"Профилактика жестокого обращения с детьми."
консультация
Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоёмкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.
Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika.docx | 36.87 КБ |
profilaktika.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Профилактика жестокого обращения с детьми.
Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоёмкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.
Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.
Положение ребёнка в семьях с низким уровнем культуры, в семьях, где ребёнок становиться обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых не хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается ни кто, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это вопрос, нужно не просто обсуждать, но и принять меры по его решению.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнака.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждлений ребёнку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое насилие (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие его личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренное ограничение общения ребёнка со свертсниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и не выполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое взодействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
- неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребёнок;
- умственные или физические недостатки ребёнка;
- «трудный» ребёнок.
К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 16 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений.
Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:
- физические наказания притупляют вселучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятнось того, что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
Помните, насилие – порождает насилие! Ребенок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать.
Жестокое обращение с детьми формирует людей, социально дез- адаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее.
Литература: Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет.сада: Пособие для работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – 143 с. (4,5,64-66).
Родителям о наказании
- Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
- Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
- У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединяться два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
- Если вы шлёпаете ребёнка под горячую руку, это вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.
- Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказания?
- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь. Подождите, пока проступок повторится.
- Наградами. Они более эффективны, чем наказания.
Уважаемые мамы и папы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила нашей непростой жизни
1. Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряжённой с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…?
13. Если ваш ребёнок подвергался сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
14. Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность вашему ребёнку проговорить с вами трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Профилактика жестокого обращения с детьми.
Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоёмкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.
Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.
Положение ребёнка в семьях с низким уровнем культуры, в семьях, где ребёнок становиться обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых не хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается ни кто, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это вопрос, нужно не просто обсуждать, но и принять меры по его решению.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнака.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждлений ребёнку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое насилие (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие его личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренное ограничение общения ребёнка со свертсниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и не выполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое взодействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
- неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребёнок;
- умственные или физические недостатки ребёнка;
- «трудный» ребёнок.
К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 16 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений.
Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:
- физические наказания притупляют вселучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятнось того, что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
Помните, насилие – порождает насилие! Ребенок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать.
Жестокое обращение с детьми формирует людей, социально дез- адаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее.
Литература: Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет.сада: Пособие для работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – 143 с. (4,5,64-66).
Родителям о наказании
- Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
- Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
- У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединяться два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
- Если вы шлёпаете ребёнка под горячую руку, это вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.
- Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказания?
- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь. Подождите, пока проступок повторится.
- Наградами. Они более эффективны, чем наказания.
Уважаемые мамы и папы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила нашей непростой жизни
1. Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряжённой с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…?
13. Если ваш ребёнок подвергался сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
14. Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность вашему ребёнку проговорить с вами трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми
Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....
Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...
Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"
Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....
Профилактика жестокого обращения с детьми
Профилактика жестокого обращения с детьми...
Профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогический совет – деловая игра
Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди...
Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....
профилактика жестокого обращения с детьми
профилактика жесктого обращения с детьми в семье...