Проект "Хрустальная сказка зимы"
проект (подготовительная группа)

Панарина Ольга Ивановна

Долгосрочный проект в ДОУ «Хрустальная сказка зимы » по ознакомлению с окружающими миром в группе ДОУ рассчитан на формирование у детей целостной картины мира о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Не все дети задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области
«Толмачевская СОШ № 61»
Дошкольное отделение Детский сад «Сказка»

Группа №6 «Жар Птица»

 ПРОЕКТ

« Хрустальная сказка зимы»

F:\Рабочая\Воспитатель\Жар-птица 2023-2024\Проекты\Декабрь\Зимняя_хрустальная_сказка_-_panoramio.jpg

                                                                     Автор - составитель:

                                                                                   Панарина Ольга Ивановна

                                                 

с. Толмачево 2023г

ПРОЕКТ

«Хрустальная сказка Зимы »

Подготовительная группа комбинированного вида № 6 «Жар Птица»

По доминирующей деятельности: познавательно- речевой, социально-коммуникативный , творческий.

По количеству участников:  групповой, индивидуальный.

Характер контактов: среди детей ОВЗ и ТНР (6 лет ) одной группы

По продолжительности:  4 недели;

Состав проектной группы: дети подготовителной  группы воспитатели, логопед,  и родители.

Воспитатели:

  • ставят цели и задачи;
  • организуют образовательный процесс,
  • готовят материал к совместной и самостоятельной деятельности детей, обеспечивают участие детей в конкурсах,
  • готовят презентацию проекта
  • консультируют родителей о проекте,
  •  организовывают совместную деятельность по обеспечению и оснащению проекта.

Дети: 

  • участвуют в образовательной и игровой деятельности,
  • совместно с родителями  готовят сообщения .

Специалисты:

  • организует образовательный процесс,
  • распределяют обязанности среди участников проекта,
  • консультируют родителей,
  • организовывают совместную деятельность,
  • проводят с родителями мастер классы.

Родители: 

  • участвуют в образовательном процессе в проведении и подготовке индивидуальных сообщений, мини-проектов.
  • закрепляют полученные детьми знания,
  • помогают в оснащении предметно-развивающей среды,
  • посещают мастер классы педагогов.

Актуальность проекта:

        Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега? Предоставить детям возможность в течение четырёх недель  работать над данной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Хрустальная сказка зимы» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. 

Цель:    Дать знания о живой и неживой природе зимой. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта « Хрустальная сказка Зимы!"

Задачи :

Образовательные:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.

Развивающие: 

  •       Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  •  Развивать  коммуникативные навыки,  творческие способности.
  • Развивать умение отображать свои впечатления на бумаге , подбирать оттенки цветов , составлять из базовых цветов новые, пользоваться политрой.
  • Развить способность детей к воспроизведению ритмических и танцевальных движений, имитирующих разные действия;

Воспитательные:

  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой, воспитывать уважение и любовь к родному краю.
  • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу, воспитывать сочувствие и понимание.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Речевые:

  •   Пополнить и обогатить словарный запас детей по лексическим темам: «Зима», «Зимних видах спорта», «Зимних забавах и праздниках», «Зимняя одежда» , «Снег», «Зимующие птицы», «Новый год»
  • содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность;
  • развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
  • продолжать знакомить с устным народным творчеством: поговорки, пословицы, сказки, с художественной литературой по данной теме;
  • повысить уровень развития грамматического строя речи;
  • упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • развивать связную речь детей;
  • развивать речевое творчество детей;
  • формировать умения детей задавать вопросы, договариваться со сверстниками;

Физические:

  • познакомить с играми направленными на  укрепление здоровья детей, совершенствовать  умение двигаться в игре не наталкиваясь друг на друга,
  • развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость) и умение рационально использовать их в различных условиях,
  • развивать навык балансировки и координации движений;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение образовывать прилагательные от существительных (относительные прилагательные),
  • развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,
  • развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев рук,
  • развивать фонематический слух.

Методы, используемые для реализации проекта:

Наглядные методы:

- показ видеофильмов познавательного цикла;

- рассматривание иллюстраций, репродукций;

-демонстрация мультфильмов;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений, народного фольклора;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы,

- сообщения, презентации, доклады.

Практические методы:

организация проектной деятельности,

- организация продуктивной деятельности,

- эксперементирование

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных,  малоподвижных, эстафет, сюжетно-ролевых и др.);

- использование загадок и поговорок;

- проведение викторин, конкурсов.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Дети:

Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;

- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом;

- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря;

- Развитие творческих способностей детей. Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением.

Родители:

  • Участие семей группы в конкурсе «Новогодняя поделка».
  • Участие семей в акции «Кормушка для птиц».
  • Оформление групповой комнаты  по теме «Новый год».
  • Подготовка костюмов для утренника к Новому году.

Педагоги:

Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).

Практическая значимость.

Мы полагаем, что благодаря данной работе, наши коллеги смогут освоить новые идеи и методы; родители заинтересуются этой темой и станут активными участниками педагогического процесса в дошкольной образовательной организации; Воспитанники и их родители узнают познавательную информацию об изменениях в природе зимой.

Сотрудничество с семьёй:

Оформление папок-передвижек для родителей: по теме «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»;«Зима»;«Зимние подвижные игры».

  • Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
  • Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».

• Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

Продукт проектной деятельности: 

I этап – подготовительный –

Воспитатели:

Ставят цели и разрабатывают задачи;

Знакомят родителей с предстоящим проектом,

Составляют план проекта;

Подбирают литературу, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, познавательные фильмы по выбранным темам;

Воспитатели  подбирают игры и атрибуты;

Воспитатели с логопедом подбирают  книги для домашнего чтения, составляют мини-библиотеку в группе для совместных просмотров и чтения;

Логопед готовит речевой материал. 

Выбор темы

На одной из прогулок  Милана  спросила ,почему тучи на небе такие темные? А дети предположили, что будет дождь. Но Артём стал объяснять , какой дождь ведь уже наступила зима. Решили поподробней разобраться какая погода бывает зимой. Не все дети задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

Метод трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно найти ответ?

  • Зимой падает снег.
  • Зимой холодно. Одеваем тёплую одежду.
  •  На новый год приходит дед мороз и дарит подарки.

«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки» (Вероника)

«Зимой бывает лед» (Серёжа)

«Что зима холодная» (Ксюша)

«Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть» (Кирилл)

  • Признаки зимы.
  • Какими  видами спорта можно заниматься зимой?
  • Какие бывают зимние праздники?
  • Птицы зимой.

«Зачем зимой снег?» (Матвей)

«Я хочу узнать, откуда берется снег и лед?» (Вероника)

«Куда уходит Дед Мороз» (Софья)

«Почему зимой деревьям тепло?» (Кирилл.)

  • Спросить у взрослых
  • Наблюдения
  • Чтение книг
  • Настольно-печатные игры
  • Рассматривание иллюстраций
  • Подвижные игры
  • Просмотр мультфильмов

Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?

«Можем с мамой из клубочков сделать снеговика» (Вероника)

«Снежную бабу из клея» (Серёжа)

«Книжку о зиме» (Софья)

«Альбом с фотографиями» (Ксюша)

II этап – основной 

Организация деятельности в центрах активности

Творческая мастерская

Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы»,  «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). (рисование): «Деревья в инее», «Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…»;

(аппликация): «Заснеженный дом»; (лепка): «Зимние забавы».

Свободное творчество – изготовление снежинок, раскрашивание  «Гжель», рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.

Книжный мир

  • Н. Сладков «Суд над декабрём»  В. Одоевский «Мороз Иванович» С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег»

К.Бальмонт «Снежинка» Н Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клёст», «О птицах» В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона» С.Маршак «Двенадцать месяцев»     Беседы:

  • «Как живут птицы зимой»,
  • «Встреча с зимой»,
  • «Зима в нашем крае», 
  • «Почему мне нравится зима».
  • «Как звери в лесу зимуют».
  • «Как зимуют домашние животные»
  • «Как человек помогает зимой животным в лесу».
  • «Почему скрипит снег?»
  • «Помоги птицам».
  • «Зачем зимой снег»
  • «Осторожно! Зимние травмы»
  • «Как заботиться о здоровье зимой».
  • «Откуда идёт снег» 

Сюжетно-ролевой

Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости»

«Новогоднее меню» «Кафе ромашка»

Строительный городок

Строительство дома деда Мороза

Развивайка

  • «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
  • «Кто что делает зимой»
  • «Найди по следу»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
  •  «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
  • «Времена года»
  • «Узнай по описанию»
  • «Зимние запасы»
  • «Найдите и покормите зимующих птиц»
  •  «Когда это бывает»
  • «Что сначала, что потом».
  •  «Времена года»

Природа и наука

Экспериментальная деятельность «Снег и лед»

Опыт 1. Свойства снега и льда

Опыт №2 Таинственные снежинки

Опыт № 3 Почему снег греет, если он холодный?

Опыт №4 «Снег, он тяжелый

Опыт № 5. Почему снег скрипит?

Опыт №6 . Превращение воды в лёд

Опыт №7

Театральная студия

Русские народные сказки: «Зимовье зверей»«Заяц- хваста»«Два мороза». «Снежная королева»«Зимние сказки»«Двенадцать месяцев»

Прогулка

  • Строительство из снега. Подвижные игры. Наблюдение за погодными явлениями , птицами и работой людей. Уборка снега.

Спортивный

  • Игры со спортивными предметами,
  • Игры на развитие внимания «Ритмические рисунки»,
  • Игры с мешочками,

Подвижные игры:

«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках

Музыкальный

Руководитель

Слушание музыкальных произведений:

«Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Пение:

Новогодние  хороводы, пение новогодние песен

  • «Новый год, свои подарки раздаёт!»;
  • «Как красива наша елка»
  • «Здравствуй, елочка!»

Разучивание танцев:

  • «Русский народный» «Роботы» «Ёлочки» «Тигры»

Инструктор по физической культуре

Подвижные игры:

Подвижная игра «Два мороза».

Подвижная игра «Снеговик»

Игра – эстафета «На улице»

Дыхательное упражнение «Насос»

Игры – соревнования: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку»

Коррекционная работа

  • Артикуляционная гимнастика на звуки (ЩЛ.Р.Ш)
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Автоматизация звуков (Ш)

Работа с родителями

  • Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
  • Консультация для родителей «Зимушка-зима»
  • Консультация для родителей «Безопасность в зимний период»
  • Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о деде Морозе и Снегурочке»
  • Конкурс семейных новогодних поделок «Новогодняя поделка»
  • Акция «Кормушка для птиц».

III этап – заключительный

Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Зимушка-зима».

Заключение:

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, любознательным. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Дети:

Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.

  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
  • владеют расширенным словарным запасом;
  • имеют представление о природе родного края;
  • Знакомы с правилами  безопасного поведения на природе;
  • выставка творческих работ детей;
  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
  • разработаны рекомендации для родителей;
  • повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Педагоги:

  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
  • разработаны рекомендации для родителей;

Родители:

  • повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
  • Участие родителей в создании костюмов для мальчиков «Роботы» «Тигры» для девочек «Ёлочки»
  •  пополнение предметно – развивающей среды (по сюжетно – ролевой игре «Магазин игрушек», книжного уголка (стихотворения, рассказы о зиме, «О новом годе», сказки «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Снегурочка» и т. д.).

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Дидактические игры по теме «ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Зима. Признаки зимы», способствовать развитию всех компонентов устной речи через систему дидактических игр по теме (игры прилагаются).

 

Дидактические игры     «Какая, какой, какое?», «Объясни», «Кто что делает?», «Назови зимние слова», «Закончи предложение», «Назови общую часть», «Сколько их?», «Закончи пословицу о зиме», «Назови ласково», «Подбери много слов - действий», «Пропущенное слово», «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы»,  «Дай ответ – чего нет?», «Как сказать иначе!», «Кто больше знает слов», «Составь словосочетание», «Подбери признак к предмету», «Как?».

Речевые игры:  «Найди лишнее слово», «Подумай и измени», «Антонимы», «Составь из слов каждой строчки предложение», «Что делать? Что делают?», «Расскажи обо мне».

Игра – соревнование «КТО СКОРЕЕ?»  Развитие фонематических представлений, «ВЬЮГА». Развитие силы голоса.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?»  Дифференциация признаков осени и зимы. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что).

Пальчиковая гимнастика «ПИРОГ»

Подвижная игра «СНЕГОВИК».  Развитие  координации движений, общих речевых навыков.

Работа с родителями:

Задания учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Зима. Признаки зимы», папка-раскладушка «Консультация для родителей по лексической теме ЗИМА».

Приложение

Дидактические игры по теме «ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ»

1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цель: учить детей подбирать определения к предмету, явлению.

Ход игры: педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Например: Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая….

Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее…

Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.

 

2. Дидактическая игра «Объясни»

Цель: расширять  словарный запас детей, уточнить значение слов; способствовать развитию мышления.

Ход игры: педагог называет детям поочередно словосочетания и просит объяснить, что они означают.

Лексический материал

Земля — как белый пушистый ковер.

Зима — веселое время года.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

У нее иголки зимой в серебре.

И превратились лужицы в холодное стекло.

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

 

3. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать имена существительные к названным действиям.

Ход игры: воспитатель произносит предложение и просит ребёнка исправить ошибку.

Например: Девочка спит в берлоге. (Медведь).

Мама зимой по лесу бегает. (Заяц).

Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима). Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы).

Дедушка катается зимой с горки на санках. (Ребёнок).

 

4. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить детей составлять сложные предложения со значением противопоставления.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают и повторяют предложение полностью.

Например: Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад); зимой бывает снег, а летом …; зимой снег падает, а летом …; зимой катаются на санках, а летом … и т. д.

 

5. Дидактическая игра «Назови зимние слова»

Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.

При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.

Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_60b12f926cc7630b75948a26b76adbc3.jpg.jpg

 

6. Дидактическая игра «Назови общую часть»

Цель: учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: воспитатель произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень); предлагая детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.

Лексический материал

Зимний, зимующий, зимородок.

Ледовый, ледник, подледный, ледяной.

Снежный, подснежник, снеговик.

Снегурочка, снежинка.

Холодный, холодок, холодеть, холодильник.

Облака, облачный, заоблачный.

Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки.

Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

 

7. Дидактическая игра «Сколько их?»

Цель: учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.

Ход игры:  воспитатель называет числительное с существительным, а дети продолжают.

Например: одна снежинка – (две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок, шесть снежинок и т. д.); один снеговик - …; одна сосулька - …; один сугроб - …; один снежок - …; одна горка - …одна льдинка - … и т. д.

 

8. Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»

Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.

Примеры пословиц и поговорок о зиме:

Береги нос в большой мороз.

Год кончается, а зима начинается.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Январь — году начало, зиме середина.

Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Не светит зимой солнце против летнего.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

В зимний холод — всякий молод.

В одну ночь зима становится.

 

9. Дидактическая игра  «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова при помощи суффиксов.

Ход игры: воспитатель произносит  фразу и бросает мяч ребенку. Предлагает ребенку вернуть мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал: Шуба теплая — шубка тепленькая. Лиса хитрая — лисичка хитренькая. Заяц белый — зайчик беленький. Сапоги чистые — сапожки чистенькие. Ветка короткая — веточка коротенькая. Шишка длинная — шишечка длинненькая. Ворона черная — вороненок черненький. Снег белый — снежок беленький.

10. Дидактическая игра «Антонимы»

Цель: подбирать антонимы к словам.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением. Например, утро — вечер, темно — светло, холодно — жарко.

Воспитатель читает детям предложения и просит найти в них слова, противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом ... (длинный).

Жарко теплым летом, холодно ... (зимой).

Грустно поздней осенью, радостно ... (зимой).

Зверям голодно зимой, зверям сытно ... (летом).

Лето далеко, зима ... (близко).

В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие).

 

11. Дидактическая игра «Подбери много слов - действий»

Цель: учить детей подбирать  слова - признаки.

Ход игры:  воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к нарисованным предметам.

Например: солнце – (греет, светит, печёт, поднимается, опускается и т. д.); снежинка – (кружится, летает, тает, падает и т. д.); заяц – (бегает, прыгает, прячется, боится, торопится, грызёт, спасается и т. д.); снегирь – (летает, клюёт, сидит, наблюдает, выводит птенцов и т. д.).

 

12. Дидактическая игра «Пропущенное слово»

Цель: учить подбирать местоимения к именам существительным — одушевленным и неодушевленным.

Ход игры: воспитатель просит детей вставлять пропущенные местоимения «он», «она», «оно», «они» в предложения, которые будет произносить.

Лексический материал: Река покрыта льдом — замерзла … (она).

Вьюга разбудила сонный лес — и проснулся ... (он).

Снег сугробами пышно лежит — всю землю укрыл до весны ... (он).

Лиса осторожно крадется — ступает по снегу мягко и осторожно … (она).

Над нами ясное ночное небо — все в звездах ... (оно).

Суровые снежные метели засыпали зимние леса — заснули ... (они).

 

13. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы»

Цель: учить составлять рассказ с помощью плана (таблицы-помощницы).

Ход игры: воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.

• Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю).

• Небо. (Имеется в виду,какое в это время года небо: пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).

• Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года).

• Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года).

• Изменения в жизни зверей.

• Изменения в жизни птиц.

• Одежда и обувь людей.

• Занятия людей в это время года.

• Игры детей в данное время года.

 

14. Дидактическая игра «Дай ответ – чего нет?»

Цель: учить использовать в речи родительный падеж.

Ход игры:  воспитатель спрашивает – ребёнок отвечает.

Например: Есть снег. А чего нет? (Нет снега). Есть шапка. А чего нет? (Нет шапки). Есть вьюга. А чего нет? (Нет вьюги). Есть варежки. А чего нет? (Нет варежек). Есть метель. А чего нет? (Нет метели). Есть валенки. А чего нет? (Нет валенок). Есть сугроб. А чего нет? (Нет сугроба). Есть шуба. А чего нет? (Нет шубы). Есть лёд. А чего нет? (Нет льда). Есть сапоги. А чего нет? (Нет сапог).

 

15. Дидактическая игра «Как сказать иначе!»

Цель: учить употреблять в речи причастия.

Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать составленное предложение: «Заяц спрятался под кустом». Объясняет, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Заяц спрятался. — Заяц какой? — Спрятавшийся заяц».

Педагог просит составить предложение по этому словосочетанию.

Пример: «Мы увидели спрятавшегося под кустом зайца».

Точно так же проведите игру с другими словосочетаниями. Зима наступила — наступившая зима.

Поля укрыты — укрытые поля.

Река покрыта льдом — покрытая льдом река.

 

16. Дидактическая игра «Подумай и измени»

Цель: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Ход     игры:  воспитатель предлагает детям        закончить       фразу, изменив         единственное число имени существительного на множественное.

Я купил елку — я купил ... (елки).

Я кормлю белочку — я кормлю ... (белочек).

Я повесил на елку фонарик — я повесил на елку ... (фонарики).

Я иду за клюшкой — я иду за ... (клюшками).

Я чищу шапку — я чищу ... (шапки).

Я вижу зайца — я вижу ... (зайцев).

Я сыплю синичке крошки — я сыплю синичкам ... (крошки).

17. Дидактическая игра «Составь из слов каждой строчки предложение»

Цель: учить составлять предложения.

Ход игры: воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение.

Например: пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.

 

18. Дидактическая игра «Кто больше знает слов»

Цель: найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима».

Ход игры:  воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег».

Например: снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.

 

19. Дидактическая игра «Составь словосочетание»

Цель:  образовывать имена прилагательные от существительных.

Ход игры: воспитатель предлагает детям составить словосочетания из двух слов, заменив одно из существительных на прилагательное.

Зима и месяц — зимний месяц. Холод и лед — холодный лед.

Колючка и иголка — колючая иголка. Сила и мороз — сильный мороз.

Лед и дворец — ледовый дворец. Снег и зима — снежная зима.

Избушка и заяц — заячья избушка. Пух и снег — пушистый снег.

Зима и вечер — зимний вечер. Серебро и сосульки — серебряные сосульки.

 

20. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету».

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:  воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие?

Например: зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие (снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки) и т. д.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_b06dc3a1c25109a30d07d40e1f2cbd3a.jpg.jpg

 

21. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям опорные слова: снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложение из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку.

Например: В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.

 

22. Дидактическая игра «Как?»

Цель: учить детей давать качественную оценку действий, отвечаю на вопрос как?

Ход игры:  воспитатель предлагает детям продолжить фразу.

Например: Самолёт летит быстро, а воробей – (медленно). Санки по полю едут медленно, а с горы – (быстро). Птицы летом поют много, а зимой – (мало). Животным летом в лесу хорошо, а зимой – (плохо). Ёжику в норке тепло, а зайцы под кустом – (холодно). Летом в лесу корма много, а зимой – (мало).

 

23. Дидактическая игра  «Найди лишнее слово»

Цель: учить правильно, употреблять глаголы с разными приставками; способствовать развитию слухового внимания.

Ход игры: воспитатель произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку). Просит детей определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

Лексический материал: Унести, прийти, приподнять.

Переходить, переплывать, заходить.

Заморозить, застудить, намочить.

Выйти, вбежать, вылететь.

Слепить, сварить, заработать.

Переплыть, отойти, перепрыгнуть.

 

24. Дидактическая игра «Что делать? Что делают?»

Цель: Упражнять в подборе глаголов к существительным, согласовывать их в роде, числе и падеже. Активизировать словарный запас глаголов.

Ход игры: Дети рассматривают иллюстрации с изображенными на них зимними пейзажами. Педагог предлагает подобрать к предложенным существительным слова-действия, отвечающие на вопрос «Что делать? Что делают?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель. Например: снег (что делает?) ...; снежинки (что делают?) ...; мороз (что делает?) ...; птицы (что делают?) ...; люди (делают?) ...; дети (делают?) ...; ветер (что делает?) ...

25. Дидактическая игра «Расскажи обо мне»

Цель: Составление описательного рассказа о предметах зимней одежды по схеме или плану. Упражнять в составлении простых предложений, согласовывая слова в роде, числе и падеже. Логически правильно строить свое высказывание.

Материал: предметы зимней одежды или картинки с их изображением, сумка, схема-пиктограмма для описания предметов одежды.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассказать о предметах одежды, которые находятся в сумке. Ребенок вынимает из сумки предмет и описывает его, придерживаясь такой схемы.

Например: а) цвет; б) материал из которого изготовлен предмет; в) из каких частей состоит; г) сезонность одежды (в какое время года его можно носить) д) для кого он предназначен (мужской, женский, детский) е) какие действия с ним можно выполнять.

26. Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?»  Дифференциация признаков осени и зимы. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что).

На наборном полотне – комплект картинок, на трех из них изображена – зима, а на одной – осень. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки и подумать над тем, какая из них лишняя. Дети рассматривают и объясняют: «Первая картинка лишняя, потому что на ней – осень, а на остальных картинках – зима. (Достаточно предложить вниманию детей 2 – 3 комплекта картинок).

27. Игра – соревнование «КТО СКОРЕЕ?»  Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа. Дифференциация звуков [м],  [м`] в словах.

На наборном полотне – картинки: малыш, молоко, мышь, малина, мост, дом, самолет, медуза, домино, миска, метель и т.д.

Воспитатель делит детей на две команды и предлагает первой команде выбрать картинки, названия которых начинаются со звука [в],  а второй – со звука [в`]. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполняет задание.

28. Игра «ВЬЮГА». Развитие силы голоса.

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

—        Вьюга начинается.

Дети стоят лицом к воспитателю, спины прямые, по команде воспитателя делают вдох, а на выдохе начинают тянуть:

-        У-У-У...

Если воспитатель говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если воспитатель говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса. Когда воспитатель скажет, что вьюга кончилась, дети должны замолчать.

Пальчиковая гимнастика «ПИРОГ»

Падал снег на порог.                                   (Дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог.                              (Прижимая ладонь к ладони, показывают как лепят

А пока лепил и пек,                                     пирог)

Ручейком пирог утек.                                («Бегут» пальчиками обеих рук   по столу)

Пирожки себе пеки                                    (Опять показывают как пекут пирог)

Не из снега – из муки.

П.Воронько          

Упражнение «СНЕГОВИК».  Развитие  координации движений, общих речевых навыков

Давай, дружок, смелей, дружок,         (Дети идут по кругу друг за другом,

Кати по снегу свой снежок.                 изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратился в толстый ком,          (Останавливаются, рисуют двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.                   («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!                        (Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.              (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

                                                                Показывают нос, встают прямо, держат

                                                                Воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка -               (Медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.                       (Пожимают плечами, разводят руками)

В.Егоров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика. Сказка "Зима".

Артикуляционные упажнения в стихах....

Новогодняя сказка Зимы

Новогодний праздник для младшего возраста с участием Зимы, Дедушки Мороза и Козы....

Открытое интегрированное мероприятие в рамках образовательной области «Музыка» - «Белая сказка зимы»

Открытое интегрированное мероприятие  в рамках образовательной области    «Музыка» - «Белая сказка  зимы»Музыкального руководителя МБДОУ ЦРР – Д\С №70 «Светлячок»Станиславской...

Конспект НОД в старшей речевой группе по мотивам сказки "Проказы старухи Зимы" к лексической теме "Зима" (обобщение)

Данное занятие по сказке позволяет в игровой форме закрепить знания детей по теме "Зима"....

ОД по речевому развитию и художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе "Летняя сказка зимой" (по мотивам городецкой росписи)

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию и художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе....

«Музыкальная сказка зимы»

Доминирующая образовательная деятельность художественно-эстетическое развитие....