«Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.
Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, т. к. организм очень несовершенен и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале коррекционной работы грозит обернуться бедой. В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Каким образом помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира? Необходимо помочь им раскрыть его и полноценно ввести в окружающую действительность. Одним из таких средств является изобразительное искусство, которое используется не только как средство художественного развития, но может являться и средством коррекции нарушений развития у детей.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Коррекционные возможности ИЗО деятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.
Коррекционно - развивающие возможности ИЗО деятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.
В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты.
В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.
Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).
Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.
Основными формами обучения навыкам изобразительной деятельности мы избрали занятия, игры, коллективное творчество. Отличительной чертой таких занятий с детьми является то, что они решают как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи.
Средствами коррекционно - развивающего обучения мы определили:
- рисование с использованием различных материалов (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, фломастеры, мел);
- лепка (пластилин, соленое тесто, глина);
- аппликация (бумага, ткань, природный материал).
Определили технологии изобразительной деятельности:
- рисование по точкам,
- волшебные пятна (кляксография),
- рисование на обоях, на асфальте, на стекле,
- пластилиновая живопись,
- графическая музыка (рисование под музыку),
- печатки, трафареты, раскраски,
- экспериментирование с материалами,
- работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала,
- работа с бумагой (различной текстуры), тканью, природным материалом
- коллажи с разными материалами.
Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях, в совместной деятельности используем следующие методы и приемы:
- рассматривание образцов (картины, иллюстрации, фигурки);
- чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки
- показ способов изображения, поэтапный показ действий;
- индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения;
- игры, танцевальные паузы, физкультминутки;
- поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения;
- выставки детских работ, поделки для малышей, подарки для сотрудников и близких людей.
Таким образом, в процессе обучения рисованию, лепке и аппликации мы осуществляем развитие и коррекцию восприятия (цвет, фактура форма, величина), памяти (объем, длительность, устойчивость), внимания (концентрация, переключаемость, произвольность), мышления (мыслительные операции - анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи (активация и обогащение словаря, развитие сопровождающей речи), воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность), моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений), личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность).
Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования показывает, что вовлечение ребенка с проблемами в развитии в изобразительную деятельность способствует развитию и коррекции нарушений, а также развивает интерес к творчеству. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, и эмоциональную сферу ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...
Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет) Что может быть главней на свете, ...
Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...
«Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым об...
Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности» В современном мире растет ...
Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности
В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым об...