Этика поведения специалистов в работе с родителями и ребенком с РАС
статья

Кулигина Елена Александровна

Продуктивное общение невозможно без соблюдения этических норм. Если специалист при взаимодействии с родителями и ребенком не задумывается о том, насколько его поведение по отношению к ним этично, он не только не сумеет установить партнерские отношения с семьей, но и может еще больше травмировать людей, обратившихся к нему за помощью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень этических правил поведения специалистов с родителями детей с РАС:

Этично: В разговоре с родителями называть ребенка по имени.

Не этично говорить:  «ваш ребенок»

Этично: Обращаться к родителям по имени и отчеству или по имени, предварительно попросив разрешения.

Не этично: Обращаться: «мамочка»

Этично: Обсуждать проблемы ребенка только с родителями

Не этично: Обсуждать проблемы ребенка в присутствии других людей

Этично: Использовать выражения: ментальные проблемы; недостаточный уровень интеллектуального развития

Не этично: Употреблять термин «умственно отсталый»

Этично: Если требуется сравнение с детьми без проблем в развитии, использовать выражения: дети с типичным развитием; при типичном развитии обычно дети…

Не этично: Употреблять слова «здоровые, нормальные дети»

Этично: Использовать выражения: нетипичное развитие, особый ребенок, ребенок с особенностями развития.        

Не этично: Использовать выражение «больные, ненормальные дети»

Этично: Если ребенок маленький, сказать: «Как хорошо, что вы так рано заметили проблемы и обратились за помощью» Если ребенок большой, вообще не касаться этой темы

Не этично говорить:  «Вы очень поздно обратились»; «Где вы были раньше?» и т.п.

Этично: Если ребенок на приеме не демонстрирует тот или иной навык, а родители утверждают, что дома он это может сделать, следует сказать: «По-видимому, у Пети нет генерализации этого навыка. Он может это сделать только в определенном месте и с некоторыми людьми. В таком случае наша задача добиться генерализации навыка»

Не этично говорить:  «Нет, он не может этого сделать, вы же видите, он не выполняет инструкцию»

Этично: Употреблять слово «пока» «Ваня пока не может….», «Пока у Левы не получается…»

Не этично: Просто констатировать отсутствие навыка

Этично: Если ребенок по каким-то причинам не может заниматься в конкретной группе, сказать: «Эта группа не походит для Пети»

Не этично говорить: «Петя не подходит для этой группы»

Этично: Если групповые занятия на данном этапе развития невозможны, следует сказать: «Те навыки, которым необходимо обучать в первую очередь, проще и эффективнее формировать на индивидуальных занятиях»

Не этично говорить:  «О групповых занятиях не может быть и речи, он не потянет группу, он будет другим мешать»

Этично: После каждого занятия обязательно подвести итог и отметить результат: «Сегодня мы учились складывать паззл из 2-х частей. Миша может это сделать самостоятельно. Он научился с минимальной подсказкой показывать части тела. Мы начали учиться сортировать предметы по цвету, пока это получается с помощью»

Не этично: Указывать только на недостатки

Этично: Если не удается сформировать какой-то навык, сказать: «Пока у меня не получается научить Аню решать примеры. Я подумаю, посоветуюсь с коллегами и попробую другие способы»

Не этично говорить: «Она никак не научится решать примеры, бьемся, бьемся и ни с места

Этично: Если приходится обсуждать проблему получения инвалидности при том, что родители не слишком хотят это делать, сказать: «Вы можете не оформлять инвалидность, но она даёт вам ряд финансовых преимуществ. Если будет прогресс, инвалидность снимут»

 Не этично говорить:  «Почему вы до сих пор не оформили инвалидность? Все оформляют»

Заключение: Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гневливость, резкость в обращении с детьми, отчаяние. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, которые так или иначе взаимодействуют с ребенком и его семьей. Для того чтобы оказать всей семье квалифицированную помощь, недостаточно обладать только узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо разбираться в особенностях психологического состояния родителей, следовать этическим нормам общения, владеть методами обучения не только детей, но и родителей, а также оказывать им психологическую помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Работа с родителями гиперактивного ребенка.

рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми....

Нетрадиционные формы работы с родителями "Права ребенка"

Расширить знания родителей о приоритетности интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии; ознакомить с правами ребенка, провозглашенными в Конвенции ООН....

Работа с родителями агрессивного ребенка

В работе раскрываются понятие «агрессивности», причины и факторы ее возникновения у старших дошкольников, а также родители и воспитатели найдут ответ на вопрос «Какие существуют эффективные способы об...

Материал для работы с родителями. Ваш ребенок воспитан?

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом и Родиной.Все р...