Педсовет №2 «ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»
методическая разработка
Задачи:
1. Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;
2.Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_ekologiya_dekabr_.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г.Бабушкин муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия
Педсовет №2
«ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»
Подготовила и провела:
Старший воспитатель
Дьяченко Марина Яновна
2023г.
Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.
Задачи:
1. Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;
2.Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии;
3.Развивать познавательный интерес у педагогов;
4.Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.
Повестка педсовета:
- Вступительное слово- заведующая д/ садом.
- Справка о результатах тематической проверки «Состояние эколого- развивающей среды в группе» – старший воспитатель.
- Деловая игра «Экологический ринг»- старший воспитатель.
- Решение педсовета.
Предварительная работа:
- Изучение литературы по теме- старший воспитатель, воспитатели;
- Проведение консультаций- старший воспитатель, воспитатели;
- Посещение ОД, совместной деятельности, прогулок, изучение документации, развивающей среды по данному вопросу- заведующая детским садом, старший воспитатель;
- Самостоятельная работа над темой- воспитатели.
Материал: методическая литература, аналитическая справка о тематической проверке, материал для деловой игры (бумажные цветы для заполнения, фломастеры, педагогические ситуации, карточки с заданиями, маркеры, бумага), магнитная доска.
- Вступительное слово.
Сегодняшний педагогический совет позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
2.Теоретическая часть:
«Гуманный» — значит человечный, отзывчивый, культурный.
Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к личности; доброе отношение ко всему живому. Жалеть слабых, помогать старшим, бережно относиться к животным и природе, не обижать никого и улыбаться миру – все это можно назвать гуманным отношением к своему окружению.
Вопрос взаимоотношений человека с природой – актуальный для нашего времени. Загрязнения делают воздух, воду и почву непригодными, глобальное потепление вызывает резкие и часто непредсказуемые изменения климата, перенаселение приводит к нехватке ресурсов и загрязнению окружающей среды, низкий уровень экологической культуры, экологического осознания у населения служит катализатором для упомянутых выше проблем и угрожает здоровью и жизни людей, в особенности детей.
Проблемы в современных взаимоотношениях человека с окружающей средой могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, создания правильного отношения к природе. И делать это нужно, начиная с детского возраста.
Дошкольное детство - период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Ребёнок с детства должен понимать, что «помочь природе», «улучшить окружающую среду» может только человек.
Активная позиция педагога — это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации идей. В экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной парадигмы на новую. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа – это среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения человеческих этических и эстетических потребностей; и только потом - объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она сама по себе ценна.
Цель работы педагога: формирование экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей экологическое сознание, экологически ориентированное поведение, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
3. С 13.11.2023г по 24.11 2023г в ДОУ была проведена тематическая проверка на тему «Состояние эколого- развивающей среды в группах ДОУ»
Цель контроля : проанализировать состояние эколого- развивающей среды в группах ДОУ и наметить пути совершенствования в данном направлении. (См.Приложение 1)
4.Деловая игра «Экологический ринг»
- Разминка.
- И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
- Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
- Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
- Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.) (заполнить цветы) - Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.) - Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.) - Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
- Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (заполнить цветок «Работа с детьми»)
- Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями? заполнить цветок «Работа с родителями»)
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. (заполнить цветок РППС)
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений, детские рисунки и др.
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.
- Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?
ПРИМЕР: вы ведёте детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево - берёзу и рассказываете, как оно называется. Чем отличается от кустарников? А берёза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Как нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое?
Необходимо обратить внимание ребят на условие, без которых берёза не может прожить, на её связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: берёзе нужна почва – она держит её корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух – листики дышат, нужен дождь, веете, который разносит семена, и т.п.
- Решение педагогических ситуаций по экологическому воспитанию дошкольников
На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
- «Сказочные вопросы»
1.Назовите сказки где встречаются овощи и фрукты. (Репка, Вершки-корешки,Чиполлино, Петушок и бобовое зернышко. Три апельсина. Сказка о живой воде и молодильных яблоках. принцесса на горошине«Гуси-лебеди» Крошечка-Хаврошечка)
2.Назовите сказки где встречаются птицы. ( Курочка-ряба, Журавль и цапля, Заяц – хваста, Воробьишка, Петушок - золотой гребешок Гуси-лебеди, Серая шейка, Гадкий утенок)
3. Назовите сказки где встречаются растения.(цветы, деревья) / «Двенадцать месяцев », «Аленький цветочек», Колосок, Каменный цветок, Дюймовочка, Цветик- семицветик, Калиновый кустСмородиновый куст
Решение педсовета:
- Продолжать повышать экологическую компетентность педагогов»- ответственные: ст. воспитатель, педагоги. Сроки: постоянно
- Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет. Ответственные: воспитатели; сроки: в течение месяца.
- Обновить уголки экологии новыми играми, картотеками экологических игр, обогащать исследовательско-экспериментальные центры в соответствии с возрастом детей.
- Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;
- Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .
- Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).
- Воспитателям старших, средних групп оформить модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Сроки: в течение месяца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.
Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...
Выступление на городских педагогических чтениях Тема: «Приобщение детей к природе посредством эмоционально- положительного общения с родителями».
Человек учится у нее всему: красоте, чувству меры, доброте, справедливости. Дети особенно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти. Как ...
Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)
Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)...
Презентация на тему: «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»
«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»...
Приобщение детей к природе.
Консультация для родителей. Как научить ребёнка наблюдать, чувствовать, думать, анализировать....
Выступление на педсовете "Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества"
Механизм нравственного воспитания:...
ПЕДСОВЕТ «Формирование гуманной личности через приобщение детей к природе»
laquo;Гуманный» — значит человечный, отзывчивый, культурный.Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к личности; доброе отношение ко всему живому. Жалеть слабых, помогать ...