Применение развивающей технологии кубиков Никитина в игровой деятельности с детьми раннего возраста.
консультация (младшая группа)
Использование кубиков Никитина "Сложи узор" с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение развивающей технологии кубиков Никитина в игровой деятельности с детьми раннего возраста.
Система развивающих игр Никитиных появилась во второй половине 60-х годов ХХ столетия и сразу привлекла к себе всеобщее внимание, поскольку подход Никитиных существенно отличался от норм и принципов, царивших в советской дидактике. Первая публикация педагогов увидела свет в 1962 году, а позднее предложенные новаторства заинтересовали специалистов за рубежом – в Германии и Японии.
Супруги Лена и Борис Никитины воспитали семерых детей. Их авторские игры и методики, основанные на собственном опыте воспитания, родились на практике.
Кубики Б.П. Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста. Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Как сказал Борис Павлович Никитин: «Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»
Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор; рамки – вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.
Правила при работе с развивающими играми Б.П. Никитина, которых должен придерживаться педагог.
- Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому.
- Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения.
- Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
- Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
- Когда у ребенка остывает интерес к игре, еѐ надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.
- Берегите игры, не ставьте их по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок и ребенок просит поиграть с ней.
- Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
- Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
- Создавать в игре непринужденную обстановку. Не сдерживать двигательную активность ребенка.
- Когда уже все готовые задания выполняются, то надо переходить к придумыванию новых не только взрослыми, но и самими детьми.
Одна из любимых игр детей с кубиками Б.П. Никитина - игра «Сложи узор».
Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета (синий, жёлтый, красный, белый) и две грани кубика двуцветные (бело - красные и сине-желтые). С помощью этой игры можно создать огромное количество разных интересных узоров, буквы, цифры, животных и многое другое.
Б. П. Никитин советует начинать игру с кубиками «Сложи узор» с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.
Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков:
1 этап – задания из 4-х кубиков.
2 этап – из 9-ти кубиков.
3 этап – из 16-ти кубиков с прорисовкой, а впоследствии - без прорисовки границ рисунка.
Таким образом, возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.
В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.
Задания из альбома «Сложи узор» для малышей»
У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.
В задании можно предложить малышу отгадать загадку:
- Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож? (груша)
-Круглое, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко) Дети отгадывают загадки и подбирают кубик по цвету.
Нужно помочь мышонку добраться до сыра? - Малыш выкладывает дорожку заданного цвета и просчитывает количество выложенных кубиков.
- Сколько бабочек из кубиков ты видишь на картинке? (4) - Чем похожи бабочки? (У всех бабочек крылышки квадратные) Чем отличаются? (Крылышки разного цвета) Предлагается ребенку развесить на деревья желтые и красные листочки. Строим для ежика дорожку.
Важно!
Количество «узоров», сложенных за одну игру, зависит от способностей и желания ребенка. Для одного будет достаточно и 4-5 различных вариаций, другой ребенок не успокоится, пока не соберет более 10. Цель взрослого – не навязывать свою волю, но и не ограничивать стремление.
Постепенно сложность задания возрастает. Задания из одноцветных кубиков, переходят в задания двуцветные. - У медвежонка и котенка тихий час. Укрой их одеяльцами. Как ты думаешь, чем похожи одеяльца? А чем отличаются? Покажи на рисунке большие и маленькие треугольники Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.
Таким образом, развивающее пособие «Сложи узор» - универсально. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняя игру и задания к ней. Кубики «Сложи узор» могут использоваться в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ. Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:
- наглядно действенное мышление;
- мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза;
- цветовое восприятие;
- самоконтроль и самоанализ;
- развивает зрительную память;
- мелкую моторику;
- чувство симметрии и т.д.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Наша Маша маленька»
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через игровую деятельность...
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий по сказке «Колобок». Тема: «В поисках колобка».
Развитие речевой и двигательной активности детей раннего возраста, используя русский народный фольклор...
Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий
Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...
Методическая разработка: Проведение непосредственной игровой деятельности с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий(пластилинография).
Социально-коммуникативное развитие, позновательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие....
Методические рекомендации по использованию развивающего пособия «Кубики-помощники» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Актуальность развивающего пособия определяется тем, что в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые со...
- Мне нравится (1)