статья
статья (старшая группа)

Искакова Мохоббат Амангельдыевна

Творческие игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tvorcheskie_igry.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие игры для детей дошкольного возраста с легким интеллектуальным нарушением.

Искакова Мохоббат Амангельдыевна

Учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 39

Приморского района Санкт-Петербурга

 

Познавательная  активность  развивается  из  потребности  в  новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Развитие познавательной сферы детей с нарушением интеллекта  имеет  свои  специфические  особенности  и  требует  специальной  организации коррекционно - развивающего процесса.

Полноценное  развитие  познавательной  деятельности  ребенка дошкольного возраста зависит от  адекватного возрасту морфологического  и  функционального  развития  нервной  системы,  достаточных информационных потоков, получаемых через различные органы чувств в  процессе активного освоение окружающей действительности во всем ее  многообразии.

Отклонения в познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта  в  значительной  степени вызваны их малой практической деятельности и социального опыта, коммуникативных общений с  окружающими  и  недостаточной игровой деятельности.

Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дошкольники наиболее результативно развиваются в игре, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. За период дошкольного возраста игры проходят довольно значительный путь развития: игра - манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд.

Важная роль игры в психическом развитии детей объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активности, воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий таких содержаний, которые в других условиях недосягаемые  и недоступные усвоению детьми.

Специально созданные для решения конкретных задач дидактические игры в теории и практике воспитания и обучения детей занимают особое место. Организуя такую игру, взрослый учитывает потребности детей, их интересы и возможности, а развивающего эффекта добивается через определённое содержание и игровые материалы.

Развивающая игра незаменима и ценна для познавательного развития: восприятия, памяти, мышления; представлений об окружающем мире. Она актуальна и в организации образовательного процесса, и как деятельность для сенсорного и интеллектуального развития дошкольников. В ходе игр дети получают информацию об отдельных объектах и их свойствах (цвете, форме, размере); получают представление о предметах с точки зрения их разных свойств; учатся выделять свойства и группировать их по этим свойствам; получают знания об количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях и т.д.

Развивающая игра способствует становлению ребёнка как субъекта познания: развиваются любознательность, познавательная инициатива и активность, способность к поиску решения новых задач; формируются положительное отношение к своим возможностям, вера в свои силы, чувство собственного достоинства.

Главное в развивающей игре для детей – игра. Спрятанная взрослым от детского сознания скучная обучающая задача превращает это занятие в увлекательное проведение времени, где содержание игры, игровые действия позволяют ребёнку проявить свою активность и самостоятельность. От воспитателя требуется гармонично включить имеющийся опыт познания ребёнка в обучающий процесс, чем повысит развивающий эффект игры, заранее предусмотрев результат и способы её достижения.

Структура дидактической игры позволяет использовать её в рамках занятия для решения определенных в данном случае задач. Структурные составляющие дидактической игры должны сохраняться, так как с их помощью решаются дидактические задачи:

- дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия;

- коррекционная задача способствует развитию ребёнка;

- игровая задача является для детей игровым замыслом, а для педагога преднамеренно замаскированной дидактической задачей;

- игровые действия – основа игры, являются и средствами реализации игрового замысла, и действия, направленные на выполнение дидактической задачи; 

- правила игры – зависят от игровых задач и игровых действий, познавательного содержания, задач формирования личности ребёнка, нравственных требований взаимоотношений детей, выполнения ими норм поведения. Правила носят заданный характер, с помощью которых педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей, незаметно направляет действия и внимание детей на выполнение конкретной задачи занятия.

- результат или подведение итогов проводится сразу после окончания игры и  должно затронуть достижение и успехи каждого ребёнка.

         Такая структура позволяет наполнять развивающую игру новым содержанием, создавать новые варианты.

         Основанием для классификации развивающих игр являются их особенности как специфической деятельности и делятся на группы: игры с дидактическими материалами и развивающие игры с правилами.

         Огромным запасом игр с дидактическими материалами, специально созданных для познавательного развития располагает дошкольная педагогика, разработаны целые их системы: дидактические материалы Монтессори, Е.Тихеевой, Ф.Фребеля, логические блоки Дьенеша, палочки Кьюизинера, кубики Зайцева.

         Дидактические игры с правилами определяются правилами, имеют конечный результат. Это игры-лото, домино, маршрутные. Ценность этих игр в развитии взаимопонимания – все участники принимают правила игры; в равноправном  взаимодействии – игра ведется на одинаковых условиях для всех, то есть создаются условия не только познавательного, но и социального развития детей.

Список использованных источников

1.                     Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. - Москва : Инфра-М, 2016. - 108 с. ; 20 см. - (Практическая педагогика : ПП).

2.                     Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Методическое пособие / Филипповых Г.И., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В., Тихонова Е.С., Стребелева Е.А., Кинаш Е.А., Вейс Ю.Н., Шалимова Т.И., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А., Афанасьева Ю.А. ; Под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. Москва : ЛОГОМАГ, 2013. - 242 с. : ил. - Библиогр.: с. 156-160.

3.                     Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - Москва : Владос, 2008. - 256 с. : ил. ; 21 см. - (Коррекционная педагогика).

4.                     Стребелева Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е. А. Стребелева. - Москва : Инфра-М, 2016. - 207, [3] с. : ил. ; 22 см. - (Научная мысль). - Библиогр.: с. 188-199 (197 назв.)

5.                     Хорькова А.С. Влияние коррекционно-развивающих подвижных игр на детей с отклонениями интеллектуального развития [Текст] А.С. Хорькова // Вестник Югорского государственного университета./ Выпуск 1 (44). 2017. – с.154 – 157

6.                     Закрепина А.В., Тихонова Е.С. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта, посещающими центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения [Текст]: Глава 2 / А.В.Закрепина, Е.С.Тихонова // Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: метод. пособ. под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. – М., Логомаг. – 2013. – С. 44-102 – 244с.

7.                     Борякова Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н. Ю. Борякова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". –– [2-е изд., испр. и доп.]. –– Ярославль: Канцлер, 2017. –– 169 с. : табл. ; 21 см. –– Библиогр.: с. 158-168 (106 назв.) и в подстроч. примеч.

8.                     Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с. — (сер. Бакалавриат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...