Использование карт Проппа с детьми ОВЗ
консультация (средняя группа)

Зверева Марина Сергеевна

технологии и методы в работе с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл использование карт Проппа717.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по теме:

«Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей с особыми образовательными потребностями

дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Ф.И.О. выступающих, должность:

Зверева Марина Сергеевна, воспитатель

Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общебразовательная школа «Образовательный центр «Южный город»

 пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного образования посредством получения знаний, умений и навыков по 

Использованию «карт Проппа» при моделировании собственных сказочных

историй у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Задачи: 

  • Обогатить опыт практической деятельности, направленный на

применение нестандартных технологических приемов в развитии речевого

творчества детей дошкольного возраста;

  • Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я.

Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.

  • Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по

использованию практических приемов работы с «картами Проппа»;

  • Стимулировать потребность использования в работе с детьми

произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно-эстетическую основу сказки, стихотворения.

  • развивать интерес к инновационным способам в дошкольной практике, желание применять их в образовательной деятельности с детьми;
  • вызывать желание к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопониманию.

Демонстрационный материал:

Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции педагогов посредством овладения методами и приемами работы по познавательному развитию старших дошкольников посредством организации образовательной деятельности «Книжкина история» в рамках технологии «Путешествие по реке времени».

Актуальность

 Проблемы развития речи в широком понимании входят в проблему становления речевого творчества детей дошкольного возраста, а еще шире - в формирование общих художественно-творческих способностей детей. Развитие речевого творчества является одной из основных задач реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

Значение и эффективность организации образовательной деятельности по развитию речевого творчества определяет умение детей дошкольного возраста: самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов и стихотворений; моделировать сказки, загадки, истории; самостоятельно придумывать рассказы по продуктам нетрадиционного изобразительного творчества («кляксографии», «монотипии»); в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности; внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений; замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.1 Речевое творчество – высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В результате развития речевого творчества дети дошкольного возраста активны в разнообразных словесных играх, направленных на обогащение активного словаря и расширение общего кругозора, самостоятельны и инициативны в творческом выражении своих мыслей, чувств, желаний; владеют устной речью на качественно высоком уровне; имеют прекрасный художественно -литературный вкус. Одной из таких технологий является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.

В практическом пособии по развитию у детей речевого творчества, Дж. Родари «Грамматика фантазии» представлена методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием «карт Проппа». Джанни Родари отмечает: «…преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».Целесообразность отмеченных выше технологических приемов, включая использование «карт Проппа», состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Данные формы организации совместной образовательной деятельности хороши для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании стихотворных произведений, сказочных героев, их действий и описания мест происходящего. Использование символичных картинок, которые, как конструктор, структурируют сказочную историю, позволяют ребенку проводить ассоциации с реальными ситуациями своей жизни, познакомить с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. Также представленные методики позволяют расширить представления дошкольников о литературных источниках информации, научиться ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений, оценивать социальные привычки литературных героев.Таким образом, систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» технологических приемов и методов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Следовательно, создаются необходимые условия для организации совместной образовательной деятельности, способствующей развитию воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.

Твоя речь.Теоретическая часть Еще одна удивительная методика развития речевого творчества детей дошкольного возраста известна в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари. Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 20: 1. Запрет 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Отъезд героя 5. Задача 6. Встреча с дарителем 7. Волшебные дары или волшебное средство 8. Появление героя 9. Вредитель или антигерой 10. Борьба 11. Победа 12. Возвращение домой 13. Прибытие домой 14. Ложный герой 15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец. Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов (знакомство с этапами реализации метода Проппа происходит в рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса): 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; -концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность). 2 этап. Проведение «подготовительных игр». - «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. - «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. - «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт. 3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую работу с «картами Проппа». В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит. Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет. -Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня». Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. 4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа». Рассмотрим процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка». 1. Карта –Жили – были. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой. 2. Карта - Герой покидает дом. Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла. 3. Карта - Запрет. “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно". 4. Карта - Нарушение запрета. Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни. 5. Карта - Враг начинает действовать. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку. 6. Карта - Появляется Ложный Герой. Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку. 7. Карта - Разоблачение Ложного Героя. Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку. 8. Карта - Появление друга - помощника. Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник. 9. Карта -Враг оказывается поверженным. Охотник вбежал в дом и убил волка. 10.Карта - Счастливый конец. Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом. 11. Карта - Мораль. А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами. 5 этап. Сочинение собственной сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт. Практическая часть Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 карт! Для того, чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, приглашаю к сотрудничеству 6 педагогов, которым нужно объединиться в 2 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт. А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег. После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории, делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты предлагаемой методики развития речи, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности. Заключительное слово педагога-мастера «Игры в рифмы» и «Методика построения сказочных историй», на мой взгляд, являются очень интересными и эффективными практическими приемами по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста. Их можно использовать не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых стихотворных и сказочных произведений в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок и подготовки к самостоятельному литературному творчеству в более раннем возрасте. Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» представленных технологических приемов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулируют развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности. И самое главное, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

 «Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

 Но вряд ли в жизни пригодится тот,

 Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»  

 С. Я. Маршак

 

  С введением ФГОС в систему дошкольного образования значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.  Федеральный государственный стандарт  ДО даёт возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.  Также введены такие понятия как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённое территориальной ПМПК. Инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. По данным  муниципальной системы образования г. Кудымкара в цифрах и фактах (итоги 2017-2018 учебного года) в п.1 «Информационная карта муниципальной системы образования» - реализация программ дошкольного образования, мы видим, что с 2015 по 2018  год в дошкольном образовании г. Кудымкара идёт рост количества  детей с ОВЗ (от 0 до 132 детей).  Такие дети посещают дошкольное учреждение и получают образование на равных с другими детьми.  Число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (ЗПР и ОНР). Как правило,  у детей с ОВЗ в развитии  речи  существуют множество проблем: - неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, с трудом составляют связный рассказ; - бедность речи: недостаточный словарный запас, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; - неспособность построить монолог; - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

 Данные проблемы невозможно решить без создания специальных условий в предметно – развивающей среде, которая недостаточно оснащена в общеобразовательных детских садах.  Поэтому моя работа направлена на коррекцию данных нарушений с применением новых методов и приёмов.  Целью моей коррекционной работы с детьми ОВЗ: выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.  Для этого считаю необходимо: - работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; - непрерывность своего профессионального роста; - использование новых методов и приёмов в работе с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе.         Как показывает анализ специальной литературы, особый интерес представляет изучение особенностей связной речи у детей с ОНР. На трудности данной категории детей в овладении связной речью указывали такие ученые, как В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Авторами отмечено, что при общем недоразвитии речи у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, что, в свою очередь, непосредственно сказывается и на развитие связной речи.  Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева считают основной задачей логопедического воздействия на детей с ОНР – «научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни»  По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Поэтому наряду с общепринятыми технологиями обосновано использую инновационные технологии и методики. Одним из наиболее эффективных приёмов использование технологии « карты Проппа». Что такое карты Проппа и почему они так важны для детей с ОВЗ? К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».   Приём «карты Проппа» облегчает запоминание у  детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций.  

 Эти функции можно представить в виде схем (карт). Их можно распечатать, или нарисовать самим. Потом  читаем с ребенком сказку и сопровождаем чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После этого, составляем пересказ прочитанного, ориентируясь на карты Проппа. Рис. 1 «Карты Проппа»  

 

   

 

 

 

 

 

    Для начала подготовила карточки Проппа, и провела с педагогами мастер – класс «Карты Проппа - новый приём в работе со старшими дошкольниками по развитию речи».   Далее применила приём при работе с ребёнком ОВЗ. Ребёнок научился самостоятельно выкладывать карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, пересказывал сказку. Данный приём помогает развивать у детей с ОВЗ: - ассоциативное мышление, - зрительную и слуховую память, - зрительное и слуховое внимание, - воображение, - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении, они тесно связаны с полноценным развитием речи.          В результате работы по методике Проппа у ребенка сформировался интерес к сказкам. Он научился пересказывать сказки, опираясь на карты. Начал сам сочинять свои сказки.  Потом вместе с мамой нарисовал свои карты-схемы к другим сказкам.  Рис.2  Карты Проппа выполненные ребёнком

 

     В результате проведенной работы у ребенка с ОВЗ в конце учебного года наблюдается положительная динамика в развитии всех речевых функций. Ребенок может последовательно выкладывать карты-схемы и составлять по ним пересказ сказки. Самостоятельно может нарисовать карты по сюжету сказки и сочинить свою сказку.

 Данный приём вызвал большой интерес родителей не только детей с ОВЗ. Они стали более ответственнее за успехи своих детей нацеливают их на красивую, правильную речь. А также с большим желанием посещают мои коррекционные занятия.  Карты Проппа педагоги нашего детского сада применяют в работе с детьми старшего дошкольного возраста в речевом развитии, что позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи наших дошкольников. По результатам мониторинга индивидуального развития детей прослеживается положительная динамика  - 85-90%. Также я постоянно повышаю свой уровень профессиональной компетентности. Делилась с учителями – логопедами города Кудымкара (ГМО), показала мастер – класс «Развитие связной речи с применением приёма карт Проппа.  Прошла курсы повышения квалификации в МАУ ДПО «Информационно – методический центр»: «Совершенствование деятельности психолого – медико – педагогических  консилиумов и комиссий в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ».   В Пермском государственном гуманитарно – педагогическом университете прослушала курс по дополнительной профессиональной программе «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».  Выявлена необходимость расширения своей методической  копилки разработкой новых дидактических игр с применением карт – схем по методике Проппа. В составлении   презентаций для работы с детьми, педагогами, родителями по коррекции речевых нарушений.

 

Использование карт- Проппа для развития связной речи дошкольников.

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

 Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. 

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы решили использовать карты Проппа.

Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками

Рассказ из опыта работы

С картами Проппа мы с детьми стали работать со средней группы.

На начало года старшей группы мы используем от 6-8 карт. Дети их хорошо знают и играют с ними. К концу старшей группы мы будем использовать порядка 15 карт. Свою работу с картами Проппа построила следующим образом

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения -сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), повествование и концовка сказки — возвращение слушателя в реальную действительность (и я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало

 Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. «Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т.д.

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка). На втором этапе в процессе чтения просто выкладываю карту на стол.

Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.

-В дремучем ли лесу или на опушке, в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…Эта функция определяет сказочное пространство, где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.

В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.

-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты , Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.

Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.

Всего фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, который подробно изучал сказки народов мира, изучил тысячи историй, выделил 31карточную функцию. Не обязательно, что они будут представлены в одной сказке, может меняться их и последовательность.

В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».

Примеры работы по развитию связной речи

На материале сказок с использованием карт Проппа

Сказка «Маша и медведь».

-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Какую карту можно положить?

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок1.png

 Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок3.png

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок4.png

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий мед ведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок8.png

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок27.png

Когда дети хорошо запомнят сказку можно усложнить сказку, добавлять другие карточки

- Отлучка кого-либо из членов семьи.

Карты Проппа

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

Карты Проппа

Беда ликвидируется.

Карты Проппа

Медведь принес Машеньку домой.

Карты Проппа

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть

Гуси-лебеди

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок1.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок3.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок4.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок8.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок5.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок6.png

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок10.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок12.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок13.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок22.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок27.png

1.Жили-были-2.Запрет-3.нарушение запрета-4.Враг начинает действовать.

5.Герой покидает дом. 6.Появление друга-помощника. 7.Погоня.8.-Даритель испытывает героя.8.-герой выдерживает испытание.9.-Герой возвращается домой.!10-счастливый конец.

На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

 Четвертый этап -обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Методические рекомендации по работе с картами Проппа

Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать три правила:

Правило 1.  Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

Правило 2.  В сказку вводится враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

Правило 3.  В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым.

С транс- картами Проппа можно очень весело и, что немаловажно, играть. Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять несвойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору

«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы? содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, придуманные детьми и отражающие каждую из функций, могут быть самыми несуразными (взятыми из разных сказок), главное, чтобы они соответствовали ее сути

«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»? 

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:

  • Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  • Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  • Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
  • Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
  • Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
  • Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.

Литература :

1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.

2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

Практическое занятие с участниками мастер – класса по использованию универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени»

Деятельность ведущего

Деятельность участников

Ведущий рассказывает об организации образовательного процесса в модуле, акцентируя внимание на то, что деятельность с детьми по познавательному развитию может осуществляться как по сюжетным линиям (в нашем случае на баннере, а в условиях учреждения – в рекреационной части), отображающим временной отрезок, так и на панно-пазлах «река времени».

Организация работы на баннере.

Для того, чтобы познакомиться с некоторыми приемами работы в данном направлении предлагает отправиться в путешествие на «машине времени»и узнать все из истории книги.

Организует проблемную ситуацию.

Чтобы завелась «машина времени» нужно ответить на вопросы, которые «спрятались» в технологических карточках. Просит участников разгадать вопросы, помогающие восстановить историческую линию изготовления книги и ответить на них. Уточняет ответы. Показывает ответ на сюжетных линиях на баннере.

(см.приложение1.2)

Педагог организует игру  «Прочитай рисунок древнего человека»

(см.приложение 1.3.)

Решение проблемной ситуации

 Педагог обращает внимание детей на  ёмкости с  водой, песком, глиной. Спрашивает, из какого материала древние люди  ещё могли  изготавливать книги?

Игровой приём «Глиняная дощечка»

Педагог предлагает изготовить книгу из глины и раздаёт   дощечки, намазанные глиной и пластилином и палочки.

 

Решение проблемной ситуации:

Педагог предлагает подумать, удобно ли было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему?

Педагог демонстрирует  бересту, пергамент, рассказывает:

-Шло время, люди научились использовать и другие материалы для написания книг.

(см.приложение 1.5.)

Приём «Ромашака Блума»

Педагог предлагает  ответить на вопрос, который зашифрован в картинках.

-Какие книги были в старину?

(см.приложение 2)

-А ещё, чем писали книгу в старину (педагог  обращает внимание  на сюжетные линии «старина»).

(см.приложение 1.6.)

Решение проблемной ситуации.

Педагог обращается к детям:

-Как вы думаете, сколько времени надо, чтобы написать эту книгу вручную?

-Можно ли быстрее изготовить книгу?

-Что люди придумали, чтобы быстрее изготавливать книги? (Обращает внимание детей на сюжетные линии).

Рассказ педагога о печатном станке, изобретенным Иваном Федоровым.

Игра «Печатаем буквы»

Игровой приём «Ромашка Блума»

Педагог предлагает детям ответить на вопрос, который зашифрован в картинках:

В настоящем времени какие книги существуют?

(см.приложение2)

 (см.приложение 1.8.)

Организация работы с панно-пазлами «река времени».

Ведущий сообщает, что технология Коротковой Н.А. предполагает практическую деятельность на ленте времени.

Предлагает собрать пазлы в исторической последовательности эпох: древность-старина-современность, опираясь на «метки», и расположить предметные картинки с изображением книг на заданных промежутках времени.

Сообщает, что в региональном компоненте мы знакомим детей с писателями и поэтами Самарского края, просит расположить их в исторической последовательности.

Ведущий обращает внимание на возможность интеграции образовательных областейпри работе с панно «Река времени»

-Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом.

Игровые упражнения

-Посчитать, сколько картинок в эпохе «древность», «старина», «наше время»?

-Сравни, где больше? На, сколько больше?

-Вспомни поговорки о книге.

Предлагает участникам придумать свой вариант задания с предметными картинками для организации двигательной деятельности.

Соглашаются принять участие в путешествии на «машине времени».

Читают вопросы, ищут ответы на баннере, предлагают свои варианты. Возможные варианты:

- Как выглядела книга древнего человека?(В виде наскальных рисунков).

- Как древние люди изготавливали  книги из глины?)

- Какие книги были в старину?

 

Находят картинки с наскальными рисунками, рассматривают, разгадывают, что хотел донести древний человек до своих предков

Обследуют воду, глину, песок, делают вывод:

(Древние люди использовали глину для изготовления книг).

Активно действуют, выдавливают знаки.

Выражают собственные суждения, совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации:

Обследуют бересту, пергамент

Разгадывают вопрос, отвечают:

(В старину в качестве материалов использовали бересту, пергамент. Писали заострённой палочкой).

Рассматривают сюжетные линии модуля, отвечают на вопрос педагога:

(В старину писали гусиным пером и чернилами).

Рассматривают сюжетные линии модуля «старина». Выражают собственные суждения. Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации:

(На изготовление книги уходило много времени, люди придумали печатный станок).

Берут печати (ластик с нарезанными буквами для оттиска их на бумаге). Печатью касаются блюдца с краской и пробуют напечатать букву на бумаге.

Разгадывают вопрос, отвечают:

(Это компьютерные, электронные книги, видео, аудиокниги).

Собирают пазлы, раскладывают картинки с изображением книг в определённые исторические промежутки.

Выбирают соответствующие предметные картинки и раскладывают их на панно.

Отвечают на вопросы.

Подводит итоги работы в модуле, знакомит с основными выводами.

Отвечает на вопросы участников.

Знакомятся результатами работы в модуле, задают вопросы.

Выводы: Опыт работы показал, что использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» позволяет добиться положительных результатов в развитии познавательной инициативы детей, формировании первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, пространстве и времени, причинах и следствиях, что проявляется в увеличении любознательности, творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Рефлексия. Ведущий мастер-класса  предлагает  для истории  оставить  свое мнение о путешествии на стенгазете в виде «наскального» рисунка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"

Краткая методичка по использованию карт Проппа в доуКарты Проппа...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

 Тип проекта:  Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой   Характер контактов: среди детей старшей группы   По продолжительности: -  ...

"Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....