посвящена роли сюжетно-ролевой игре в познавательном процессе детей с НОДА (ДЦП). Данный процесс является малоизученным, что дало начало изучению данного вопроса.

Своей статьей я хочу привлечь внимание специалистов и родителей современных детей, погруженных в виртуальный мир к созданию мотивации на изучение нового и закреплению полученных раннее знаний в познавательной сфере, посредством сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: создание мотивации детей к занятиям познавательной сферы, разработка методического пособия для дальнейшего использования в работе.

Ключевые слова: дошкольники с НОДА, сюжетно-ролевая игра, современный мир, методическое пособие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._pshenko_a._a.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сюжетно-ролевых игр на занятиях по познавательному развитию с детьми с НОДА (ДЦП)

Пшенко А.А., учитель-дефектолог

МКДОУ ШР «Детский сад №4 «Журавлик», г. Шелехов

Аннотация: статья посвящена роли сюжетно-ролевой игре в познавательном процессе детей с НОДА (ДЦП). Данный процесс является малоизученным, что дало начало изучению данного вопроса.

Своей статьей я хочу привлечь внимание специалистов и родителей современных детей, погруженных в виртуальный мир к созданию мотивации на изучение нового и закреплению полученных раннее знаний в познавательной сфере, посредством сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: создание мотивации детей к занятиям познавательной сферы, разработка методического пособия для дальнейшего использования в работе.

Ключевые слова: дошкольники с НОДА, сюжетно-ролевая игра, современный мир, методическое пособие.

Как мы знаем, решающим фактором развития ребенка на всех его этапах и во все периоды является активность, которая проявляется в деятельности. Именно через активную деятельность идет взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Главным (ведущим) видом деятельности ребенка дошкольного возраста является – игра. А специфическим видом игры, направленной на отражение окружающей действительности, трудовой деятельности взрослых является сюжетно-ролевая игра. Она сложна своим многообразием компонентов (роль, игровые действия и диалоги, предметы). В сюжетно-ролевой игре у ребенка развивается воображение, а, следовательно, способность к творчеству. В наше время игра теряет свой смысл, детям неинтересно играть в игрушки, гораздо интереснее общаться с различными современными «гаджетами». Современные дети, как правило, «играют» в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. Поэтому сложнее становится завлечь современных детей в сюжетно-ролевую игру, и в целом к процессу занятий.

Для решения данной проблемы был разработан сборник конспектов по познавательному развитию с использованием сюжетно-ролевых игр, в качестве закрепления пройденного материала.

Задачи методической разработки:

  1. Создание мотивации на изучение нового и закрепление старого материала;
  2. Создание интереса к сюжетно-ролевой игре, как к самостоятельному виду деятельности.
  3. Расширение знаний по окружающему миру, развитию речи и элементарным математическим представлениям с закреплением их в сюжетно-ролевой игре.

Данный сборник включает в себя конспекты по трем разделам: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром и развитие речи; по трем возрастам: средний, старший и подготовительный. Занятие рассчитано на развитие познавательных способностей, с закреплением полученных знаний в конце, посредством проигрывания сюжетно-ролевой игры. Все конспекты составлены по плану коррекционного образовательного занятия по познавательному развитию. Но закрепление материала по определенной теме проходит в сюжетно-ролевой игре, которая вначале контролируется взрослым, а затем перетекает в самостоятельную деятельность.

Особенностью данного сборника является адаптация физкультурных минуток для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с ДЦП в виде пальчиковых игр. Так как такие дети малоподвижны или совсем не передвигаются самостоятельно, и не в силах контролировать свое тело, пальчиковые игры – идеальный выход в таких случаях.

Сборник предназначен для работы с детьми с особыми образовательными потребностями: учителем-дефектологом, логопедом, воспитателями и родителями. Конспекты данного сборника, готовы к реализации их на занятиях.

Они реализовывались с детьми дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности с нарушениями опорно-двигательного аппарата в течение года на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром.

Работа по данному сборнику с этими детьми показала, что создать мотивацию и интерес к занятиям по познавательному развитию, возможно, когда на занятиях используются нетрадиционные методы.


Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл; Эксмо, 2003.
  2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2007. - 471с.
  4. Современные дети, современные игры – URL:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)

В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...

Статья "Развитие речи у дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр"

В статье раскрывается роль игры, как ведущей деятельности ребенка-дошкольника. Особое место в жизни ребенка занимают игры созданные самостоятельно, то есть творческие игры. Игра выступает связующим зв...

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников...

Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками...

Статья " Использование сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников"

Статья " Использование сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников"...

Методические рекомендации для воспитателей «Использование сюжетно-ролевых игр в воспитание детей»

Методические рекомендации для воспитателей«Использование сюжетно-ролевых игр в воспитание детей» Особая роль в развитии личности ребенка принадлежит игровой деятельности.Сюжетно-ролев...

Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"

Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...