Методическая разработка "«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
методическая разработка (средняя группа)
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины … Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Встает вопрос – Как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
1. Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащение предметно-развивающей среды);
2. Художественная литература и все виды искусства;
3. Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
4. Привлечение семьи к мероприятиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_patrioticheskoe_vospitanie_v_sredney_gruppe_dou.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины … Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Встает вопрос – Как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
1. Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащение предметно-развивающей среды);
2. Художественная литература и все виды искусства;
3. Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
4. Привлечение семьи к мероприятиям детского сада.
Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, а также очень важно, чтобы Россия стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, поселка, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 4-5 лет.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 4-5 лет в детском саду.
3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 4-5 лет.
4. Пополнить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей 4-5 лет. Период среднего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психического воздействия на ребенка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному городу (поселку) на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице нашей Родины – России.
4. Воспитание патриотизма, уважения к истории России средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.
7. Знакомство детей с глобусом, географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
8. Воспитывать уважение к труду.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Методы и формы работы: - беседы; - игры; - чтение художественной литературы; - творческие задания; - художественное творчество; - трудовая деятельность; - работа с родителями; - театрализованная деятельность.
Предполагаемый результат: - повышение педагогической компетенции, - адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс, - распространение педагогического опыта.
План работы на 2023 – 2024 учебный год
сентябрь | Изучение литературы по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Уточнить средства, методы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию. Рассматривание иллюстраций, фотографий родного края. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Беседы на тему «Моя семья». Беседы с родителями о необходимости познакомить детей с родным городом, растительным и животным миром края. |
октябрь | «Хорошо у нас в саду» Упражнять детей в проявлении сострадания внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам. Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге; Формировать чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Рассматривание иллюстраций в книжках, фотографий игр и занимательной деятельности. Беседы о культуре поведения в детском саду. Беседы о детском саде, экскурсии по детскому саду. Беседа с родителями о необходимости познакомить детей с правилами поведения, общения со сверстниками. Папка передвижка «Правила поведения для воспитанных детей» |
ноябрь | Беседа: «Моя улица», «Экскурсия по Петергофу» с использованием ИКТ Презентация: «Мой красивый город». Составление рассказа «Улица моя» |
декабрь | Ознакомление с символикой России Знакомство с уголком патриотического воспитания (портрет президента, карта «Россия – Родина моя») Рассматривание книги «Моя Родина – Россия» А. Иванов Чтение художественной литературы «Моя первая книжка о России» А. Пинчук Мультзал: просмотр мультфильма «Моя Родина – Россия» И. Хоршев |
февраль | «Наши защитники» Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Беседы «Кто такие защитники», «Какой мой папа» Чтение художественной литературы. Создание альбома «Семья и спорт» Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья» Выставка поделок «Подарок защитникам» Привлечь родителей к оформлению альбома «Семья и спорт», фотогазеты «Мой любимый папа» |
март | Беседа: «Моя мама – лучше всех!» Выставка детского творчества «Портрет моей мамы» Беседа: «Дорогая бабушка» Изготовление подарка для бабушки – аппликация «Платочек для любимой бабушки» Чтение художественной литературы: «Айога» нанайская народная сказка, «Непослушная мама» А. Милн, «Посидим в тишине» Е. Благинина. Рассматривание фото-газеты: «Я обожаю маму» |
апрель | Беседа: «Этот загадочный космос» Знакомство детей с известными людьми «Юрий Гагарин – первый космонавт» Выставка совместного с родителями и детьми творчества «Космос глазами детей» Чтение художественной литературы: главы из книги Н. Носов «Незнайка на луне», «Почему звезды такие красивые», «Что такое планеты» из сб. О. А. Скоролупова «Покорение космоса». Мультзал: просмотр мультфильма «Незнайка на Луне» |
май | Знакомство детей с главными праздниками России – День Победы Досуг, посвященный Дню Победы Беседа: «Салют Победы» Выставка детского творчества Чтение художественной литературы: «Пузырь, соломинка и лапоть» рус. нар. сказка |
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребёнка традиции отечественной народной культуры"
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.Формирование любви к Родине:в младшем в...
Методическая разработка: «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди н...
методическая разработка: Патриотическое воспитание дошкольника. "Капельки истории Летнего сада в жизни маленького петербуржца"
Сценарий досуговой деятельности-"Осенний летний сад"...
Методическая разработка Патриотическое воспитание "Наша Родина - Россия"
Основная цель данной методической разработки - прививать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к ее жизни. Задачи:...
Методическая разработка "Патриотическое воспитание в младшей группе"
Патриотизм начинается с воспитания любви к самому ближнему окружению ребенка – семья, дом, детский сад и родной город. Воспитывать любовь к патриотизму мы решили через тему «Труд взрослых...
Методическая разработка "Трудовое воспитание в средней группе".
Цель трудового воспитания — постепенное развитие у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, т...
Методическая разработка. Патриотическое воспитание в средней группе.
laquo;ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детс...