Статья на тему: Формирование основ этикета в социально-нравственном развитии детей среднего дошкольного возраста.
статья

Кузнецова Людмила Александровна

Проблема воспитания правил этикета в широком смысле слова относится к числу проблем поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально - экономического и культурного развития, диктует необходимость значений этикетных правил.

 

Формирование у детей умения выполнения правил этикета необходимо, поскольку их соблюдение поможет ребёнку разумно и доброжелательно строить отношения с взрослыми и детьми, расширит его коммуникативные возможности, станет элементом фундамента для успешной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirov_osnov_etiketa.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья на тему: Формирование основ этикета в социально-нравственном развитии детей среднего дошкольного возраста».

Проблема воспитания правил этикета в широком смысле слова относится к числу проблем поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально - экономического и культурного развития, диктует необходимость значений этикетных правил.

Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное другое – как подрастающий ребенок ведет себя?  Как держится на людях? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм этикета, поэтому вопросы воспитания этикетных правил с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Формирование у детей умения выполнения правил этикета необходимо, поскольку их соблюдение поможет ребёнку разумно и доброжелательно строить отношения с взрослыми и детьми, расширит его коммуникативные возможности, станет элементом фундамента для успешной жизни.

Учить детей этикетным правилам увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. Задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.

Что такое этикет? Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей. Его нравственная основа - любовь и уважение к людям. Соблюдение этикета проявляется и в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся.

Этикет – это определенные навыки и умения в области поведения и общения. С сожалением приходится констатировать, что нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении. Работая в таких условиях, именно дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста.

В настоящее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по социальному и национальному положению, возрастным и психологическим особенностям, взглядам и образовательному установкам. При воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Ребята бережно относятся к природе, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.

В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.

Эти приемы помогают осознанию детьми правил культуры поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек культуры поведения.

В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке. Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.

Эти приемы помогают осознанию детьми правил культуры поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

«Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста»...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ « ПРАВИЛА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПЕШЕХОДОВ» (формирование основ безопасного поведения на дорогах) для детей среднего дошкольного возраста

          Рабочая тетрадь «ПРАВИЛА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПЕШЕХОДОВ» разработана воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Д...