Мастер класс для воспитателей " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
методическая разработка (младшая группа)
Цель мастер класса показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс для воспитателей. Фольклор | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
для воспитателей .
" Влияние устного народного творчества на развитие речи детей".
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.
Оборудование: карточки с «загадками-близнецами», пословицы на карточках, цветные квадратики.
Ход мастер-класса
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Сегодня на этом мастер – классе мы поговорим о многообразии фольклора в развитии речи детей и
о приёмах и методах работы с фольклором. Что же такое фольклор?
Слово "Фольклор" появилось в 19 веке , пришло из английского языка.; оно в буквальном переводе означает "народная мудрость", устное народное творчество.
Устное - из уст в уста.
Народное - автор - народ.
Творчество - созданное в результате труда.
Воспитатель: Проведём небольшую викторину:
Какие малые формы фольклора вы знаете?
(Колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, пословицы и поговорки, игры, заклички, считалки, скороговорки, загадки.)
Вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе:
умывания
кормления
одевания
укладывания ко сну
Как называются следующие выражения:
"Ябеда-беда, козья борода"
"Митя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз!" (Дразнилки)
Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (Загадка)
«Загадки – близнецы».
Воспитатель: Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.
Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
И комковато, 3.Меня режут – трут, И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
Ночью не спит, 4.А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
без водички моется.
Красные лапки, 5. В воде купался,
Длинная шея. Да сух остался.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.
В городе Тит стоит, 6.Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
Растёт она вниз головой, 7.Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
Шёл я мимо, 8.То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож,
Взял да замолчал. А всех будит.
Игра «Скажи по-русски».
Воспитатель: А теперь поиграем игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но можно использовать и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
(Баба с возу – кобыле легче)
Детская философия (детский лепет).
Без страдания нет наград.(терпенье и труд все перетрут)
Первый из них всегда обречён. (Первый блин комом).
Один старый и два новых. (старый друг лучше новых двух)
Кредиторы ждать не любят. (Долг платежом красен).
Все пошли – и ты догоняй. (семеро одного не ждут)
Чужая рубашка опасна для жизни. (Своя рубаха ближе к телу)
Будней – то пять, а выходных – два. (Делу время – потехе час.)
Конфликт поколений в курятнике. (яйцо курицу не учит)
"Соедини несоединимое"
Назовите сказку, с которой связаны эти слова:
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
«Модели сказок».
Воспитатель:. А сейчас попробуем создать модели к русским-народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели. (Маша и медведь, Лисичка со скалочкой)
(Участники делятся на две подгруппы, в соответствии с цветом смайлика. Каждая подгруппа создаёт модель. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).
Воспитатель: Здорово у Вас получилось! Вот такие модели могут оказать помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Воспитатель: Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры.
Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.
Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру:
"Качели".
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Завертелись карусели.
Пересели на качели.
Вверх летели, вниз летели,
Вверх летели, вниз летели.
А теперь с тобой вдвоём
Мы на лодочке плывём.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег выйдем ловко.
Воспитатель: Спасибо всем участникам за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством и на многообразие фольклора в развитии речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер- класс для педагогов...
Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей "
Речь - это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому....
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. В...
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством....
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...
Мастер- класс по самообразованию«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Цель: показать методы и приемы работы с произведениями устного народного творчества...
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно...