КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
картотека
Цель: способствовать развитию музыкальной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 26.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Цель: способствовать развитию музыкальной деятельности детей.
Задачи:
-развитие музыкально-творческих способностей (слуха, ритма, памяти, музыкального творчества, различение высоты и длительности звуков);
- формирование представлений о жанрах музыки, тембрах музыкальных инструментов, динамике, длинных и коротких звуках, о движении мелодии вверх-вниз;
- создание условий для проявления интереса и желания использовать игры в самостоятельной игровой деятельности;
- воспитание умения ценить и понимать музыку.
Подготовила:
Д.Ю. Гончаренко,
музыкальный руководитель
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чудесный мешочек
ИГРА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит муз.руководитель, - к неам на занятие пришли гости. Ног где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает на мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
promo.eva-mosaic.ru
РЕКЛАМА
Подробнее
samokat.ru
РЕКЛАМА
Подробнее
Подумай и отгадай
ИГРА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи звучит мелодия: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.
Найди игрушку
ИГРА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д., записи программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Муз. руководитель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня)
Птицы и птенчики
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)
sberbank.ru
РЕКЛАМА
Go to site
alfabank.ru
РЕКЛАМА
Узнать больше
Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Музыкальный руководитель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, «до» второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит «до» первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Прогулка
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Игровой материал. Музыкальные колпачки по два на каждого играющего.
Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные колпачки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет колпачком о колпачок. Дети повторяют ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает муз. руководитель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет колпачками. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяет колпачками. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - педагог постепенно ускоряет ритм ударов. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет колпачками.
market.yandex.ru
РЕКЛАМА
ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ.
Подробнее
gazprombank.ru
РЕКЛАМА
Перейти на сайт
В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.
Что делают дети?
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены дети (они поют, маршируют, спят).
Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в записи): колыбельную, марш и любую песню (которую знают дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, поднимают соответствующую карточку.
Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.
К нам гости пришли
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках муз. руководителя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.
novigan.ru
РЕКЛАМА
Перейти на сайт
ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ.
zdravcity.ru
РЕКЛАМА
ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ.
Подробнее
Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.
Колпачки
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: гармошка, металлофон, балалайка.
Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Нам игрушки принесли
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры. Музыкальный руководитель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В.Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.
Игру можно провести на праздничном утреннике или развлечении.
Узнай инструмент
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, металлофоны), большая коробка.
Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.
Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей педагог предлагает послушать в записи оркестр русских народных инструментов.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Куда идет клоун?»
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
Игровой материал. Металлофон, картинка «Клоун идет по лесенке».
Ход игры. Педагог говорит детям, что веселый клоун очень любит бегать по ступенькам вверх и вниз. Сравнивает лестницу с металлофоном. Предлагает послушать, куда побежит клоун: вверх или вниз. Проигрывается поступенная мелодия на металлофоне.
«Качели» Е.Тиличеевой
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
Игровой материал. Металлофон, картинки с нарисованными качелями. Требуется знание песни «Качели» Е.Тиличеевой.
Ход игры. Педагог назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто – «низких». Дети поют песню «Качели», показывая руками положение качелей. Затем берет фигурку качелей (верхние и нижние отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук на металлофоне и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?»
«Эхо» Е.Тиличеевой
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
Игровой материал. Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», у двух головы вниз – звук «а», у двух – вверх – звук «у». Четыре фигурки елок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон. Требуется знание песни «Эхо» Е.Тиличеевой.
Ход игры. Ведущий выкладывает игровое поле перед двумя детьми. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто – девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочередно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поет а или у?» Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не найдут своих девочек.
«Курица» Е.Тиличеевой
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
Игровой материал. Две большии карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку); на другой – курица с поднятой головой (соответствует высокуму звуку) Другая пара таких же карт выполнена в цвете и разрезана на четыре части. Металлофон, ширма. Требуется знание песни «Курица» Е.Тиличеевой.
Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Музыкальный руководитель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, «фа» первой и «до» второй октавы. Дети, которые держат картинки куриц с поднятой головой, должны показать свою картинку, когда звучит «фа». Затем звучит «до» первой октавы – картинки показывают дети, у которых курица с поднятой головой.
Кого встретил колобок ?
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Цель: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком )
Игровой материал: картинки животных из сказки «Колобок»
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА И ПАМЯТИ
Цель: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.
Игровой материал: двухэтажный домик с вырезанными окошками, картинки животных с дитенышами.
Ход игры: Педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Г. Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
«Веселые дудочки»
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Цель: Различать три простейших контрастных рисунка, состоящих: 1) из половинных; 2) из четвертных; 3) из восьмых длительностей.
Игровой материал: Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь; на дудочке – лиса; на свирели –мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма. Требуется знание песни «Веселые дудочки» Г. Левкодимова.
Ход игры. Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая нецветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.
«Узнай свой инструмент»
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА
Цель: Различать контрастные тембры трех инструментов (колокольчика, дудочки, пианино)
Игровой материал: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова
Ход игры. Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «на чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой нецветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.
«Громко-тихо»
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА
Игровой материал: две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Ширма, детский аккордеон.
Ход игры. В игре принимают участие двое детей. Педагог предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона. Затем проводится игра по принципу предыдущей.
Дружная семейка
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Цель: Различать разные длительности в ходьбе, уметь воспроизводить их на музыкальных инструментах (половинные, четвертные, восьмые)
Игровой материал: деревянные палочки или ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник)
Ход игры: Под музыкальное сопровождение дети двигаются на разные части музыки «шагами бабушки» (половинными – та-а, та-а), «шагами родителей» (четвертными- та-та, та-та), «шагами детей» (восьмые- ти-ти-ти-ти) или воспроизводят «шаги» ударами по барабану, бубну, треугольнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр...
Картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...