Педагогика как наука
материал
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_kak_nauka.pptx | 88.43 КБ |
pedagogika_kak_nauka.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
педагогика pais (родительный падеж paidos ) — дитя ago — веду, воспитываю « пейдагог » греч. p aidagogos - означает детоводитель ( детовождение )
Предыстория педагогики Фалес из Милета ( ок . 625-547 гг. до н. э.) Гераклит ( ок . 530-470 гг. до н. э.) Демокрит (460-370 гг. до н. э.) Сократ (469-399 гг. до н. э.) Платон (427-347 гг. до н. э.) Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Тит Лукреций Кар ( ок . 99-55 гг. до н. э.) Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.) Древнеримские философы и мыслители : Д ревнегреческие философы :
Предыстория педагогики Богословские философы (Средние века) : КвинтоТертуллиан ( ок . 160-220 гг.) Аврелий Августин (354-430 гг.) Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу (Возрождение) : Витторио де Фельтре (1378-1446 гг.) Хуан Вивес (1442-1540 гг.) Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) Мишель Монтень (1533-1592 гг.)
История педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества. Ф. Бэкон(1561-1626 гг .) Я. А. Коменским (1592-1670 гг.)
Объект педагогики – педагогический процесс, как процесс развития взаимодействий, и взаиморазвития педагога и «ребенка» Предмет педагогики – наиболее существенные стороны, признаки, отношения, свойства объекта, который исследуется в данной науке Субъект педагогики – это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек или коллектив
Связь педагогики с другими науками ПЕДАГОГИКА Философия Этика и эстетика Социология Экономика Демография Анатомия , физиология Медицина Психология Кибернетика Информатика
Педагогика и разные сферы жизнедеятельности Педагогика Педагогика Педагогика Семья Человек Коллектив Педагогика Мир
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Педагогика как наука
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает.
Каждая наука имеет свою историю и направлена на познание различных аспектов природных или общественных явлений, знание которых необходимо для осмысления ее теоретических основ и их практической реализации.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.
Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. до н. э.). В буквальном смысле слово «пейдагог» (греч. paidagogos: pais (родительный падеж paidos) — дитя + ago — веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение).
В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать их во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении — педагогика.
Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.
Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов
- Фалеса из Милета (ок. 625-547 гг. до н. э.)
- Гераклита (ок. 530-470 гг. до н. э.)
- Демокрита (460-370 гг. до н. э.)
- Сократа (469-399 гг. до н. э.)
- Платона (427-347 гг. до н. э.)
- Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и др.
Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители
- Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.),
- Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.) и др.
В Средние века проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами
- Квинтом Тертуллианом (ок. 160-220 гг.)
- Аврелием Августином (354-430 гг.)
- Фомой Аквинским (1225-1274 гг.) и др.
Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковной каноникой. Человек рассматривался только как творение божье. Например, Фома Аквинский писал: «Поэтому божественное милосердие проявило спасительную предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к познанию Бога без сомнения и ошибки»
В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу
- Витторио де Фельтре (1378-1446 гг.)
- Хуан Вивес (1442-1540 гг.)
- Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.)
- Франсуа Рабле (1494-1553 гг.)
- Мишель Монтень (1533-1592 гг.) и др.
Отмеченный выше период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.
История же педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.
Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.
Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.
Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с английским философом и естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561-1626 гг.) и чешским педагогом Я. А. Коменским (1592-1670 гг.).
Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для той эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Правда, понимание педагогики сводилось им к «руководству чтением», что слишком сужало ее. Но факт выделения педагогики в классификации наук не мог не послужить толчком к ее оформлению как самостоятельной науки. Этому способствовала педагогическая деятельность Я. А. Коменского. Особое место среди трудов Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 г. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».
Любая отрасль человеческих знаний становится наукой лишь тогда, когда более или менее четко определяется ее предмет. Основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.
И все же, несмотря на различное понимание, педагогика — это прежде всего педагогическая наука, область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека.
Итак, Педагогика- наука, которая изучает процессы воспитания, обучение и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика как наука
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становится наукой об общих за...
Реферат "Семейная педагогика как наука"
Семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи....
Становление и развитие дошкольной педагогики как науки
Дошкольная педагогика как наука...
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Термин педагогика дословно обозначает –детовождение – это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в шк...
ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...
« Педагогика – это наука или искусство?»
Размышление на тему "Педагогика - это наука или искусство?"...
Методическая разработка "Педагогика как наука"
Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста....