Исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспекты занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
БДОУ «Центр развития ребёнка-Нюксенский детский сад»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы
«Юные исследователи спешат на помощь Дим Димычу».
Воспитатель: Гусева Ольга Алексеевна
2022 год
Цель: формирование познавательно-исследовательских способностей у детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную и опытническую деятельность.
Задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды через опыты;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы в ходе исследовательской деятельности;
- формировать представления о свойствах магнита через экспериментальную деятельность;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: проведение опытов с водой, разучивание динамической паузы.
Материалы и оборудование: фартуки детские, перчатки тканевые, ёмкости для воды, вода, лёд, стаканы стеклянные, зеркало, схемы-карточки опытов, магнит, значки «Юный исследователь», кукла картонная «Дим Димыч», ноутбук, мультимедийное оборудование.
Методы и приёмы: опыты, физминутка «Помогатор», беседа, вопросы, объяснение, уточнения, сюрпризный момент, проблема, компьютерная презентация.
Ход ООД
Дети заходят в зал.
Дети: Наступает новый день
Чтоб он был удачным
Скажем дружно: «Добрый день!»
Вам желаем счастья!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам снова в гости, пришёл Дим Димыч.
Дети здороваются.
Воспитатель: Вы знаете, зачем он к нам пришёл?
Дети: Проводить опыты.
Воспитатель: Верно, но сегодня Дим Димыч потерял от лаборатории ключ и просит о помощи. Что же делать?
Дети: Нужно найти ключ.
Воспитатель: Чтобы найти ключ, нужно выполнить несколько заданий. Как выдумаете, какие задания будем выполнять?
Дети: Проводить опыты.
Воспитатель: Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, ребята, начнём. Что вы знаете о воде?
Дети: Вода не имеет форму.
Воспитатель: Докажите это с помощью опыта.
Опыт № 1. «Имеет ли вода форму?»
Дети переливают одну и ту же воду в разные сосуды. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду в тарелку, она растекается бесформенной лужей.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода не имеет формы.
Воспитатель: Молодцы, правильно, первое задание вы уже выполнили и немного помогли Дим Димычу. Что вы можете рассказать ещё о воде?
Дети: Она без вкуса, без запаха, без цвета.
Воспитатель: Правильно, молодцы. В каком состоянии она бывает?
Дети: В жидком, твердом-снег и лёд, газообразном - пар.
Воспитатель: Замечательно! Давайте проверим, действительно ли лёд – это вода!
Опыт№2. Воспитатель просит двоих детей надеть перчатки и взять в руку кубик льда, а сама кубик льда кладёт себе на ладонь, дети видят, что лёд у неё в руках тает и превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что случилось с кубиком льда?
Дети: Рука теплая, лёд растаял и превратился в воду.
Воспитатель: Почему у вас лёд не тает?
Дети: Потому, что мы надели перчатки.
Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать?
Дети: Вода может быть твёрдой.
Воспитатель: Молодцы, все правильно! Давайте Дим Димычу расскажем, как же вода может быть газообразная?
Дети: Это туман, пар из чайника.
Воспитатель: Это интересно! Давайте это проверим!
Опыт №3. Воспитатель открывает термос с кипятком, дети видят пар.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Пар.
Воспитатель: Как можно проверить, что пар – это и есть вода?
Дети: Нужно накрыть термос крышкой, зеркалом, стеклом.
Воспитатель: Давайте попробуем!
Дети: На крышке появятся капли, это и есть вода.
Воспитатель: Великолепно, какие умные у нас дети! Я смотрю вы устали немного. Мы потанцуем под любимую музыку Дим Димыча.
Физминутка «Помогатор»
(дети выходят в центр группы, звучит фонограмма, дети выполняют движения в соответствии со словами песни).
Воспитатель: Вы здорово справились со всеми заданиями! Ребята, но нам нужно помочь Дим Димычу. Вы не забыли главное задание?
Дети: Нет, мы ищем ключ от лаборатории.
На столе два стакана с водой. В одном помещён пластмассовый ключ, в другом металлический. Дети их обнаруживают.
Дети: Мы нашли ключ.
Воспитатель: Да, но как мы его достанем из воды?
Дети предлагают свои пути решения проблемы. Если среди их решений не звучит использование магнита, воспитатель делает подсказку (достаёт магнит).
Воспитатель: Что это?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Как настоящие учёные будем сейчас исследовать свойства магнита. Как это сделать?
Опыт №4. «Достань ключ из стакана с водой». В один стакан с водой помещён ключ, сделанный из пластмассы, в другой из металла. Дети пытаются достать ключи из стаканов с помощью магнита. Достают металлический ключ.
Воспитатель: Ребята, огромная сила у магнита, что он может действовать даже через стекло и воду. Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Магнит притягивает железные предметы и не действует на материалы из пластмассы.
Воспитатель: Магнит не притягивает предметы из многих других материалов, но это мы с вами проверим на других занятиях. Вы выполнили все задания и нашли ключ от лаборатории Дим Димыча. Он очень вам благодарен и говорит спасибо. Дома вы можете рассказать о своих открытиях, а для того, чтобы вам легче было рассказать про них, я предлагаю вам закрепить знания.
Воспитател показывает детям схемы всех проведенных опытов. Ребята вспоминают каждый опыт, выбирают схему и омещают на мольберт.
Воспитатель: Дорогие дети, Дим Димыч с вами не прощается, а говорит: «До новых встреч». Он очень рад, что вы умеете проводить опыты и благодарит вас за то, что помогли ему найти ключ.
Слайд «Дим Димыч в Лаборатории».
Воспитатель: Ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Дим Димыч хочет вас наградить за помощь значками «Юный исследователь»
На слайде появляются значки с надписью: «Юный исследователь», а самому активному исследователю вручается значок «Лучший исследователь».
Воспитатель награждает детей значками.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности
«Свойства мыльного раствора и мыльных пузырей»
старшая группа
Цель: формирование активных поисковых действий, умения прогнозировать результат через опытническую деятельность.
Задачи:
- развивать у детей умение проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов, умение применять свои знания на практике;
- познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и способом их изготовления;
- воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи;
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Но для начала попробуйте отгадать несколько загадок.
В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел - лопнул! ……
Дети: Мыльный пузырь.
Воспитатель: Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала……..
Дети: Мыльный пузырь.
Звонок на телефон воспитателя
Воспитатель: Да, в старшей группе, очень веселые и умные дети. Конечно, приезжайте, обязательно поможем.
Воспитатель: Ребята, мне только что звонил МАЭСТРО МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ. В сказочном царстве Мылопены что- то произошло.
Появляется Маэстро мыльных пузырей в лице родителя воспитанника.
ММП: Здравствуйте, я Маэстро Мыльных Пузырей, я летел сюда на большом мыльном пузыре, а он лопнул, боюсь, не заблудился ли я. Скажите, уважаемые, туда ли я попал, мне нужны дети старшей группы.
Дети: Да, это мы, и наш девиз «Жизнь без улыбки - ошибка, да здравствуют смех и улыбка».
ММП: Как я счастлив, мне срочно нужна ваша помощь! В царстве Мылопены большое несчастье, все мыльные пузыри и большие, и маленькие, и совсем крошечные, загрустили и от грустных мыслей лопаются один за другим. Боюсь, в мыльном мире скоро не останется ни одного мыльного пузыря. Дело в том, что они думают, что о них все забыли и никому они не нужны.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы вам помочь?
ММП: Прежде всего, давайте узнаем побольше о жизни мыльных пузырей, а потом я попрошу вас, дети, сделать какой-нибудь подарок для них. Согласны?
Дети: Да.
Часть первая - исследовательская
ММП: Скажите, а почему мыльные пузыри называют мыльными?
Дети: Потому, что сделаны из мыла и воды.
Воспитатель: Давайте это проверим.
Опыт 1
Дети с помощью трубочки дуют в мыльный раствор. Вода пузырится, появляется пена.
Вывод: в мыльных пузырях есть мыло.
ММП: Для чего людям нужны мыльные пузыри?
Дети: Для праздника.
ММП: Я с вами согласен, радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр? Вспомните, где еще используют мыльную пузырчатую пену?
Дети: Делают мыло, чтобы мыть руки, лицо, волосы, порошок, чтобы стирать одежду, моющее средство для мытья посуды.
Опыт 2
Добавляют в мыльный раствор каплю растительного масла. Наблюдаю, что происходит: жидкость в стакане помутнела, стала белой. Продолжают наблюдать: видим, что постепенно масляный слой исчез.
Вывод: мыло взаимодействует с водой и маслом. Таким образом, мыло – это вещество, которое помогает избавиться и растворить масло (жир, грязь).
ММП: Разве мыло полезное, ведь оно так щиплет глаза?
Дети: Полезное, потому, что убивает микробы и бактерии.
ММП: Всё ли мыло пахнет одинаково?
Дети: Нет.
Опыт 3
Дети добавляют ароматизатор, а затем нюхают мыльный раствор.
Вывод: для приятного запаха в мыло добавляют различные ароматизаторы.
ММП: Всё ли мыло имеет одинаковый цвет?
Опыт 4
Дети добавляют краситель, а затем рассматривают мыльный раствор.
Вывод: для цвета в мыло добавляют различные красители.
ММП: Как приятно, что вы много знаете о мыльном растворе. Но даже в волшебном царстве Мылопены нужно быть внимательным к своему здоровью, нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на язык, ходить нужно осторожно ведь мыльная пена очень скользкая и можно упасть. Будем беречь себя?
Дети: Да.
ММП: Тогда приступим к изготовлению мыльных пузырей, чтобы сделать подарок и помочь жителям Мылопении.
Часть вторая – творческая
Мастер – класс по изготовлению мыльных пузырей
Как красиво! Посмотри!
Мы пускаем пузыри
Мыльные, цветные,
Нами надувные.
Нет забавнее игры,
Для веселой детворы:
Пузыри пускают,
Щеки надувают!
Лето, время мыльных пузырей. Огромные или совсем маленькие, они вызывают восторг, как у детей, так и у взрослых. А вам нравится выдувать мыльные пузырьки? Сейчас мы с вами сами будем их делать сами, чтобы помочь мыльным пузырям, которые оказались в беде. Не нужно покупать специальные приспособления, нам понадобится лишь то, что есть в каждом доме. Давайте сделаем это вместе. Сделаем мыльные пузыри по разным рецептам и узнаем, в какой из них пузыри получаются более прочными, чтобы помочь жителям царства Мылопены.
Рецепты приготовления растворов
1 рецепт
- 200 мл жидкости для мытья посуды
- 400 мл воды
Мыльные пузыри недостаточно хорошо надуваются.
- рецепт
- 200 мл жидкости для мытья посуды
- 400 мл воды
- 4 столовая ложка сахара
Мыльные пузыри стали надуваться лучше.
Вы все знаете, что такое моющее средство, кипячёная вода и сахар. Сегодня я вас хочу познакомить с веществом, которое называется глицерин. Это вещество, с помощью которого стенки пузыря становятся прочными, он долго не лопается, при хорошем составе и правильном приготовлении даже отскакивает от пальцев рук.
3 рецепт
- 200 мл средства для посуды
- 500 мл воды
- 4ст. ложки сахара
- 100 мл глицерина
Итак, какой вывод можно сделать? Что нам нужно для того, чтобы мыльные пузыри были прочные, легко надувались и долго не лопались? (Ответы детей). Верно, лучше использовать для изготовления мыльных пузырей ни только воду, сахар и моющее средство, но и глицерин.
Воспитатель: Всмотритесь внимательно, дети, в пузыри. Какие цвета вы в них увидели?
Дети рассказывают, что пузыри прозрачные, но в них видны все цвета радуги, называют их.
Воспитатель: Правильно, ребята, у нас они разноцветные.
Игры с мыльными пузырями.
ММП: Мои друзья, мыльные пузыри очень спортивные и в царстве Мылопены часто бегают наперегонки.
- Сейчас наши пузыри побегут наперегонки, чей пузырь бежал быстрее? Хотите попробовать? (дети играют)
- Пузыри можно выдувать с помощью самых разных предметов (показываю) и пока звучит музыка вы можете поиграть с мыльными пузырями.
(Звучит музыка «Мы пускаем пузыри»)
(Детям раздают, трубочки, рамочки, резинки, все с помощью чего можно выдуть пузырь. Надуваем, играем, используя те знания, которые получили при опытах).
ММП: Молодцы ребята, теперь вы много знаете о свойствах мыльных пузырей. Спасибо, дорогие друзья, за подарки, сделанные своими руками. Мои мыльные пузыри забудут о грусти, станут весёлыми и крепкими и обязательно будут радовать вас на праздниках и в обычные дни. До свиданья! За вашу помощь из волшебной страны Мылопены вам подарки - конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...
- Мне нравится (1)