«Речевичок» — как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)
Дидактическая игра «Речевичок» как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста» в работе с детьми с ОВЗ
Данная дидактическая игра позволяет разнообразить индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста, повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению, и тем самым сделать коррекционный процесс более эффективным.
В группе № 2 «Солнышки» зачислено 20 детей, 5 из них дети с ТНР.
В данной методической разработке представлены игры для речевого развития детей 4-5 лет с ОНР. Дети играют в дидактическую игру «Речевичок» в свободное время как индивидуально, так и в парах.
Место проведения : дошкольные группы МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара
Автор: Эйвазова Гюльбахар Хусеин кызы, воспитатель группы № 2 «Солнышки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevichok_ovz_2.odt | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевичок» — как тренажер формирования грамматического строя детей дошкольного возраста.
Цель:
Повышение эффективности коррекционно- речевой работы с детьми 4-5 лет в процессе игровых технологий по развитию речи дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
1. Создать и апробировать комплексную систему работы с детьми-логопатами по развитию связной речи, основанную на формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.
2. Сформировать и реализовать модель предметно- развивающего пространства, отвечающего современным требованиям ДО, и позволяющего внедрить элементы технологий развития связной речи в работу с дошкольниками.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а также необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.
Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, которую дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки в детской речи. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить ребёнка повторить именно его.
Обобщая свой опыт работы по формированию грамматического строя речи, я создала дидактическое пособие « Речевичок», в которую входят четыре дидактические игры .
Целью первой игры является формирование категории рода имен существительных.
Дидактическая игра «ОН, ОНА, ОНО»
Цель: формирование категории рода имен существительных.
Задачи :
- обогащать словарь путем подбора слов;
-формировать умения детей согласовывать имена существительные с местоимениями он, она, оно;
-развивать умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои;
-развивать умение подбирать и согласовывать прилагательные с существительными;
Ход игры: Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «ОН», «ОНА», «ОНО». Картинки, про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «ОН», картинки про которые можно сказать «моя»- в домик «ОНА», «мое»- «ОНО».
В эту игру могут играть от одного до трех детей. В случае, если играют 2-3 ребенка, предложенные картинки делятся между ними поровну. Выигрывает тот, кто правильно расположит свои картинки на игровом поле.
Основную трудность у детей даже в старшем дошкольном возрасте вызывает усвоение форм притяжательных имен прилагательных, когда дети не могут правильно сказать: хвост собакин или собачий, именно здесь возникает самое большое количество ошибок, поэтому я оформила игру «Чей хвост?».
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Задачи:
- закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные»,
- создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам;
-закрепить умение образовывать притяжательные имена прилагательные ;
-развивать способность анализировать;
-закреплять умение различать и называть животных;
-развивать мелкую моторику рук;
Ход игры : В эту игру лучше играть индивидуально или малыми подгруппами. Чтобы у каждого ребенка закрепилось правильное произношение притяжательных имен прилагательных. На игровом поле прикрепляем хвост животного. Мы спрашиваем: Кто спрятался за кустом ? Чей хвост? Например: Чей хвост? - Лисы — лисий, у волка - волчий, у мыши - мышиный.
Когда начинаем изучать тему «Домашние животные», на поле появляется дом. И по аналогии мы закрепляем, как правильно называются части тела домашних животных. Например : Чей хвост? хвост овцы -овечий.
Аналогично закрепляется употребление в устой речи притяжательных имен прилагательных женского и среднего родов (голова, ухо, лапа, уши, лапы…)
Также изучаем животных зоопарка, на поле появляются животные разных континентов . Игру можно продолжать бесконечно, включая в нее и птиц, и насекомых.
В своей речи мы часто используем многозначные слова, используя различные их значения в зависимости от контекста и делаем это автоматически , не задумываясь, но у детей дошкольного возраста еще нет такой большой языковой практики, богатого знания окружающего мира. Поэтому своим воспитанникам я предлагаю игру на формирование и обогащение активного словаря «Что это?»
Дидактическая игра «Что это?»
Цель: расширение словарного запаса детей, формирование интереса к родному языку
Ход игры: в эту игру лучше всего играть вдвоем. Детям поровну раздаются карточки в произвольном порядке. Педагог читает слово, ребенок в своей картинке выбирает соответственную картинку и прикрепляет ее, говоря соответствующее словосочетание. Например: Кисть - кисть винограда, малярная кисть, кисть руки.
1. Лук - овощ, оружие
2. Молния — природное явление , фурнитура для одежды.
3. Ручка — письменная принадлежность, ручка дверная, ручка ребенка.
4. Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный.
5. Коса — прическа, инструмент.
6. Труба — на доме, музыкальная.
7. Кран — водопроводный, подъемный.
8. Киви — фрукт, животное.
9. Плитка — железная, шоколадная, кафельная.
10.Ножка — у стола, у гриба, у ребенка.
11. Мышка — грызун, компьютерная.
12. Лисички — грибы, животные.
13. Норка — животное, жилище.
Следующая четвертая дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам - Времена года»
Игра проводится индивидуально. Ребенок сам выбирает то время года, которое больше нравится. В случае затруднения ребенка в составлении рассказа воспитатель помогает вопросами. Например: Как стоит солнце в небе? какой длинный день? какая короткая ночь? В какой одежде можно ходить летом? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
нетрадиционные развивающие тренажёры...
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
Опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»...
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи
Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...
Особенности развития лексико-грамматического строя детей среднего возраста
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-обра...
Тренажер для развития памяти детей дошкольного возраста 6-7 лет
Тренажер для развития памятидетей дошкольного возраста 6-7 лет...
Консультация "Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста"
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
Родительское собрание «Грамматический строй речи дошкольного возраста. Младшая группа».
Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить родителей с особенностями грамматического с...