Реализация духовно нравственного воспитания дошкольников средствами музыкального искусства.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Долгосрочный проект для дошкольников старших и подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этапы проекта. | 23.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реализация духовно нравственного воспитания дошкольников средствами музыкального искусства.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ФГОС ДО
Паспорт проекта :
Авторы проекта : музыкальный руководитель, Гусева Л.К.,высшая квалификационная категория.
Воспитатели :
Продолжительность проекта : долгосрочный
Срок реализации проекта– 2 года (сентябрь 2022 г. – декабрь 2024 г)
Тип проекта : творческий.
Место реализации : МАДОУ д/с №4.
Вид деятельности: познавательный.
По форме реализации : групповой.
Форма представления: занятия, концерты, праздники, музыкальные гостиные.
Образовательные области: Познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.
Участники проекта: дети и родители подготовительной группы, педагоги.
Гипотеза: влияние музыки на душу ребёнка, нравственно - эстетическое развитие детей, включение родителей в творческую музыкально – познавательную деятельность дошкольного образовательного процесса.
Новизна: сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
«Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».
Ф. М. Достоевский.
Цель проекта – содействие в воспитании душевных качеств и чувства сопереживания посредством приобщения к произведениям искусства у детей дошкольного возраста
Задачи:
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности;
• Воспитание нравственных и эстетических чувств;
• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка;
• Обеспечение обогащенного художественно эстетического развития
Проектная идея: вовлечь в творческую музыкально –познавательную проектную деятельность детей, родителей и педагогов.
Обеспечение обогащенного художественно-эстетического развития.
Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным компьютерным технологиям и интернет ресурсам слушание музыки стало одним из любимых видов деятельности. При очередном просмотре благодаря мультимедийной установки в зале в старшей группе музыкального клипа «Голодный кот и сытая кошечка» В. Салманова мы заметили на глазах у детей слезы. Очень долго говорили о пережитых чувствах детей, о необходимости помогать бездомным животным. А после выходных Чернов Дима принес поделку и объяснил, что долго не мог забыть этого котенка, так было его жаль. Он поделился своими чувствами с мамой, и они решили сделать котенку теплую постель из мягкой ткани. Так родилась эта поделка из лоскутков. (СЛАЙД 5)
Анализируя их работу, мы поняли, что в наших детях добро – заложено природой, а нам - педагогам, необходимо только поддержать эти чувства и развить их. Так возник проект как одна из эффективных форм духовно- нравственного воспитания.
Актуальность проекта.
Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о подрастающем поколении. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно упрекать в бездуховности, безверии, агрессивности. Воспитанием детей в семье занимаются кто угодно, только не родители: жестокие фильмы, компьютерные игры с ужастиками, антиигрушки и т. п. Проблемы, обусловленные эмоциональным дискомфортом, изменили характер отношения к нравственным ценностям, привели к их распаду, различного рода «изгибам» и «перекосам», ошибкам в воспитании. В какой - то степени произошло разрушение эмоциональных связей между людьми и потеря наиболее сильного из всех — чувства любви к человеку, а когда исчезает любовь, люди становятся похожими, по мнению И. Вагина, «на стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне, они пытаются прижаться друг к другу, чтобы согреться, но всякий раз натыкаются на торчащие иглы и снова бредут по одному» (цит. по: 12). Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста.
Духовность и нравственность - это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовно). Нравственность – это способы действия, нормы поведения, поступки людей. Духовность - это самое высокое к чему стремиться человек, направленность его души.
Задача развития личностных качеств у детей дошкольного возраста является первостепенной, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Следовательно, на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития важнейших личностных качеств ребенка.
Изучая труды различных ученых, философов мы пришли к выводу, что именно раздел и область «Художественно – эстетическое развитие» в свете новых ФГОС ДО наиболее способствует формированию у детей духовно - нравственных качеств.
Удивительные и очень необходимые сегодня слова — «искусство очеловечивает». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.
На протяжении многих веков музыкальное искусство, признавалось важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Аристотель признавал огромное воспитательное значение искусства : «Необходимо влиять на молодое поколение искусствами трёх родов: подражающим (природе, посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма — и обучать им». Влияя на состояние души, музыка необходимым образом относится к области любви или ненависти, к добродетели, к тому, чтобы «уметь правильно судить о благородных характерах и прекрасных поступках и достойно радоваться тем и другим» (цит. по: 4).
Дмитрий Борисович Кабалевский говорил: «…наиважнейшим в музыкальном воспитании является труд души ребенка».
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, наша задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.
Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
Одним из эффективных методов в работе с детьми является метод проектов, который основывается на интересах детей и предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Проектная деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса.
Для реализации проекта был разработан план :
1. Выбор актуальной темы.
2. Постановка цели и задач по выбранной теме.
3. Накопление различного наглядного и дидактического материала; методических пособий.
4. Включение в план занятий и других видов деятельности (развлечений, концертов, викторин, выставок и т. д.) художественно – эстетических произведений искусства.
5. Создание фонотеки классической музыки в группе.
Итог проекта – духовно-нравственное воспитание души ребенка средствами музыки и другими видами искусства, воздействуя на процесс становления его личностных качеств.
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
• показ видео материалов по данной теме (презентаций, мультфильмов и музыкальных клипов и т. п.)
• рассматривание иллюстраций, репродукций;
• занятия, концерты, музыкальные гостиные.
2. Словесно-образный метод:
• рассказы детей о своих впечатлениях;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
• чтение стихотворений детьми.
3. Практический метод:
• проведение конкурсов, тематических вечеров
• организация продуктивной деятельности : рисование, аппликация.
Предполагаемый результат:
Воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей
Проектная деятельность построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания и эстетическое, интеллектуальное.
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
План реализации проекта
Сентябрь.
Закрепление темы «Детский альбом» П. И. Чайковского
Музыкальная гостиная «Детский альбом» П. И. Чайковского
Октябрь.
К. Сен-Санс "Карнавал животных".
Музыкальная гостиная «Карнавал животных» К. Сен-Санс.
Ноябрь.
Знакомство с симфоническим оркестром.
Тема: «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди
Декабрь.
Тема «Настроения, чувства в музыке» по программе О. П. Радыновой
Основные направления проекта :
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно- нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
II ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Ознакомление с миром людей, животных и природы через произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.
2. Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой и познавательной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная и т. д.).
3. Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство).
4. Становление социокультурной предметной музыкально- образовательной среды, способствующей музыкальному и эмоциональному благополучию
Становление социокультурной предметной музыкально- образовательной среды.
Основные формы работы проекта :
• Музыкальные занятия (знакомство с образами в классической музыке)
• Музыкальные гостиные «Классическая музыка в жизни ребёнка» («Детский альбом» П. И. Чайковского, «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди, К. Сен-Санс "Карнавал животных")
Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей и родителей к искусству:
• содружество искусств;
• многообразие художественно-информационного пространства;
• познание через переживание, творчество;
• совместная деятельность взрослых и детей;
• успех, достижения, открытия детей;
• индивидуальность ребенка как ценность.
Наглядно – действенный .
Знакомство с произведениями изобразительного искусства знаменитых русских пейзажистов – А. Шильдера, С. Сурицина, В. Д. Поленова, И. Левитана (СЛАЙД 16)
Взаимодействия с социумом (СЛАЙД 17) Белгородская школа искусств и Белгородская государственная филармония
Система работы с педагогами .
Когнитивный блок : Теоретический семинар, Лекция - беседа
Мотивационный блок: Тестовый опрос, Дискуссия
Практический блок : Семинар – практикум, Заседание круглого стола
Формы работы с родителями .
Анкетирование
Родительское собрание
Консультации
Оформление информационного стенда .
Совместные досуговые мероприятия (праздники, развлечения, конкурсы, концерты)
Работа музыкальной гостиной
Выставки совместных работ родителей с детьми («Осень», по темам «Музыкальной гостиной)
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Дети научились сопереживать музыке, чужому человеку и животным;
Научились ценить красоту природы;
Через музыку, развилась способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль;
Появилось свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Итогом проектной деятельности стали
• Выставка рисунков детей
• Выставки совместного творчества детей с родителями.
Диагностические данные показали:
Высокий уровень эмоционального – восприятия – 61 %
Средний уровень – 33%
Низкий уровень- 6 %
Список литературы.
1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.
2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 1991 г. – 180 с.
3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989.
4. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5 С. 43-48.
5. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. М., 2005
6. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности//Хрестоматия по
7. педагогике. –Ч. 1.- С. 155-157.
8. Каргин А. С. Нравственно-этическое формирование личности. М. ,1981.
9. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Хрестоматия по педагогике. –Ч. 1. – С. 144-148.
10. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. – М. : Прометей, 1995.
11. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. Д. Марковой. М., 1978.
12. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании. М. : Просвещение, 1987.
13. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986.
14. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.
15. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1983
16. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1(33)
17. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5. – С. 35-40
18. Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7 года жизни в дошкольных образовательных учреждениях // диссертационная работа. – Елец, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Консультация для родителей и педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства"
консультация...
Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства.
В статье рассказывается о влиянии музыки на духовно-нравственное воспитание детей. Порой мы недооцениваем, какой мощной силой обладает музыка, как она способно воздействовать на душу ребёнка....