"Такие разные дети"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие безусловный приоритет, важнейшее условие самого существования государства. Здесь у нас есть основа, фундамент. Это многовековой опыт» (В.В. Путин).
Межнациональное общение всегда было и будет актуальной темой, которой всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Современное дошкольное образование направлено на решение задач связанных с личностным развитием ребенка и создание условий, обеспечивающих процесс его социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
takie_raznye_deti.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для детей подготовительной группы
«Такие разные дети»
(количество детей, участвовавших в занятии – 10)
Возраст детей: 6 – 7 лет
Автор:
Турусова Татьяна Владимировна
Воспитатель
«Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие безусловный приоритет, важнейшее условие самого существования государства. Здесь у нас есть основа, фундамент. Это многовековой опыт» (В.В. Путин).
Межнациональное общение всегда было и будет актуальной темой, которой всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Современное дошкольное образование направлено на решение задач связанных с личностным развитием ребенка и создание условий, обеспечивающих процесс его социализации.
В Государственной концепции дошкольного воспитания отмечается, что в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, приобщается к общим человеческим ценностям, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. Основы толерантности закладываются в дошкольном детстве, когда у ребенка формируется уважительное и доброжелательное отношение к представителям разных культур. Ребенок учится воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей.
В настоящее время образовательные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Для ребенка национальный фактор не является решающим. Однако многонациональное окружение входит в жизнь ребенка звучанием иноязычной речи, многоликостью имен, колоритом национальных мелодий.
Чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности детей. Среди них стоит отметить совместное проведение праздников, музыкальных занятий, вечеров дружбы, театрализованных постановок, сюжетно-ролевых и подвижных игр, и других массовых форм, с целью ознакомления дошкольников с традициями, культурой, бытом своего народа и народов мира.
На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие прогулки, участие в общественно полезной работе. Игровое экспериментирование свойственно процессу овладения вторым языком, объединяют детей, иногда они учат друг друга родному языку – это самое лучшая дружба и учеба. Воспитатель старается начать дидактическую игру тогда дети играют с ним на его языке. В игре возникают и отрабатываются те вопросно-ответные ситуации, во владении которыми нуждаются воспитанники. Очень важны настольно-печатные игры потому, что содержат множество повторяющихся ситуаций и ребенок может описать собственные действия. При таком единении детей необходимо продумывать целенаправленное руководство образовательным процессом и вопросами межнационального воспитания. Работу по воспитанию культуры межнациональных отношений необходимо проводить через всю систему отношений в коллективе групп и ДОО. Патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, важно создавать гармонию в общечеловеческих и национальных ценностях. Только при таких условиях, возможно избежать формального и механического объединения детей разных национальностей. Доброе отношение воспитателя к ребенку другой национальности не остается не замеченным детьми. Второй вид общения осуществляется с целью гармонизации межэтнических отношений, созданием благоприятной социально-этнической и психологической атмосферы в ДОО, а также формирования гуманистических этнокультурных связей, вовлекая воспитанников в многоплановые виды деятельности.
Конспект мероприятия по формированию культуры межнационального общения
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие дружеских отношений в детском коллективе через освоение воспитанниками культуры межнационального общения.
Задачи:
• Образовательные: расширить представления детей о людях разных национальностей; актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях некоторых народов Земли.
• Воспитательные: продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения, с обычаями и традициями разных национальностей, воспитывать доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
• Развивающие: развивать познавательный интерес; способствовать развитию желания узнавать о жизни разных народов; расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Материалы и оборудование:
Ковёр, технические средства для показа слайдов; магнитная доска и три конверта с буквами Д, Р, У, Ж, Б, А; музыка к русской игре «Плетень»; музыка, две скакалки и две шапочки оленей для игры «Оленьи упряжки»; песня Шаинского «Чунга-чанга»; музыка для хоровода «Весну звали».
Ход:
Звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал. На экране появляется изображение земного шара. Детей встречает воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас встать в круг:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Сегодня я хотела бы предложить вам отправиться в необычное путешествие по земному шару на ковре - самолёте. Мы побываем в гостях у некоторых народов Земли, узнаем об их жизни и откроем секрет, как людям разных национальностей жить в мире и согласии на одной планете.
Дети садятся на ковёр.
Воспитатель: Внимание! Взлетаем!
Звучит музыка. Дети произносят вместе с воспитателем:
Ковёр- самолёт! Возьми нас в полёт.
Лети в вышину, неси в далёкую страну!
Воспитатель: Ах, Россия, ты, Россия, как поёт твоя душа.
Сторона моя родная, до чего ты хороша!
Внимание! Наш ковёр- самолёт идёт на посадку.
На экране появляется изображение русской деревни.
С голубых небес спустились
И на землю возвратились.
Воспитатель: Мы с вами оказались в нашей стране, но только много, много лет назад. В то время Россию называли Русью.
Я хотела бы вам рассказать о жизни и традициях русского народа.
Детей встречают герои (девочка и мальчик) в национальных русских костюмах.
На экране появляется изображение мужчины и женщины в традиционной одежде.
Костюм русской девушки состоял из рубахи и длинного сарафана до пола, на голову надевали кокошник или платок.
Русские юноши носили длинную рубаху – косоворотку, портки (штаны), а на голове - картуз (кепка).
На ноги надевали лапти, сапоги носили по праздникам. Наша страна огромная и национальные костюмы разных районов России немного отличаются.
Традиционным русским жильём являются деревянные дома из брёвен – избы. Хозяева часто украшали свои дома резьбой. (изображение избы на экране)
Гостеприимство всегда было одной из основных русских традиций. Гостя встречали хлебом и солью, а потом угощали его всем, что было в доме.
Исконно русскими блюдами являются щи, каши, пироги с разными начинками. Русские люди часто употребляли в пищу овощи (капусту, репу, горох), ягоды, грибы, пили квас, сбитень.
Праздники на Руси были связаны с религией – Рождество, Масленица, Пасха. Например, на Масленицу готовили блины и всей деревней сжигали чучело зимы, радуясь скорому приходу весны, пели песни, водили хороводы. ( Сравнить, если сходства или различия в праздновании этих праздников в настоящее время)
И мы с вами поиграем в русскую народную игру «Плетень». (Дети вместе с воспитателем играют в игру)
(В конце игры дети получают конверт, в котором лежат буквы «Р» и «Ж».)
Воспитатель: Продолжаем путешествие. Нас ждут новые приключения. Дети садятся на ковёр.
Внимание! Взлетаем! Звучит музыка. Дети произносят все вместе:
Ковёр- самолёт! Возьми нас в полёт.
Лети в вышину, неси в далёкую страну!
Воспитатель: То жара на планете, то вьюга,
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнём уважать.
Внимание! Наш ковёр - самолёт идёт на посадку. Температура за бортом – минус тридцать градусов, сильный ветер.
На экране появляется изображение тундры, народов севера, национального жилища.
С голубых небес спустились
И на землю возвратились.
Воспитатель: Куда же мы попали? Как вы думаете?
Мы попали в гости к народам Севера. Их внешность немного отличается от нашей: у северян круглое лицо, узкие тёмные глаза, тёмные волосы. Северяне очень доброжелательные люди. Вы хотите с ними подружиться? Но так как мы не знаем языка этих народов, давайте поздороваемся без слов. Тем более, что у народов Севера принято приветствовать друг друга, помахивая руками.
Большую часть года на севере царствует зима и лежит снег. Лето в тундре очень короткое и яркое.
Одежда северян должна быть очень тёплой. Традиционно они шьют одежду из шкур животных в два слоя. На ноги надевают меховые штаны и унты – меховые сапоги.
На экране изображение северян в традиционной одежде.
Также, из шкур животных, они сооружают свои жилища. Называется такой дом– чум. В чуме нет окон. Северяне не живут на одном месте - постоянно кочуют с одного места на другое. Всю жизнь они перемещаются по просторам тундры. Вместе с домом они перевозят свою утварь.
Слайд с изображением чума.
Северяне питаются, в основном, сырым, замороженным или вяленым мясом северных животных (оленя) и обитателей морей (тюленя, моржа, кита и рыбы). Еще жители крайнего севера едят коренья, стебли и листья северных растений, водоросли и ягоды.
Оленеводство – это главное занятие северян. Они перемещаются и охотятся на оленьих упряжках. Изображение оленей.
Далее детям предлагают поиграть в подвижную игру «Оленьи упряжки»
(В конце игры дети получают конверт, в котором лежат буквы «Д» и «А».)
Воспитатель: Отправляемся в путь!
Дети садятся на ковёр.
Внимание! Взлетаем!
Звучит музыка. Дети произносят все вместе:
Ковёр- самолёт! Возьми нас в полёт.
Лети в вышину, неси в далёкую страну!
Воспитатель: Внимание! Наш ковёр - самолёт идёт на посадку.
С голубых небес спустились
И на землю возвратились.
Скажите, ребята, где теперь мы оказались? (На экране-изображение Африки и ее жителей)
Народы жаркой Африки приветствуют нас!
Некоторые африканские племена здороваются друг с другом носами. А теперь предлагаю вам поздороваться друг с другом по-африкански.
У африканцев особенная внешность. У них тёмная кожа, карие глаза, короткие кучерявые и тоже очень тёмные волосы. Они обладают способностью переносить жару.
Слайд с изображением африканского племени ндебеле в красочных костюмах.
Вы видите представителей народа ндебеле. У них очень яркие и необычные костюмы. Этот народ прославился своим искусством плетения из бисера. Они плетут пояса, браслеты, ремни, ожерелья. Эти украшения очень объёмные и красочные.
В Африке живёт много народов. У каждого из них принято строить жилище по-своему. Крыша, как правило, строится из тростника, чтобы горячий воздух быстро мог выйти через неё. В таких домах стены украшают росписью из геометрических узоров. Эти узоры традиционно рисуют женщины без кисточек и валиков, прямо руками. Эта техника существует с древних времён.
Изображения домов с росписью.
Африканские хозяйки угощают своих гостей необычными блюдами из мяса, экзотических овощей и фруктов и даже насекомых.
В жизни африканцев важное значение имеют ритуальные танцы. Например, они верили, что специальные танцы перед охотой обеспечат богатую добычу. Верили в то, что надо совершить ритуальный танец для того, чтобы пошёл долгожданный в Африке дождь.
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Мамба» (змеиные гонки).
(В конце игры дети получают конверт, в котором лежат буквы «У» и «Б».)
Воспитатель: Друзья! Нам пора в путь! (Дети садятся на ковёр).
Внимание! Взлетаем!
Звучит музыка. Дети произносят все вместе:
Ковёр- самолёт! Возьми нас в полёт.
Лети в вышину, неси в далёкую страну!
Воспитатель: Сколько в мире мест прекрасных и чудесных!
Сколько нового узнали мы с тобой!
Как бы ни было везде нам интересно –
Даже птицы возвращаются домой!
Здесь и солнышко нам светит по - другому,
Здесь и птицы по – другому нам поют.
Ждёт нас Родина любимая с тобою,
Ждут друзья, и мама с папой ждут.
Наш ковёр- самолёт идёт на посадку!
На экране появляется изображение березовой рощи.
С голубых небес спустились
И на землю возвратились.
Золотые поля и берёзки кругом,
Ты, Россия моя, ты любимый наш дом!
Дети танцуют хоровод «Во поле березка стояла».
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы такие разные – дети Земли. Чем же мы отличаемся друг от друга?
- Разные народы разговаривают на разных языках.
- Одеваются по-разному.
- По- разному выглядят.
- У нас разные жилища.
- Мы живём в разных уголках земного шара.
- У каждого народа свои игры.
- У каждого народа свои традиции.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно, чтобы люди различных национальностей жили в мире и согласии? Чтобы мы смогли узнать это нам нужно собрать слово из букв, спрятанных в конвертах. Дети собирают вместе с воспитателем слово «ДРУЖБА».
Воспитатель: Для того, чтобы на Земле был мир, люди разных народов должны дружить между собой, знать и уважать традиции друг друга, относиться друг к другу доброжелательно!
Мир и счастье на нашей планете будет зависеть от вас, т.к. скоро вы станете взрослыми.
Я знаю, что вы очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти друг другу на помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Такие разные дети"
Целью дополнительной образовательной программы является создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учрежден...
"Такие разные дети" Слово "НЕТ".
Психологические особенности детей....
Проект "Такие разные дети"
Проект "такие разные дети" созданию условий для обучения, воспитания и развития широкого спектра способностей и индивидуальных дарований детей в художественно-эстетическом направлении....
Такие разные дети.
Такие разные дети....
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ...
Такие разные дети
Почему один ребенок подвижен и импульсивен, а другой - вялый и медлительный. Один ребенок быстро сходиться с людьми, открыт и общителен, а другой - замкнут и зажат. Причина этих различий поведения леж...
Такие разные дети
Почему один ребенок подвижен и импульсивен, а другой - вялый и медлительный. Один ребенок быстро сходиться с людьми, открыт и общителен, а другой - замкнут и зажат. Причина этих различий поведения леж...