«Игровые технологии в работе с родителями»
план-конспект занятия

Тулемесова Алия Наилевна

Повышение профессионального мастерства педагогов -участников в процессе активного  педагогического общения по освоению опыта работы в использовании игровых технологий в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_s_roditelyami.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в работе с родителями»

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера в использовании игровых технологии в работе с родителями.

Задачи:

• Продемонстрировать участникам педагогического мастерства использование игровых методов и приёмов работы с родителями.

• Вовлечение участников в обсуждение данной проблемы.

• Формирование и развитие у педагогов навыков в организации и проведении эффективной работы с родителями, посредством игровых приемов.

• Побудить участников к широкому использованию игровых технологий в

практике различных форм работы с родителями.

Своё выступление мне хочется начать с высказываний:

«Дошкольники не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов»

                                                              (из концепции дошкольного воспитания)

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»

                                                                             (китайская народная мудрость)

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. И в этом помогает в работе с родителями использование игровых технологий. В чем же актуальность игровых технологий? Как вы, думаете, взрослые любят играть? Почему?

1. В игре проще освоить и осознать суть происходящего.

2. В игре есть возможность отвлечься и отдохнуть.

3. Все участники игры получают положительные эмоции.

4. В ходе игры происходит сплочение участников образовательного процесса.

Именно игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным. Педагога и родителей - сложная задача. Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Ход.

Я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Вежливость — это не просто реклама, а наша жизнь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не  прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуйте! (всей ладонью)

Разверните ладони, но не прикасайтесь.                                                                 Давайте попробуем сделать хлопок одной ладошкой………

Можно одной ладошкой сделать хлопок?

Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице дорогие родители) воспитатель бессилен.

Воспитатель2:

Отсюда можно вывести первое и самое важное правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

А сейчас мы предлагаем взять по цветку раскрасьте их.                                               А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

2. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

Не только дети, но и родители все разные.

Хотим предложить представить, какой вы родитель?

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей и взрослых. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Насколько вы осведомлены в области правовых знаний, мы с вами сейчас увидим. С помощью сказок вспомним права человека.

Вопросы:

- Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)

- Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок в сказке Толстого А. «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)

- Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)

- Каким правом наши дети пользуются в группе в режимные моменты, то есть играют, с кем хотят и во что хотят (право на отдых, право индивидуальности)

Спасибо! С этой задачей мы справились. Предлагаем вам решить несколько ситуаций.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

А сейчас давайте разберём ситуацию.        

  1. Ситуация для анализа

Двухлетний Костик с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? И почему?

Бывают ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходите из них?

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Как вы считаете?

Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребёнок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?

 2. Ситуация для анализа.

Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: “Никак не получается!”

Какие действия нужно предпринять взрослым?

Итак, дети стремятся к самостоятельности.

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.

(обсуждение с родителями)

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

         Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: бытует мнение, что чрезмерной любовью можно навредить ребенку. Согласны, или нет с этим мнением, обоснуйте свой ответ.

 Игра «Какой Я родитель?»

          Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Я родитель?» Именно, поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своими детьми. Каждый ответ – 1 бал. И так начнем:

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а?)

4. И в кого ты такой уродился!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну, на кого ты похож (а?)

7. Я в твои годы….

8. Ты моя опора и помощник!

9. Ну что за друзья у тебя?

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая (какой) ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька?)

13. У всех дети, как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный ребёнок!

15. Как я с тобой устал (а!)

Итоги:

Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу! Он искренне любит, уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка!!

11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам стоит задуматься над этим! И помните о том, что «Ребенок – зеркало семьи»!!!

Ну а теперь предлагаю немного поиграть.

Давайте с вами вспомним детскую игру с мячом «Я знаю 3 имени». Образуем круг, сейчас я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.

-назовите три имени друзей (подруг) своего ребёнка;

-три любимых занятий вашего ребенка;

-три любимых блюда вашего ребенка;

-три нелюбимых занятий вашего ребенка;

Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним.

Игра «Выполни задание»

Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное задание. Главное условие – закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист бумаги.
  2. Оторвите правый верхний угол.
  3. Опять сложите лист пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний угол
  5. Еще раз сложите лист пополам.
  6. Оторвите правый верхний угол.
  7. И в последний раз сложите лист пополам
  8. А теперь оторвите правый верхний угол

Ведущий: Откройте глаза, покажите всем свои работы. Обратите внимание, у всех они разные!  Казалось бы, вы всё делали по моей инструкции, а результат получился у каждого свой. Вот вам парадокс – мы используем одни и те же методы и приемы воспитания, но наши дети абсолютно не похожи друг на друга ни в саду, ни в семье.        

Вывод: Не огорчайтесь, если ваши дети не полностью оправдывает наши мечты и надежды.  Они пришли в этот мир, чтобы делать свои ошибки, у них своя миссия и свое место о в истории. Поэтому просто любить их такими, какие они есть        

Игра «Говорящие руки»

 Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки»: Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.

Варианты заданий парам:

поздороваться с помощью рук;

— помириться руками;

— побороться руками;

— выразить поддержку с помощью рук;

— поругаться;        

— пожалеть;

— пожелать удачи;

— попрощаться;

 Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.

 Игра «Волшебное озеро»

Давайте образуем круг. Я предлагаю вам выполнить упражнение “Волшебное озеро”.                                                                                                                                У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)                                           Ответил вам этот человек на вашу улыбку? (отвечают и садятся). (картинка отражение в зеркале).                                                                                                                               Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.

Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за участие в пед мастерстве и предлагаю оценить его упражнением «Плодородный сад».

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные - положительные эмоции и красные – отрицательные ЭМОЦИИ), на которых все пишут ответ на вопрос:

Что вы думаете о прошедшем пед мастерстве?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам мастер-класса и пожеланиями на будущее (либо поднимаю вверх).

Напоследок я хотела бы предложить вам своеобразный рецепт счастья и может быть он поможет вам в вашем нелегком труде. Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, добавьте в нее две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора, и добавьте, как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.                                                                                               

- И в конце нашей встречи я вам предлагаю 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями.

Семь обязательных правил:

Уважайте

Помогайте

Объясняйте

Доверяйте

Учитесь

Спрашивайте

Благодарите

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями»

Семья и детский сад – два важных института социализации детей....

Картотека игровых технологии в работе с родителями

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

Мастер-класс для педагогов«Игровые технологии в работе с родителями»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...

Игровые технологии в работе с родителями

Семья и детский сад – два важных института социализации детей.  Основное условие федерального государственного образовательного стандарта – это взаимодействие педагогического кол...

Игровые технологии в работе с родителями

cent;основное условие федерального государственного образовательного стандарта – это взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.К ним относятся:¢- изучение воспитате...