Педсовет №2 «ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»
методическая разработка

Дьяченко Марина Яновна

Задачи:

1. Расширение представлений педагогов  о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;

2.Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_ekologiya_dekabr_.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Бабушкин  муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

Педсовет №2

«ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ

ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»

Подготовила и провела:

Старший воспитатель

 Дьяченко Марина Яновна

2023г.

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.

Задачи:

1. Расширение представлений педагогов  о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;

2.Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии;

3.Развивать познавательный интерес у педагогов;

4.Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Повестка педсовета:

  1. Вступительное слово- заведующая д/ садом.
  2. Справка о результатах тематической проверки «Состояние эколого- развивающей среды в группе» – старший воспитатель.
  3. Деловая игра «Экологический ринг»- старший воспитатель.
  4. Решение педсовета.

Предварительная работа:

  1. Изучение литературы по теме- старший воспитатель, воспитатели;
  2. Проведение консультаций- старший воспитатель, воспитатели;
  3. Посещение ОД, совместной деятельности, прогулок, изучение документации, развивающей среды по данному вопросу- заведующая детским садом, старший воспитатель;
  4. Самостоятельная работа над темой- воспитатели.

Материал: методическая литература, аналитическая справка о тематической проверке,  материал для деловой игры  (бумажные цветы для заполнения, фломастеры,  педагогические ситуации, карточки с заданиями, маркеры, бумага), магнитная доска.

  1. Вступительное слово.

Сегодняшний педагогический совет позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

2.Теоретическая часть:

«Гуманный» — значит человечный, отзывчивый, культурный.

Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к личности; доброе отношение ко всему живому. Жалеть слабых, помогать старшим, бережно относиться к животным и природе, не обижать никого и улыбаться миру – все это можно назвать гуманным отношением к своему окружению.

Вопрос взаимоотношений человека с природой – актуальный для нашего времени. Загрязнения делают воздух, воду и почву непригодными, глобальное потепление вызывает резкие и часто непредсказуемые изменения климата, перенаселение приводит к нехватке ресурсов и загрязнению окружающей среды, низкий уровень экологической культуры, экологического осознания у населения служит катализатором для упомянутых выше проблем и угрожает здоровью и жизни людей, в особенности детей.

Проблемы в современных взаимоотношениях человека с окружающей средой могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, создания правильного отношения к природе. И делать это нужно, начиная с детского возраста.

Дошкольное детство - период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Ребёнок с детства должен понимать, что «помочь природе», «улучшить окружающую среду» может только человек.

Активная позиция педагога — это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации идей. В экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной парадигмы на новую. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа – это среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения человеческих этических и эстетических потребностей; и только потом - объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она сама по себе ценна.

Цель работы педагога: формирование экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей экологическое сознание, экологически ориентированное поведение, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

3. С 13.11.2023г по 24.11 2023г в  ДОУ была проведена тематическая проверка на тему «Состояние эколого- развивающей среды в группах ДОУ»

Цель контроля проанализировать состояние эколого- развивающей среды в группах ДОУ и наметить пути совершенствования в данном направлении.                       (См.Приложение 1)

                   

4.Деловая игра «Экологический ринг»

  • Разминка.
  • И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  • Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  • Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  • Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.) (заполнить цветы)
  • Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  • Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  • Роль  педагога в экологическом воспитании дошкольников? (заполнить цветок                      «Работа с детьми»)
  • Какая, на ваш взгляд, должна  проводиться работа с родителями? заполнить цветок   «Работа с родителями»)

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

  • Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.    (заполнить цветок РППС)

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений,  детские рисунки и др.

  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.

  • Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?

ПРИМЕР: вы ведёте детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево - берёзу и рассказываете, как оно называется. Чем  отличается от кустарников? А берёза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Как нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое?

Необходимо обратить внимание ребят на условие, без которых берёза не может прожить, на её связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: берёзе нужна почва – она держит её корни, которые высасывают из земли воду и  «пищу», нужен воздух – листики дышат, нужен дождь, веете, который разносит семена, и т.п.

  • Решение педагогических ситуаций  по экологическому воспитанию дошкольников

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

  • «Сказочные вопросы»

1.Назовите сказки где встречаются овощи и фрукты. (Репка, Вершки-корешки,Чиполлино, Петушок и бобовое зернышко. Три апельсина. Сказка о живой воде и молодильных яблоках. принцесса на горошине«Гуси-лебеди» Крошечка-Хаврошечка)

2.Назовите сказки где встречаются птицы. ( Курочка-ряба,  Журавль и цапля, Заяц – хваста,    Воробьишка,   Петушок - золотой гребешок  Гуси-лебеди, Серая шейка, Гадкий утенок)

           3. Назовите сказки где встречаются растения.(цветы, деревья) / «Двенадцать месяцев »,         «Аленький цветочек», Колосок, Каменный цветок, Дюймовочка, Цветик- семицветик,  Калиновый кустСмородиновый куст

Решение педсовета:

  1. Продолжать повышать  экологическую  компетентность педагогов»- ответственные: ст. воспитатель, педагоги. Сроки: постоянно
  2. Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет. Ответственные: воспитатели; сроки: в течение месяца.
  3. Обновить уголки экологии новыми играми, картотеками экологических игр, обогащать исследовательско-экспериментальные центры в соответствии с возрастом детей.
  4. Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;
  5. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .
  6. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).
  7. Воспитателям старших, средних  групп оформить модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Сроки: в течение месяца.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.

Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы  по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...

Выступление на городских педагогических чтениях Тема: «Приобщение детей к природе посредством эмоционально- положительного общения с родителями».

Человек учится у нее всему: красоте, чувству меры, доброте, справедливости. Дети особенно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти. Как ...

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»  (из опыта работы)...

Презентация на тему: «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»

«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»...

Приобщение детей к природе.

Консультация для родителей. Как научить ребёнка наблюдать, чувствовать, думать, анализировать....

ПЕДСОВЕТ «Формирование гуманной личности через приобщение детей к природе»

laquo;Гуманный» — значит человечный, отзывчивый, культурный.Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к личности; доброе отношение ко всему живому. Жалеть слабых, помогать ...