РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Шишулина Елена Александровна

Эффективным средством формирования речи у детей раннего возраста является театральная деятельность, в которой формируются необходимые условия для развития абсолютно всех сторон речевого аппарата у ребенка, воспитания чувства партнерства и понимания методов позитивного сотрудничества, содействует формированию близких взаимосвязей между участниками группы, изменяет негативные моменты во взаимоотношениях детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 75146401a57793e4396d032da0a77271.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в отечественном образовании, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одной из основных задач считается развитие речи дошкольников. Вопрос о развитии речи дошкольников считается очень важным. На этой ступени развития закладывается база речевых умений, появляется необходимость в общении, начинается развитие голосовых реакций, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, дети начинают понимать и воспринимать речь старших, воспроизводят звуки и слова, запоминают фразы, произвольно употребляют усваиваемые слова с целью общения.

Эффективным средством формирования речи у детей раннего возраста является театральная деятельность, в которой формируются необходимые условия для развития абсолютно всех сторон речевого аппарата у ребенка, воспитания чувства партнерства и понимания методов позитивного сотрудничества, содействует формированию близких взаимосвязей между участниками группы, изменяет негативные моменты во взаимоотношениях детей. «Сценическая работа, безграничный источник формирования эмоций, переживаний и психологических открытий, метод приобщения к духовной роскоши. Во время этой работы ребенок знакомится с миром умом и сердцем, проявляя своё отношение к доброму и злому, узнает радость, взаимосвязанную с преодолением трудностей в общении, нерешительности в себе» [3].

Театрализованная деятельность дает возможность построить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Она заключает в себе музыку, художественное слово, художественное оформление, пластику, движения, а также считается игрой, которая является необходимой деятельностью для детей раннего возраста. Во время театральной игры дети получают всестороннее развитие. У них появляется возможность общения, они повторяют слова, запоминают текст, в игровой форме обучаются безошибочно произносить звуки и выстраивать предложения.

В ранней группе выстроены условия для организации театрализованной деятельности. Считаю, что предметно-пространственная среда, которая способствует творческому и речевому развитию на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические отличия. Она не только организует театрализованную деятельность детей, но и призвана гарантировать результативное общение ребенка с воспитателем и с ровесниками.

Оборудование разместили таким образом, чтобы оно было в свободном доступе для малышей. Таким образом, дети могут с легкостью включаться в игровую деятельность без помощи старших. Гибкому зонированию кабинета помогает ширма, магнитная доска, фланелеграф, при помощи которых дети могут играть в театр на магнитах, передвигать фигурки на фленелеграфе, использовать театр «живая рука», пальчиковый театр.

В центре театральной деятельности присутствуют:

- разнообразные виды театра: настольный, театр иллюстраций на фланелеграфе, кукольный, пальчиковый, «живая рука» - по программным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка»,

- ширма,

- разные декорации и атрибуты к сказкам и потешкам,

- маски, шапочки,

- фланелеграф,

- игрушки по сюжетам сказок,

- дом для демонстрации фольклорных произведений,

- наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках» - Колобок, Теремок, Репка, Курочка –ряба, Три медведя,

- были подобраны соответствующие книжки, наглядный материал, картинки, с помощью которых можно закреплять простые речевые навыки и знания произведений народного жанра, развивать умения самостоятельно применять эти знания.

Регулярно добавляем обновлённые атрибуты, которые вызывают эмоциональный отклик детей, активизирующий их речевую деятельность.  Ежедневно применяем при обучении и в повседневной жизни игры- инсценировки с куклами, с сюжетными игрушками, добавляя при этом фольклорный материал, игры-имитации, звукоподражания, подвижные игры с элементами драматизации, драматизации сказок.

Элементы театрализованной деятельности начинаю добавлять в обучение  с первых дней нахождения дошкольников в образовательном учреждении. Это простейшие игры-имитирование отдельных действий людей, животных и птиц (малыши просыпаются – потягиваются, воробьи машут крыльями, шагают косолапые мишки) и имитирование главных эмоций человека (выглядывает солнце – малыши радуются: улыбаются, хлопают в ладошки, прыгают на месте), имитационные движения со звукоподражанием.

Немного позже добавляю музыкальное сопровождение, которое подчеркивает характер героев, помогает детям повторять движения персонажей, при этом улучшается их координация, вырабатывается чувство ритма. А подвижные упражнения в свою очередь увеличивают активность речедвигательного анализатора. К движениям можно добавлять реплики, стихотворения, песни. К примеру, при прочтении потешки «Мишка косолапый по лесу шагает», малышам нужно шагать вперевалочку как медвежонок передвигается по лесной чаще, наклоняются, собирают шишки, показывают, как складывают шишки в корзину, как шишка отскакивает в лоб, как медвежонок сердится – топают ногой и изображают сердитое выражение лица.

Во время адаптации для настройки эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с детьми в группе, с игрушками применяю потешки, легкие песенки «Киска, киска», «Огромные ноги», «Ладушки, ладушки», «Шагает коза рогатая».   Постепенно малыши включаются в игровую деятельность и начинают повторять простейшие движения, договаривать фразы. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников, их речь существенно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Я обращаюсь только к большим кошечкам: как они мяукают? А им в ответ маленькие котята. Как они мяукают?  Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихо мяукает: мяу-мяу?»

Для начала учу выслушивать образную речь, воспроизводить звукосочетания, фразы, также представляю малышам сюжетные игрушки, демонстрирую и называю разные действия с ними. На этом моменте театрализованная деятельность в работе с дошкольниками представляет собой игру с куколкой (игрушкой, ознакомление с простыми сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях). При этом повторяю и называю различные действия с ними (кукла шагает, поет, танцует и т. д.). Одни и те же фразы при последующих повторениях произношу, изменяя интонацию, громкость голоса и темп произношения. При этом необходимо предоставлять малышам возможность развертывать разную деятельность с игрушками, во время которой активизируется их речь, и закрепляются игровые действия.

Далее нужно познакомить малышей с потешками. Содержание потешек дает возможность наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку с легкостью можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Они могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Чуть позже показываю драматизацию сказок.  

На начальном этапе воспитатель считается основным участником всей игровой деятельности и представлений.  Дети дошкольного возраста  с увлеченностью перевоплощаются в собачек, кошечек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет не получается из-за отсутствия опыта.  Дети  могут только подражать животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому вначале необходимо обучить детей выполнять игровые действия по образцу [1].

При подготовке к творческой игре в развитии воображения главную роль занимают подвижные игры с ролями. Детей нужно обучить выполнять действия от имени осторожных воробьев или смелых мышек и перевоплощаться в собачек, кошечек и других знакомых животных. С этой установкой можно организовывать игровую деятельность «Наседка и цыплята», «Кошки и мышки»» и т.п. Полезно предлагать игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально старший сам озвучивает и повторяет движения, а дошкольники слушают и смотрят. Потом они в точности должны повторить движения в соответствии с текстом. К примеру, «Зайчик серенький сидит и ушами шевелит…».

Также при работе с детьми раннего возраста применяю следующие формы театральной деятельности:

- игры и инсценировки, кукольный театр для развития звукопроизношения, построения фраз;

-        игры для развития мимики и жестов: «Эмоции товарищей», «Весело и грустно», «Разнообразные ладошки», «Самолёты загудели», «Ох, ох что за шум?», «Где мы были мы не скажем, а что сделали- покажем», «Зеркальце»;

-        игры для развития коммуникативных способностей малышей: «Имя которое нравится», «Играем вместе», «Паровозик»;

-        артикуляционные гимнастики: «Улыбочка», «Домик открывается», «Горка» и др.;

- работа со скороговорками, чистоговорками для постановки звуков;

-        пальчиковый театр;

-        игры на формирование у малышей способностей для положительного общения с товарищами: «Привет-пока», «Доброта», «Пора просыпаться» и т.д.

-        обыгрывание и инсценировка сказок, к примеру, «Теремок», «Кошкин дом» и др.

Для организации игровой деятельности – театрализаций необходимо подобрать художественное произведение с возрастными возможностями малышей и программными требованиями. («Маша и Медведь», «Кот в сапогах», «Три поросенка», «Кошкин дом»,  «Бременские музыканты»). При необходимости текст можно изменить. Дети должны быть хорошо знакомыми с текстом произведения. Им нужно узнавать персонажей на иллюстрациях и игрушках. Поэтому для проведения игры-театрализации нужно организовать целую серию подготовительных дидактических игр и упражнений. К примеру, прежде чем организовать игру-театрализацию «Колобок», предлагаю детям дидактические игры для знакомства с героями сказки с целью уточнения представлений малышей о зайчике, медведе, лисичке, обучаю изображать этих героев произведения (вступать в роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

Применяю различные игрушки и поделки. Важно, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали проблем при перемещении. При этом не нужно забывать, что игрушки - герои спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их малышам для самостоятельных игр, т. к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как персонажи той или иной постановки.

Для организации игр–театрализаций необходимо подобрать художественное произведение, которое соответствует возрастным возможностям дошкольников и программным требованиям. А также можно театрализацию подстроить под детей данного возраста. Текст сказки в театральной деятельности воспитатель выдает хорошо знакомый детям, чтобы они узнавали героев на иллюстрациях и игрушках [4].

Таким образом.  театральная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Она способствует стимуляции активной речевой деятельности, расширению словарного запаса, развитию артикуляционного аппарата. Театральная деятельность очень интересна детям. Дошкольники знакомятся с богатством русского языка, его выразительными средствами. Учатся выражаться четко, чтобы его речь была понятна другим, учатся быстрому запоминанию слов героев, часто импровизируют. Их речь начинает становиться более выразительной, грамотной, увеличивается способность повторять, воспроизводить услышанное. Речь через применение театральной деятельности становится средством знакомства окружающего, продолжая обогащать ее смысловое содержание.

Литература

1.        Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение, 2014. –238 с.

2.        Голдобина Е.Г. Театрально-игровая деятельность // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2019. - С. 50-52

3.        Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду //Дошкольное воспитание, 2019. - № 4. – С.74

4.        Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей развитие речи и театрализованная деятельность детей дошкольного возраста

консультация для родителей развитие речи и театрализованная деятельность детей дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование  р...

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способ...

Консультация для родителей «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.Задачи:• создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ...