Статья "Использование технологии проблемного обучения в детском саду".
материал

Горбачева Ирина Николаевна

Выступление на данную тему способствует  повышению профессиональной компетентности педагогов в применении технологии проблемного обучения. Напоминает педагогам специфику использования проблемного обучение в детском саду. Содержит практические рекомендации, позволяющие  обеспечить эффективное взаимодействие  педагога с детьми в исследовательской деятельности.

Предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Использование технологии проблемного обучения в детском саду».

Основная задача взрослых — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами. Это возможно при развитие творческой личности ребёнка, что и является сегодня одной из главных целей современного образования.

Как же этого добиться?

Прежде всего это возможно при мотивации детей к познанию, учению.

Какие технологии этому способствуют?

Одной из активных технологий является проблемное обучение.

Эта технология помогает воспитателю:

  • формировать самостоятельное, творческое мышление;
  • быть активными, наблюдательными и общительными;
  • развивает познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Потому что

  • Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
  • Исследования психологов и педагогов доказывают, что найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто останется нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

Содержание обучения. Проблемное бучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».

Деятельность педагога. Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской и поисковой деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем.

Деятельность ребёнка. Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1 уровень. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2 уровень. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3 уровень. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4 уровень. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Этапы решения проблемы.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». 

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки.

Рекомендации

  • Помните, что каждый ребенок талантлив.
  • Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
  • Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из -за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
  • Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.
  • Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).
  • Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).
  • Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
  • Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша...»).
  • Выслушивайте каждого желающего.
  • Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
  • Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
  • Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
  • В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты. 

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ ребенок становятся более активным, наблюдательным и общительным. Он «видит» проблемную ситуацию, формулирует противоречия, находит разные варианты решения. Это помогает развитию познавательного интереса, в частности: желания исследовать и экспериментировать, рассуждать и доказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения...

Технологии проблемного обучения в детском саду

Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта)....

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать и наконец ...

«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...