«Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников»
консультация (старшая группа)
«Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patr_cherez_ekol.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новониколаевский детский сад № 3»
Тема: «Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников»
Выполнила:
Ивченко Галина Николаевна,
Воспитатель.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из актуальности темы, необходимо придерживаться следующей цели: сформировать представление детей о родном крае, о малой родине, о себе, о стране, о природе.
Патриотическое и экологическое воспитание между собой очень тесно связано. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Работа по эколого- патриотическому воспитанию мы начинаем с младшего возраста, используя при этом разнообразные методы и приемы: беседы, ситуации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др.
В последние годы предлагается много пособий, технологий, парциальных программ, концепций, позволяющих педагогам дошкольных учреждений грамотно строить работу по патриотическому воспитанию.
Я поставила перед собой задачу: дать детям такой объем новых знаний, с помощью которых дети поймут как вести себя, чтобы не только сохранить, но и преумножить природные богатства нашего края, родного поселка. Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и парка нашего сада.
Из бесед и наблюдений выяснила, что дети затрудняются ответить на вопрос: для чего нужны растения (деревья, трава, цветы) или имеют знания только о потребительском использовании растений: из дерева строят дома, делают мебель, игрушки, посуду, цветы дарят на праздник, день рождения и т. д. А как сохранить, вырастить новые деревья, зачем необходимо это делать, дети затруднялись ответить. В это время и появился проект: «Парк нашего детского сада».
Мы с детьми находили прекрасное и в солнечном и пасмурном дождливом дне, а также правильно организовывала труд детей. Наблюдая за изменениями в природе, ежедневно осматривали растения в парке: вот появились первые желтые листья. Дети ходили по опавшим листьям, слушали их шорох, читали стихи, любовались красотой осеннего ковра. В один из пасмурных, холодных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, я предложила детям обойти весь парк и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Дети говорили: «Наш парк стал очень красивым». По ответам было видно, что дети стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы. Среди старых высоких елей стоят в одиночку каштаны и туи. Дети все чаще стали задавать интересующие их вопросы.
Перед детьми ставлю проблемные ситуации «Куда пропала божья коровка», « Дождевые черви», «Муравьишкин дом», « Ландыш в подарок» и так далее. Дети работают с информацией, анализируют, прорабатывают различные проблемы, находят их решения.
Формирование эколого-патриотических чувств, проходит эффективнее, если привлекать к этой работе семью. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Вместе с родителями ежегодно проводим акции:
– «Чистый наш дворик», « Дом для птиц», «Накормим пернатых», «Подари улыбку»;
Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, Необходимо только создать условия для познавательно - исследовательской деятельности. Для детей подготовительной группы был разработан проект «Я люблю Новониколаевский район ». Цель данного проекта - осуществление комплексного подхода к воспитанию и приобщению дошкольников к истории и культуре родного района, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, желание сделать его чище и красивее.
В процессе реализации данного проекта с детьми организовывались экскурсии по улицам нашего района. Создали альбом о нашем казачьем крае, его достопримечательности. Есть у района и свои символы: флаг, герб. Дети узнали, что на территории района разведано 5 источников подземных вод, месторождение сырья для производства керамического кирпича. Создали « Книгу памяти», о героях Великой Отечественной войны.
Хороший результат по воспитанию патриотизма у детей даёт и такая форма работы как музейная педагогика. Благодаря работе родителей, в группе создан мини-музей «Куклы обереги». Важная особенность мини-музеев в том, что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В нашем районе есть музей. Часто проводятся экскурсии, где дошкольники знакомятся с жизнью и бытом казаков, с природой и с жизнью жителей нашего города во времена Великой Отечественной войны.
Воспитывая у детей любовь к своему району, необходимо подвести их к пониманию, что наша «Малая Родина» - место, где мы родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это район, улица, дом и наш детский сад. Это маленький кусочек нашей огромной страны.
В группе есть уголок нравственно-патриотического воспитания, где собраны иллюстрации, фотографии, семейные фотоальбомы, открытки, тематические подборки картинок, систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе и России, «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме», «Пословицы, поговорки о труде, стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине», дидактические игры
Любовь к природе - одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о природе родного края его климатических особенностях.
Подводя итог проделанной работы, могу сделать вывод, что пройдут годы, наши дети подрастут, и мы верим, что они навсегда сохранят в своем сердце любовь к родной природе, доброту и отзывчивость ко всему живому. А родители станут настоящими единомышленниками и участниками образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2. Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников
quot;Кто не любит природы, тот не любитт человека, тот не гражданин" Достоевский Ф.М....
2. Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников
quot;Кто не любит природы, тот не любитт человека, тот не гражданин" Достоевский Ф.М....
2. Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников
Только на материале родного края можно воспитать настоящего патриота- дошкольника....
Патриотическое воспитание через экологическое образование
quot;Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что ...
Патриотическое воспитание через экологическое образование
quot;Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что ...
Патриотическое воспитание через экологическое образование
quot;Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что ...
Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников
Воспитание у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, родному городу, Родине и воспитание бережного отношения к природе родного...