Конспект занятия «Экскурсия в музей русской игрушки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект досугового развлечения «Экскурсия в музей русской игрушки»
Цель:
Развитие родной речи детей через познание традиций русских промыслов.
Задачи:
Учить составлять связный рассказ по заданной теме;
Учить задавать вопросы по услышанному материалу;
Продолжать учить выразительному чтению стихотворений;
Развивать умение у детей эмоционально петь частушки;
Развивать межполушарную специализацию и синхронизацию работы полушарий;
Развивать мелкую моторику;
Развивать память, внимание, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey_russkoy_igrushki.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Начальная школа - детский сад №58
Конспект занятия
«Экскурсия в музей русской игрушки»
Составили и провели
воспитатели:
Парфенова А.Л.
Хохлова И.В.
Г. о. Подольск
2021г.
Конспект досугового развлечения «Экскурсия в музей русской игрушки»
Цель:
Развитие родной речи детей через познание традиций русских промыслов.
Задачи:
Учить составлять связный рассказ по заданной теме;
Учить задавать вопросы по услышанному материалу;
Продолжать учить выразительному чтению стихотворений;
Развивать умение у детей эмоционально петь частушки;
Развивать межполушарную специализацию и синхронизацию работы полушарий;
Развивать мелкую моторику;
Развивать память, внимание, мышление.
Предварительная работа:
Знакомство с различными русскими промыслами (богородская игрушка, дымковская игрушка, игрушка гжель, филимоновская игрушка, городецкая роспись, хохломская роспись, жестовские подносы, Павлопассадские платки, матрешки различных областей), заучивание стихотворений и текстов с детьми по тематике досуга, разучивание частушек танцевальных движений в русском стиле, разучивание кинезиологических упражнений, театрализация авторской сказки «Приключение Филимоновского Зайки».
Оборудование и материалы:
4 стойки для экспонатов, игрушки 4-х народных промыслов (богородская игрушка, дымковская игрушка, игрушка гжель, филимоновская игрушка), русские народные костюмы для выступающих детей, мульт-станок для кукольной анимации, фонограмма «Частушки».
Ход занятия.
Дети сидят за столами.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы вам предлагаем посетить музей. А кто знает, что это такое?
(ответы детей) В музее мы можем увидеть много предметов, которые называются -экспонаты. Каждый экспонат имеет свою историю, о которой нам может рассказать экскурсовод.
В музее свои правила: нельзя бегать, громко разговаривать, перебивать экскурсовода, но при этом можно задать вопрос об экспонате.
Все готовы отправиться в музей. А теперь давайте поиграем: «кинезиологическая разминка»
Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук . (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
К путешествию готовы? (кулаки на коленях)
Да! (руки вверх, ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (руки в стороны, ладони напряжены)
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу)
Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят. (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)
Перечислить имена детей. (Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу).
Воспитатель:
Итак, мы с вами находимся в музее русской народной игрушки. Первый зал.
Послушайте загадку.
Ребенок1:
Бычок, козленок, петушок,
полюбуйся-ка, дружок!
Вот и курочки пеструшки
развесёлые подружки,
Дружно рядышком идут,
квохчут, зёрнышки клюют.
В мастерской кипит работа,
есть у каждого забота,
Мужик и мишка рубят тут,
дружный разговор ведут.
Все в движении зверушки,
Что-же это за игрушки? (Богородские)
Воспитатель:
В деревне Богородское недалеко от Сергиева Посада, жила крестьянская семья. Жили они бедно. В семье детей было много. Ели простую пищу с огорода да сада, на одежду едва хватало. Игрушек у детей не было. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, богатый человек, который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.
Ребенок3:
Богородские игрушки добрые, забавные, «живые».
1.Потянешь за верёвочку улыбчивого Песика — дергунчика, и он, приветствует нас, раскинув в стороны лапы.
2.Курочки клюют.
3. Рыба вертится.
4.Бычок идет по наклонной досочке.
5.Кузнецы Мишка и Мужик — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки.
До сих пор в этом селе Богородское ножом вырезают игрушки из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом обрабатывают инструментами — стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Сегодня эти игрушки раскрашивают красками, а раньше их покрывали только лаком.
Воспитатель:
Предлагаю вам поиграть в викторину, но ответы нужно будет давать полные.
1.Из чего делают богородские игрушки? ( Богородские игрушки делают из дерева)
2.Почему игрушку называют Богородской? (Такую игрушку придумали делать в селе Богородское)
3.С помощью какого инструмента делают Богородскую игрушку? (Обрабатывают инструментами — стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами)
4.Какие Богородские игрушки вы можете назвать?
Дети последнего ряда присаживаются на свои места, выходят дети третьего ряда
Воспитатель:
Пройдем во второй зал.
Ребенок 4(девочка говорит): загадка (Воспитатель показывает упражнения)
Взяли мы красную глину, (нагребаем ладошками в кучку)
Слепили фигуру одну (лепим кончиками пальцев)
Игрушку поставили в печку (две ладошки протягиваем вперед)
И белым покрасили всю (три пальца движения вверх – вниз, двумя руками)
Простые узоры - полоски, (три пальца – линия двумя руками)
Кружочки, клетки на ней. (колечко, три пальца рисуют клеточки двумя)
Козлы и барашки смешные, (указ.пальцы у головы; закругленные руки)
Табун разноцветных коней, (упражнение лошадка)
Кормилицы и водоноски, (руки выпрямить, как несем коромысло)
И всадники, и ребятня. (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени)
Собачки, и рыбки! (упражнение собачка и рыбка)
Промысел вы назовите,
Что загадала вам я!
Воспитатель: Послушайте историю о дымковских игрушках.
Ребенок5:
На низком берегу реки Вятки расположилась слобода Дымково. А на высоком правом - город Киров. Если посмотреть с высокого берега ранним утром, когда топятся печки и дым стелется к земле, то можно едва разглядеть низенькие приземистые домики мастериц, утопающие в дымке. Отсюда и пошло название «Дымково», а следовательно и игрушка – дымковская. В этой слободе жили мастерицы, которые делали из красной глины игрушки. Затем фигурки высушивались, а потом отправлялись в печь для обжига. Только после этого будущую игрушку покрывали белым цветом и расписывали яркими красками. Узоры были самые простые.
Воспитатель: Из какого материала делают Богородскую игрушку и Дымковскую? (Богородская игрушка из дерева – игрушка (какая?) деревянная. Дымковская игрушка из красной глины – игрушка (какая?) глиняная.
Дети присаживаются на свои места.
Воспитатель:
Послушайте загадку.
Встает девочка в наряде Гжель и говорит загадку. Дети отгадывают.
Ребенок7: Загадка
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется просто роспись……ГЖЕЛЬ
Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Я-экскурсовод». Для этого нужно очень внимательно посмотреть видео-сюжет, о том, как и из чего делают изделия Гжель. Кто-то из вас станет экскурсоводом, а остальные будут посетителями. Если экскурсовод что-то забудет рассказать, вы сможете задать ему вопрос.
Просмотр видео(3 мин)
Кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода? (выходит один ребенок: ему надевают шапочку «Гжель»)
Выходят дети второго ряда выходят. Экскурсовод рассказывает о производстве изделий Гжель. Дети задают вопросы. Дети рассаживаются на места.
Воспитатель: следующий зал- игрушка Филимоновская.
Физминутка:
Ребенок8: А мы знаем про этот промысел частушки. А ну ребята, выходите!
Выходят все дети. 4 ребенка поют частушки (ребенок8, 9,10,11, 12 - наряженные в русские костюмы). Остальные танцуют на проигрыш.
Посвящаются частушки
Филимоновской игрушке.
Мы вдвоём или втроём –
Лучше хором их споём.
Славен древний тульский край,
В Филимоново езжай,
Все там любят песни, пляски
И творят из глины сказки.
Не страшна нам непогода,
Нипочем нам холода.
С Филимоновской свистулькой
Нам не скучно никогда!
Ах! Свистульки хороши!
Выбирайте для души!
Хочешь – гуся, хочешь – кошку,
Хочешь – паренька с гармошкой!
Если вместе соберёмся,
Дружно мы начнём свистеть.
Затыкайте ваши уши,
Чтоб со стула не слететь!
Воспитатель: Как весело. Вот мы с вами и узнали, что в основном все игрушки, сделанные в Филимоново - это свистульки. А чтобы узнать получше как их создают, предлагаю вам посмотреть небольшую сказку.
Выходят дети – актеры (зайка, гусь, петушок, котик, гармонист, бабушка Агафья, Филимон- 7 человек). Демонстрируют сказку «Приключение Филимоновского Зайки»
Воспитатель: что вы узнали из этой сказки? (ответы детей) - Почему игрушки Филимоновские, из какой глины делают эти игрушки, какие краски используют для росписи игрушек?
Рефлексия:
1.Где мы сегодня были? (В музее «Народной игрушки»)
2.Игрушки каких промыслов мы с вами увидели в музее? (Богородская игрушка, Дымковская игрушка, Гжель, Филимоновская игрушка)
3.Какая вам запомнилась больше всего и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – экскурсии в мини-музей ДОУ «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»
Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея часов. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие.Задачи: познакомить детей с историей происхождения часов-будильни...
Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»
Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....
Конспект занятия "Экскурсия в музей математики"
Конспект занятия "Экскурсия в музей математики"...
Конспект занятия "Экскурсия в музей Боевой Славы"
Нравственно-патриотическое воспитание...
Конспект занятия "Экскурсия в музей "Русская изба"
Цель:Знакомство детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.Задачи:1.Обучающие:Формировать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать...
конспект занятия "Экскурсия в мини-музей"В мире часов""
Данный материал можно использовать при знакомстве детей подготовительной группы с часами по окружающему миру и познавательному развитию....
Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»
Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....