Опытно-экспериментальная работа в ДОУ
материал (средняя группа)

Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая педагогами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно.

Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для них условия. Главное достоинство экспериментирования в том, что дети могут со всех сторон рассмотреть изучаемый объект, а также самостоятельно провести исследование и получить результат. Знания, полученные при экспериментировании, намного крепче и ребенок может использовать их в разных областях образовательной и познавательной деятельности.

В опытно-экспериментальной деятельности решаются задачи дошкольного образования: образовательные, развивающие, воспитательные.

Экспериментирование проходит практически через все виды деятельности. На утренней гимнастике ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения, узнает строение своего тела и его возможности. В изобразительной деятельности, во время рисования он знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок, смешение красок, получение разнообразных оттенков и т.д.)

Во время приема пищи задействуются вкусовые рецепторы, что позволяет ребенку узнавать и различать вкус приготовленных блюд.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, мы создаем условия для исследовательской активности ребенка – это предметно-развивающая среда (во всех группах организованы центры экспериментирования), подобрана литература по данной проблеме, оформлены картотеки, игры-экспериментирования с различными материалами.

Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. В экспериментальной деятельности используются все методы дидактики:

– словесные (чтение художественной литературы, беседы, рассказы).

– наглядные (наблюдение; рассматривание картин; демонстрация кинофильмов и видеофильмов);

– практические (упражнения; игры; элементарные опыты; моделирование).

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка.

В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру, мы рекомендуем родителям несколько домашних игр – экспериментов:

Игры-эксперименты с водой и мыльными пузырями («Тонет – не тонет», «Мокрый – сухой», «Волшебница-водица» и т.п), игры-эксперименты: «Из чего состоит?», «Устройство утюга», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром), «Полезный металл-магнит», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы: коробки, губки, одноразовую посуду, соломинки, зубочистки, трубочки для коктейлей, пластиковые бутылки, природный материал.

В руках умелых людей обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок; из обычного пакета может получиться замечательный «султанчик» для игры с ветром, если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке; из пенопласта и дубового листика можно изготовить замечательную лодочку и т.д.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

 

Список литературы

  1. Горбашева Г.Б. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ, 2004.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
  5. Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...