Нравственно-патриотическое воспитание.
консультация

Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Чувство Родины, оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_nravstv.-patriot._vospitanie.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для воспитателей «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы.

Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Чувство Родины, оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства.

И хотя многие впечатления еще не осознаны детьми глубоко но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными. Главной целью дошкольного учреждения в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию следует проводить регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию в группе предметно-развивающей среды патриотической направленности. Оформление Патриотического уголка, в который входит государственная символика России, города Липецка. Есть папки «Моя родина – Россия»«Романовская игрушка»«Елецкие кружева»«Я и моя семья»«Книга Памяти»

Дидактические игры: «Военная техника", Найди флаг России", «Космос" «Заколдованный город» Фотоальбомы: «Природа нашего края»

" Мой любимый город Липецк».

Атрибуты к сюжетно - ролевым играм: "Пограничники", "Моряки", «Космонавты». Использование художественной литературы, через которую дети расширяют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии.

Одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность сочетает интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

 - родители становятся активными участниками нравственно-патриотического воспитания детей;

 - дети организовываются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Планирование проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. С детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер, к подготовительной группе проекты уже исследовательские и имеют долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.

Реализуя систему работ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, организованную по принципу " от простого к сложному", состоящую из следующих тематических блоков:

-"Моя семья", где можно предложить проекты "Моя родословная", "Герб моей семьи"; фотовыставки " Моя семья", "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

-" Мой город ", проект, в рамках которого рекомендуется составление экскурсионных маршрутов по улицам города, организация выставок детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; проведение интеллектуальной викторины "Юные знатоки города"; "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с "Любимый город - чистый город"

«Родная природа» реализовать в проекте "Красная книга Липецкой области», создать коллекции природных материалов родного края, посетить краеведческий музей.

«Культура и традиции» проводение православныех праздников «Рождество»«Пасха»; интерактивной игры «В гостях у Марьи - искусницы»; развлечение «Детские забавы на Руси»; выставка детских работ «Диво-дивное» (народные промыслы, узоры Золотая хохлома);

«Защитники Отечества», организовывать выставку рисунков " Былинные богатыри", "Военная техника"; соревнование - эстафету "Самый ловкий"; целевые прогулки к памятным местам города; возложение цветов к обелиску, физкультурное развлечение "Защитники Отечества", изготовление подарков для пап, встречу с ветераном ВОВ; создание экспозиции "Никто не забыт и ничто не забыто". На этапе завершения проекта можно порекомендовать такие формы работы, как презентация книги памяти «Наследие героев - правнукам Победы», просмотр видеофильма «Моя родина Россия, моя малая родина Липецк»; проект "Этих дней не смолкнет слава", «Кладовая Липецкого края», где каждый ребенок имеет возможность осветить интересные факты. Хотелось бы подчеркнуть немаловажную роль сотрудничества с социально значимыми учреждениями в формировании нравственно - патриотического сознания. Посещение краеведческого музея открывает возможность проникновения в историю быта родного края. Литературная гостиная в детской библиотеке способствует расширению кругозора дошкольников, повышает общекультурный уровень. Созерцание произведений художников в выставочном зале открывает красоту окружающего мира, помогает относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. В доме детского творчества знакомят с народно – декоративным искусством, способствуют развитию творческого потенциала. Все это позволяет стимулировать развитие активной гражданской позиции, сопричастности к судьбе малой родины.

В системе работы по нравственно - патриотическому воспитанию придается особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средству эмоционально - нравственного развития дошкольников, где происходит формирование различных сторон личности. Наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной, игровой деятельности. Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в д/саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников "Осень ", "Рождество", "Масленица", "Именины березки". Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми приобщаются к культурному наследию. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, хороводом, поэтому оно так близко ему и понятно. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В законе " Об образовании" указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и д/с, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Проблема нравственно- патриотического воспитания в современном мире, актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Исходя из этого, в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса. Например создать детско-родительский клуб с целью развития в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями; провести КВН "Люби и знай свой край родной", посиделки "Семья и родной дом", "От счастья ключи в семье ищи"; Конкурсы "Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии", походы "Вижу чудное раздолье"; игровые программы "Вперед к победе"; мастер-класс "С чего начинается Родина?" Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных связей. Прикосновение к истории своей семьи, родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

-наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;

-возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора;

-участие детей и родителей в конкурсах по патриотическому воспитанию разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...