Этика поведения специалистов в работе с родителями и ребенком с РАС
статья
Продуктивное общение невозможно без соблюдения этических норм. Если специалист при взаимодействии с родителями и ребенком не задумывается о том, насколько его поведение по отношению к ним этично, он не только не сумеет установить партнерские отношения с семьей, но и может еще больше травмировать людей, обратившихся к нему за помощью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень этических правил поведения специалистов с родителями детей с РАС:
Этично: В разговоре с родителями называть ребенка по имени.
Не этично говорить: «ваш ребенок»
Этично: Обращаться к родителям по имени и отчеству или по имени, предварительно попросив разрешения.
Не этично: Обращаться: «мамочка»
Этично: Обсуждать проблемы ребенка только с родителями
Не этично: Обсуждать проблемы ребенка в присутствии других людей
Этично: Использовать выражения: ментальные проблемы; недостаточный уровень интеллектуального развития
Не этично: Употреблять термин «умственно отсталый»
Этично: Если требуется сравнение с детьми без проблем в развитии, использовать выражения: дети с типичным развитием; при типичном развитии обычно дети…
Не этично: Употреблять слова «здоровые, нормальные дети»
Этично: Использовать выражения: нетипичное развитие, особый ребенок, ребенок с особенностями развития.
Не этично: Использовать выражение «больные, ненормальные дети»
Этично: Если ребенок маленький, сказать: «Как хорошо, что вы так рано заметили проблемы и обратились за помощью» Если ребенок большой, вообще не касаться этой темы
Не этично говорить: «Вы очень поздно обратились»; «Где вы были раньше?» и т.п.
Этично: Если ребенок на приеме не демонстрирует тот или иной навык, а родители утверждают, что дома он это может сделать, следует сказать: «По-видимому, у Пети нет генерализации этого навыка. Он может это сделать только в определенном месте и с некоторыми людьми. В таком случае наша задача добиться генерализации навыка»
Не этично говорить: «Нет, он не может этого сделать, вы же видите, он не выполняет инструкцию»
Этично: Употреблять слово «пока» «Ваня пока не может….», «Пока у Левы не получается…»
Не этично: Просто констатировать отсутствие навыка
Этично: Если ребенок по каким-то причинам не может заниматься в конкретной группе, сказать: «Эта группа не походит для Пети»
Не этично говорить: «Петя не подходит для этой группы»
Этично: Если групповые занятия на данном этапе развития невозможны, следует сказать: «Те навыки, которым необходимо обучать в первую очередь, проще и эффективнее формировать на индивидуальных занятиях»
Не этично говорить: «О групповых занятиях не может быть и речи, он не потянет группу, он будет другим мешать»
Этично: После каждого занятия обязательно подвести итог и отметить результат: «Сегодня мы учились складывать паззл из 2-х частей. Миша может это сделать самостоятельно. Он научился с минимальной подсказкой показывать части тела. Мы начали учиться сортировать предметы по цвету, пока это получается с помощью»
Не этично: Указывать только на недостатки
Этично: Если не удается сформировать какой-то навык, сказать: «Пока у меня не получается научить Аню решать примеры. Я подумаю, посоветуюсь с коллегами и попробую другие способы»
Не этично говорить: «Она никак не научится решать примеры, бьемся, бьемся и ни с места
Этично: Если приходится обсуждать проблему получения инвалидности при том, что родители не слишком хотят это делать, сказать: «Вы можете не оформлять инвалидность, но она даёт вам ряд финансовых преимуществ. Если будет прогресс, инвалидность снимут»
Не этично говорить: «Почему вы до сих пор не оформили инвалидность? Все оформляют»
Заключение: Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гневливость, резкость в обращении с детьми, отчаяние. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, которые так или иначе взаимодействуют с ребенком и его семьей. Для того чтобы оказать всей семье квалифицированную помощь, недостаточно обладать только узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо разбираться в особенностях психологического состояния родителей, следовать этическим нормам общения, владеть методами обучения не только детей, но и родителей, а также оказывать им психологическую помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Работа с родителями гиперактивного ребенка.
рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386323-1390147038.jpg)
Нетрадиционные формы работы с родителями "Права ребенка"
Расширить знания родителей о приоритетности интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии; ознакомить с правами ребенка, провозглашенными в Конвенции ООН....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/08/picture-200609-1362772485.jpg)
Работа с родителями агрессивного ребенка
В работе раскрываются понятие «агрессивности», причины и факторы ее возникновения у старших дошкольников, а также родители и воспитатели найдут ответ на вопрос «Какие существуют эффективные способы об...
Материал для работы с родителями. Ваш ребенок воспитан?
Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом и Родиной.Все р...