Картотека дидактических игр для старших дошкольников
картотека (старшая группа)
Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод»
Цель: Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Учить правильно называть их. Обобщить знания о вреде и пользе грибов и ягод для здоровья. Материал: игровое поле, фишки, кубик. Ход: Перед началом игры фишки ставят туда, где начинается дорожка. Игроки пойдут по тропинке, и будут собирать грибы и ягоды. Перед тем как передвинуть фишку, надо бросить кубик. Сколько точек окажется на его верхней грани – на столько клеточек нужно передвинуть фишку вперед. Если фишка попадает на клеточку со съедобным грибом или ягодой, следует передвигаться вперед, туда, куда показывает стрелочка. А если фишка оказалась на клеточке с несъедобным грибом или ядовитым растением – придется вернуться назад, также ориентируясь на стрелочку. Участники игры должны называть гриб или ягоду, которые попадаются по ходу игры. Побеждает тот, кто первым соберет полную корзину грибов и ягод.
Дидактическая игра «Приготовь обед»
Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Материал: картинка с изображением пустых тарелок, вазочек для десерта, салатниц и чайной чашки, карточки с нарисованными продуктами. Ход: игрок «заполняет» пустую посуду так, чтобы получилось меню полезное для здоровья. Пусть игрок расскажет, почему он выбрал именно эти продукты.
Дидактическая игра «Витамины и здоровый организм»
Цель: закрепить знания детей о витаминах, их влиянии на организм человека. Материал: карточка – лабиринт изображающая человека и ведущие к нему стрелочки от обозначения витаминов А, В, С, D; карандаш. Ход: ребенок по линиям прослеживает влияние витаминов на различные части тела (организма) человека.
Дидактическая игра «Витаминные домики»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о витаминах А, В, С; в каких продуктах содержатся. Материал: расчерченные на несколько ячеек карты-поля в верхней части буква, обозначающая витамин; игральные карточки с изображением продуктов питания, овощи, фрукты. Ход: дети берут себе по одной карте, ведущий показывает карточки с изображением продуктов. Игрок берет карточку к себе на поле, если в изображенном продукте есть витамин, обозначенный на его карте-поле.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: формировать представления детей о спорте. Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Материал: разрезные картинки, изображающие некоторые виды спорта. Ход: детям предлагается по образцу собрать разрезанные на несколько частей картинки, назвать вид спорта. Затем с помощью характерных движений показать каким видом спорта они хотели бы заниматься или уже занимаются, а остальные должны угадать, кто был изображен (лыжник, пловец, гимнаст и т.д.)
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: закрепить знания детей о предметах гигиены, учить различать личные и общие в пользовании предметы гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Материал: карточки с картинками (шампунь, мыло, расческа и т.д.) Ход: ребенок называет предметы, которыми могут пользоваться все члены семьи и предметы, которые предназначены для личного пользования. Предложить посчитать, сколько раз в день ребенок пользуется тем или иным предметом, в каких случаях он это делает и для чего (не попали в организм микробы, не заболеть).
Дидактическая игра «Вредная и полезная еда»
Цель: закреплять представления детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Учить осознано подходить к своему питанию. Материал: карточки с изображением продуктов питания, готовых блюд. Ход: дети выбирают себе карточку, рассматривают ее и рассказывают, какая еда, изображенная на картинке полезна для здоровья, а какая наносит вред. Остальные дополняют (обращать внимание детей на способ приготовления).
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
Цель: формировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Материал: картинки с «неправильными» изображениями режимных моментов. Ход: ребенок рассматривает картинку и рассказывает об «ошибках» художника, а также о вреде для организма, когда нарушается его внутренний распорядок.
Дидактическая игра «Кубик»
Цель: закреплять знания детей о правильном режиме дня, о его последовательности и необходимости для здоровья. Материал: кубик, на гранях которого картинки, изображающие режимные моменты. Ход: ребенок бросает кубик и называет, выпавший режимный момент, а также время суток, предшествующий и последующий шаг в режиме.
Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо".
Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача: Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры:
выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Демонстрационный материал:
Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы. Ход игры:
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о предметах гигиены, учить объяснять необходимость этих предметов для здоровья человека. Материал: мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды.
Ход игры: Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Лото «Витамины»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о витаминах А, В, С, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для организма человека. Материал: карточки лото с изображением продуктов питания. Ход игры: участники игры берут себе большие карты-поля, ведущий показывает карточки с изображением продуктов, ее забирает тот у кого на поле есть этот продукт. Усложнение: сказать для чего полезен этот витамин.
Дидактическая игра «Режим»
Цель: формировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Материал: карточки с изображением сцен из жизни детей в детском саду. Ход: ребенок берет себе карточку, рассматривает ее и описывает что изображено на карточке, затем называет часть суток, когда это нужно делать.
Дидактическая игра « Полезные и вредные продукты»
Цель: закреплять представления детей о значении продуктов питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Материал: продукты или карточки с изображением, две корзины с синим и красным (запрещающим) бантами. Ход: дети отбирают продукты (карточки) полезные и вредные в разные корзины, объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. Материал: бумажные куклы и наборы различной одежды, картинки с изображением времен года (пейзажи с различной погодой). Ход: ведущий показывает картинку (пейзаж) и предлагает детям одеть кукол в соответствующую одежду. Усложнение: одень кукол для определенной цели: день рождения, спортивный праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр для старших дошкольников, способствующих формированию привычки к ЗОЖ через ознакомление со своим организмом.
Предложенные дидактические игры помогут обогатить представления старших дошкольников об органах и системах человеческого организма,о полезных и неполезных для здоровья продуктах, об опасных предметах,...
Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников
Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...
Картотека дидактических игр для старших дошкольников по воспитанию гуманного отношения к сверстникам
Содержание игр направлено на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других....
Картотека дидактических игр для старших дошкольников по формированию представлений о семье
Мама, папа, я - дружная семья! Но не надо забывать про остальных родственников: сестёр и братьев, бабушек и дедушек, дядей и тётей. Они тоже часть вашей большой и дружной семьи. Но нельзя забывать и о...
Картотека дидактических игр для старших дошкольников, способствующих формированию привычки к ЗОЖ через ознакомление со своим организмом.
Предложенные дидактические игры помогут обогатить представления старших дошкольников об органах и системах человеческого организма,о полезных и неполезных для здоровья продуктах, об опасных предметах,...