Проект "Математический Знайка"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка»
Тема проекта: «Математический Знайка»
Воспитатель:
Сосламбекова К.О.
г. Мегион 2023г.
Актуальность:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Сроки проекта: Январь - Май 2023г.
Проект по содержанию – творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, дидактические и развивающие игры, и т.д.
Цель:
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи:
1. Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
3. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
4. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
5. Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
6. Формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
7. Поддерживать интерес к познанию, созиданию нового, необычного;
8. Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;
9. Знакомство с числами в пределах 10, с цифрами от 0 до 9, записью числа
10. Установление равенства-неравенства на числах до 10.
11.Овладение способами сравнения предметов по величине путем непосредственного и опосредованного соизмерения.
12. Расширение представлений о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах.
13.Ориентировка в пространстве и на плоскости.
Ожидаемый результат:
- Использование в работе игровых ИКТ заданий;
- Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;
- Внешние продукты: разработка учебно-дидактического комплекта мультимедийных объектов
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию.
- Положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;
- Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
- Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
- Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
План реализации проекта
I этап – подготовительный.
Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, изучение
методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.
II этап – основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
III этап – итоговый.
Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов
с полученными, обобщение материалов проекта.
I этап – подготовительный
Оснащение образовательного процесса, педагоги | Дети | Родители | Сроки |
Изучение методической литературы. Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала. | изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете | Индивидуальные беседы. Консультация для родителей «Математика –это интересно». Беседа детьми «Математика в нашей жизни». Математические сказки «Математика в лесу», «На кого похожа цифра 2?». | Январь |
II этап - основной | |||
Подбор занимательного материала. | Проведение занятий, индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП с использованием занимательного материала. | Консультации с родителями на тему: «Занимательная математика дома». Конспект СООД «Юные математики». Конспект СООД по рисованию «раз, два, три, четыре, пять-будем цифры украшать». Загадки. Математические сказки. Конспект СООД « Порядковый счет до 10». | Январь |
Подбор настольно-печатных игр. | Чтение математической сказки «С кем дружит цифра 3?». Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Божьи коровки», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение», «Математические пазлы», «Рыбалка», «Божьи коровки», «Веселые цифры», «Танграм», «Мухомор», «Цепочки», «Игровая таблица (сенсорная)», «ФЭМП Бук», «Рассмотри и нарисуй». | Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр. Консультация «Математические игры в детском саду». | Январь - Май |
Оформление уголка занимательной математики. | Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей. Математическое развлечение «Путешествие к царице чисел» | Стихотворение С.Я. Маршака «Веселый счет». Задачи в стихах с математическим содержанием. Конспект СООД «Математика для детей». | Март |
Дидактическая игра «Составь предмет из счетных палочек». | Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек. Самостоятельная деятельность в математическом уголке. | Математический КВН. | Январь - Май |
Подбор сюжетно-дидактических игр. | Чтение математических сказок «Четыре желания цифры 4», «Пять органов чувств». | Консультация «Влияние дидактических игр на развитие ребенка». Коллективная аппликация «Дворец царицы страны Математики». Конспект НОД «Поможем Квадрашке». | Январь |
Обновление содержания уголка занимательной математики. | Математический КВН. Проведение открытых занятий: «Игра-путешествие зайчонка Пушонка». | Папка-передвижка «Математика вокруг нас». Конспект СООД на тему: « Путешествие по городу юных математиков». | Февраль |
Изготовление дидактической игры по математике «Найди нужный предмет». | Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр. | Математические сказки «Страна Геометрия». «Рассказ о квадрате и круге». Конспект НОД «Заюшкина избушка». | Март |
Презентация проекта в форме открытого занятия для родителей. | Итоговое занятие «Путешествие к Царице чисел». | Конспект СООД «Математика для детей» Конспект по изо деятельности «Хоровод». | Апрель |
III этап – заключительный | |||
Обработка и оформление материалов проекта. | Подведение итога работы. | Индивидуальные беседы и консультации. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром по математике в старшей группе. «Путешествие на Планету Радости» | Май |
Анализ деятельности.
Зная, что для успешного освоения программы школьного обучения, нужно не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию математических способностей детей пришла к следующему выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.
У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Анализ результативности проекта
• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.
• Оформлен уголок занимательной математики.
• Изготовлены дидактические игры по математике: «Найди нужный предмет», «Составь предмет из счетных палочек».
• Проведено итоговое занятие «Математическое королевство».
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: интеллектуальные игры КВН, конкурсы, викторины и Дни открытых дверей.
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Знайки"
Конспект открытого занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"
Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...
конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"
конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...
"Незнайка и Знайка в гостях у ребят"
Спортивный праздник...
интелектуальный марафон "Знайки"
Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...
Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")
Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....
Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"
Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...