Математическая грамотность
консультация
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematichskaya_gramotnost_vystuplenie.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В наше Особое значение придается формированию математической грамотности.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений.
Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления.Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное.Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже будет мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал. Он должен показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Перед нами встала проблема: какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию.
Обучение математике необходимо проводить в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Работая с детьми, необходимо обращать внимание, на то, что часто они могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
На занятиях в детском саду, дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат. Мы часто применяем такие задания- игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части. Также используем такой дидактический материал как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера.
Формируем функциональную математическую грамотность у детей через:
-Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей,
мотивирующих их на познавательно активную деятельность.
-Оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку в ролевых играх.
-Поисковую активность – математические задания поискового характера.
-Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.
Основная цель использования нами дидактического материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Сначала предлагаем самые простые игры: «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (размеру, форме), «Цепочка», «Второй ряд», «Раздели фигуры». После освоения этих умений, усложняю задания. Предлагаю такие игры: «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место». Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно.
Успешно проводятся и другие игры: «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет». Использую игровые упражнения «Помоги Незнайке», «Раздели блоки между Буратино и Чипполино».
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формируем у детей четкое представление о вешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Подобные игровые упражнения проводим, как индивидуально, так и с подгруппами детей.
Цветные счетные палочки Кюзенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.
Палочки Кюзенера содействуют интеллектуально-творческому развитию детей. При создании игровых ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Михаил Иванович хозяин дома», «Мишутка со своим любимым стульчиком», «Театр Карабаса Барабаса». Он может «оживить» их как один, так и вместе с другими детьми.
Показателем знаний детей для нас является уровень понимания - это умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по-другому. Далее мы смотрим, как ребенок понимает поставленные задачи и использует свои знания на практике (решает математические задачи). Более высокий уровень для дошкольника мы считаем,
это:
- анализ (проверить, сравнить, выявить различия);
- синтез (создать, придумать, составить план);
- оценка (представить аргументы, защитить точку зрения, доказать).
К концу дошкольного образования наши воспитанники освоят умения характеризовать обьект, явления, событие с количественной, пространственно-временной точки зрения; уметь замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.
Будут проявлять интерес к цифрам как к знакам чисел, к использованию в разных видах практической деятельности. Освоят состав числа.
Научатся составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Проявят умения устанавливать связь и зависимость, простую закономерность, решение логических задач, предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий, направленный на развитие математической грамотности и культуры среди детей, родителей и педагогических работников МАДОУ № 3
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет ...
Дидактические игры для формирования математической грамотности и развития зрительной памяти
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно через игру они познают мир и развиваются. Дидактические игры, используемые на занятиях, помогают сделать занятие более продуктивным и резу...
"Формирование математической грамотности и читательской компетентности с помощью современных образовательных технологий"
Выступление на совете педагогов...
Статья "Математическая грамотность дошкольников"
laquo;Математическая грамотность дошкольников»...
Презентация "Детско-родительский проект как средство формирования математической грамотности детей дошкольного возраста"
Детско-родительский проект представлен в виде папки передвижки: "Путешествие в страну Математики". Цель проекта: Развитие элементов логического мышления и формирование элементарных математич...
Конспект НОД формирование математической грамотности в подготовительной группе.
В современом мире появилась востребованность формирования финансовой граммотности у детей дошкольного возраста....
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....