Воспитание юных эколят
статья (младшая группа)

Статья из опыта работы воспитателей на тему: "Воспитание юных эколят"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimirova_v.v._datskovskaya_n.n.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание юных эколят

Владимирова В.В.,

Дацковская Н.Н.

Вопросы экологического просвещения и воспитания имеют важное значение. Забота об окружающей среде касается каждого человека. И благодаря добровольческим движениям, экологическим проектам и таким образовательным инициативам как «Эколята–Дошколята», каждый может внести свой вклад в сохранение планеты»

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В положении о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия говорится о том, что проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

В рамках реализации поставленных задач предусматривается разносторонняя деятельность с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

В нашем детском саду оформлен стенд «Эколята – дошколята Белогорья», который используется для проведения занятий с детьми. На нём размещены: сказочные герои Эколята и их описания, гимн Эколят, логотип, информационные карманы, карманы с фотографиями животных и растений Красной книги Белгородской области, выставки рисунков и фотографий по темам экологии. Также присутствует интерактивное полотно, на котором дети играют (дидактические игры «Кто где живёт», «С какого дерева листок», «Найди одинаковую снежинку», «Кто или что лишнее» и др.), меняют время года по сезонам и погоду, изучают жизнь животных и растений.

Во второй младшей группе мы проводим игровые занятия: «Знакомство с персонажами Эколят-дошколят Умницей, Шалуном, Ёлочкой и Тихоней»; «Природа вокруг нас» Тихоня принес корзинку с картинками и предметами, предложил рассказать, что дети знают о происхождении этих предметов; Шалун предлагал поиграть в игру «Кто где живёт, что где растёт?» (даём первоначальные знания о растениях и животных леса); «Береги Природу» Умница рассказала детям историю про людей, которые отдыхали в лесу и не убрали за собой и другие.

В своей работе используем игры-экспериментирования: «Детская лаборатория с Эколятами»: «Изучаем воздух (опыты с воздухом)», «Волшебница Вода» (опыты: «Текучесть», «Изменение формы», «Замерзание»), «Солнышко – свет и тепло» (Опыт «Солнечный лучик»)

- организуем совместно с родителями трудовые, природоохранные и экологические акции («Поможем пернатым друзьям!», «Эколята заботятся о птицах»), объединённые единой темой «Сказочные Эколята и Эколята – дошколята Белогорья».

На территории детского сада используем в работе с младшими дошкольниками «Экологическую тропу», на которой также присутствуют персонажи Эколята с вопросами, заданиями, информацией для детей, поручениями и играми.

Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по травинке или веточке, за капелькой воды или снежинкой падающими с неба, за птичками у кормушек мы учим ребёнка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. В это время у детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания условий для обитания, роста и развития, развивается интерес к природе, развивается эстетическое, эмоциональное восприятие природы. Работу по экологической культуре и культуре природолюбия желательно проводить в естественной природной среде. Поэтому большое внимание в работе с детьми 3-4 лет в нашем ДОУ уделяем организации прогулок и наблюдений. В работе мы используем «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Л.А. Улановой, С.О. Иордан и «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие» И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова.

Например, Ёлочка приглашает детей на прогулку и предлагает найти что-то интересное и рассказать о своей находке (целевая прогулка: «О каких открытиях и находках мы расскажем родителям?». Расширяем представления об изменениях в природе, учим замечать изменения, умение видеть прекрасное). В этом помогает нам чтение книг: «Занимательная экология для маленького белгородца», «Экологическая азбука юного белгородца» и художественной, познавательной литературы.

Организуются просмотры мультфильмов: «Про Эколят защитников Природы», «Фиксики. Чему учит экология?», «Свинка Пеппи. Раздельный сбор», создаются выставки творческих работ: «Чудеса на грядке» (рисунки и поделки), «Яркие краски Осени» (фотоколлаж), «Домашние животные» и др.

Используя Всероссийский экологический календарь, вместе с детьми мы познакомились со всемирным днём животных, с днём наблюдений за птицами, Синичкиным днём. Днём домашних животных.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Список литературы

  1. ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. –М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336 с.
  3. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с. (Детский сад с любовью)
  4. Л.А. Улановой, С.О. Иордан. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010 – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук "Лесная академия юных эколят "

Методическое пособие-лэпбук «Лесная академия юных эколят» для детей дошкольного возраста Емельянова Ольга Юрьевна Методическое пособие-лэпбук «Лесная академия юных эколят» для детей дошкольного возр...

Принятие детей младшей группы в юных эколят

Сценарий развлечения для детей младшей группы по экологическому воспитанию...

Опыт работы педагога по теме «Интеграция физического развития в экологическом воспитании, через эколого-туристические прогулки»

Физическая культура и экологическое образование имеют общую цель – понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности.Формы и методы организации экологического воспита...

Развлечение по экологии"Праздник юных эколят"

Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:Развивающие:развивать познавательный интерес к природе;формировать навыки бережного отношения к природе и окружающему мир...

Конспект занятия по физическому воспитанию «Тренировка эколят»

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Тренировка эколят»...