Проект "Ягоды лесные и садовые"
проект (подготовительная группа)
Проектная деятельность с детьми с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yagody_lesnye_i_sadovye.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Управление образования Администрации муниципального образования –
Городской округ Жуковский
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида №23
Проектная деятельность
по познавательно-творческому развитию
с воспитанниками
подготовительной группы № 12 (ТНР)
по теме
«Ягоды лесные и садовые»
Ответственные:
Крогульская Е.А. – учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Ноздрина И.А. – воспитатель высшей
квалификационной категории
Зоткина О.А. – воспитатель высшей
квалификационной категории
г.о. Жуковский
2022 г.
Проект «Ягоды лесные и садовые»
Типы и виды проекта:
по видам деятельности: познавательно-творческий;
по составу участников и их объединению: групповой, с привлечением родителей;
по срокам проведения: краткосрочный.
Срок реализации: сентябрь 2022 г.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы № 12 (16 человек);
- педагоги (3 человека);
- родители (32 человека).
Актуальность проекта:
Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) к 6-ти годам в недостаточной степени имеются представления о разнообразии ягод, о том, где и как они растут, об их пользе. Знания и представления детей о ягодах отрывочны, противоречивы и поверхностны. Чтобы знания воспитанников были более обширными, необходимо не только познакомить детей с ягодами, но и научить владеть общими понятиями, уметь описывать растение, а также максимально обогатить знания и представления о различных ягодах (садовых, лесных, ядовитых), их свойствах, пользе для природы и человека; развивать связную речь, творческие способности, экспериментальную деятельность.
Цель проекта: формировать представление детей о многообразии ягод средствами разных видов деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие:
- расширить и обобщить знания воспитанников о садовых, лесных и ядовитых ягодах;
- формировать у детей представления о пользе и вреде ягод.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
- способствовать повышению речевой активности детей;
- развивать творческое мышление в создании образа ягод (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательное восприятие;
- способствовать развитию познавательной активности, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе;
- воспитывать уважительное отношение к труду людей, которые разводят, ухаживают за ягодниками, собирают и заготавливают ягоды;
- приобщать родителей воспитанников к совместной творческой деятельности с детьми.
Гипотеза:
Знания детей о разнообразии ягод, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.
Проблема: недостаточные знания детей о ягодах.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
- повысится уровень профессионального мастерства;
- будут заложены основы партнерских отношений с родителями воспитанников.
Для детей:
- обогатятся знания детей о садовых, лесных и ядовитых ягодах;
- сформируются представления о пользе и вреде ягод;
- сформируется бережное отношение к окружающей природе;
- обогатится словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, связная речь будет обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями;
- разовьется желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
- повысится речевая активность;
- разовьется творческое мышление в создании образа ягод;
- разовьется мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторная координация, осязание и тактильно-двигательное восприятие, познавательна активность, мышление, воображение, фантазия, творческие способности и коммуникативные навыки;
- сформируются умения отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной);
- у детей будет наблюдаться бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.
Для родителей:
- родители воспитанников будут приобщены к совместной творческой деятельности с детьми;
- родители воспитанников получат модель творческого взаимодействия с детьми и педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам трудового воспитания и воспитания здорового образа жизни своих детей.
План реализации проекта:
I этап. Подготовительный
- Определение темы исследования.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Подобрать методическую литературу по данной теме.
- Разработать конспекты занятий, экскурсий.
- Подобрать детскую художественную литературу, настольно – печатные и дидактические игры.
- Подобрать репродукции картин; иллюстрации, фотографии, плакаты о ягодах; муляжи ягод.
- Подобрать пословицы, поговорки, рассказы, стихи, загадки, пальчиковые гимнастики, физминутки, упражнения на координацию речи с движением о ягодах.
- Подготовить материалы для продуктивной деятельности (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
- Подобрать аудиозаписи: песни о ягодах.
- Изготовить разрезные картинки по теме «Ягоды».
- Оформить презентации:
II этап. Реализация проекта
Познавательное развитие.
- Цикл наблюдений на огороде за клубникой.
- Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай ягоды», «Каких ягод больше?», «Которая по счёту?», «Расположи ягоды от самой большой до самой маленькой» и т.д.
- Дидактические игры «Собери картинку», «4-й лишний», «От какого кустика ягода», игры с ягодами «Дорожка из ягод».
- Просмотр презентаций: «Садовые ягоды», «Лесные ягоды».
- Исследовательская деятельность: «Окрашивание при помощи ягод», «Волшебное превращение», «Свойства ягодки».
- Рассматривание ягод на иллюстрациях в книгах, энциклопедиях, журналах.
- Рассматривание образцов хохломской росписи с растительными узорами «Ягоды».
Речевое развитие:
- Речевые игры: «Узнай по описанию», «Расскажи-ка», «Один-много», «Подбери признак», «Подбери родственные слова», «Чего не стало?», «Чего много?», «Какой? Какая? Какое?», «Посчитай – 1 – 2 – 5».
- Отгадывание загадок.
- Чтение и заучивание наизусть стихотворений о ягодах.
- Рассматривание репродукций картин: Николая Рачкова «Девочка с ягодами», Василия Тимофеева «Девочка с ягодами» и составление описательных рассказов по ним;
- Чтение К. Ушинский «Четыре желания»; В. Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква» (из книги «Лесная мозаика»), Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»; М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
- Беседы с демонстрацией иллюстраций: «Садовые и лесные ягоды», «Осторожно – ядовитые ягоды!», «Путешествие в сад».
- Ситуативные беседы:
Социально – коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Магазин», «Хозяюшки», «Найди ягодке пару», «Съедобное - несъедобное», «Сложи картинку», «Назови ягоды садовые».
- Настольные игры: «Лото».
- Работа в парах по составлению разрезных картинок из 6 – 8 частей по теме.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование: «Гроздь винограда».
- Раскрашивание картинок с изображением ягод.
- Аппликация: «Кустик клубники».
- Пластилинография: «Веточка красной смородины».
- Лепка: «Угощение для куклы».
- Музыка: прослушивание песни «Подарки лета», «Ягодка-малинка» (хороводная).
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Назови ягоду» (с мячом), «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги», «Мы по ягоды пойдем», «Медведь в малиннике».
- Физкультминутки и упражнения на координацию речи с движением: «А в лесу растёт черника», «За малиной», «По ягоды», «Лето».
- Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», «Мы корзиночки несём».
Трудовое воспитание:
- Выращивание клубники на огороде детского сада.
III этап. Итоговый
- Детские презентации о ягодах.
- Видеоролик.
- Презентация проекта.
Взаимодействие с родителями:
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности.
- Папки-передвижки «Осторожно – ядовитые ягоды!», «Польза и вред ягод для детей».
- Оформление для родителей стенда с детскими творческими работами по теме проекта.
- Подготовка фотографий по теме для презентации.
- Рекомендация родителям художественной литературы по теме для прочтения.
- Презентация для родителей и детей дошкольного возраста
(на сайте в контакте). - Предложить родителям воспитанников создать презентацию про ягоду (у каждого воспитанника своя ягода).
Продукт проекта:
- Детские презентации о ягодах.
- Презентация проекта.
- Видеоролик.
Анализ работы над проектом
В ходе проекта дети научились владеть общими понятиями, описывать растение, используя в речи прилагательные, наречия и глаголы, а также максимально обогатились знания и представления о различных ягодах (садовых, лесных, ядовитых), их свойствах, пользе для природы и человека, ее использовании в личных целях, в медицине; развилась связная речь, творческие способности, воспитанники научились наблюдать за ягодами. Научились замечать и любоваться красотой ягод в разное время года, передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме.
Укрепилось сотрудничество детей и педагогов с родителями.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Список используемой литературы
- Вера Деркунская: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – ФГОС. Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 208 с.
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
- Дорофеева А. «Ягоды садовые». Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»; М.; Мозаика-Синтез, 2009.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с. (развитие и воспитание дошкольника).
- Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – ил.
- Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы, ягоды, деревья, грибы. – Издательство: Владос, 2015 г. – 71 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 528 с.
- Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. — СПб.: КАРО, 2014.— 160 c.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2016 - 368с.:
- Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик ДОМ. ХХI век, 2009. – 186 с. – («Азбука развития»).
- Шорыгина Т.А. «Ягоды. Какие они»; М.; Мозаика-Синтез, 2011.
Интернет-ресурсы:
- Загадки про ягоды для детей 5-7 лет с ответами https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-pro-jagody-dlja-detei-5-7-let-s-otvetami.html
- Физкультминутки про ягоды https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-yagody.html
- Ягоды на картинах художников. Ягодная живопись. https://yavarda.ru/yagoda.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема "Ягоды лесные и садовые"Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.
В данной презентации подобраны упражнения по лексической теме "Ягоды". При выполнении предложенных упражнений у ребёнка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной...
Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"
Закрепить понятие детей о лесных и садовых ягодах....
экологический проект "ЯГОДЫ ЛЕСНЫЕ И САДОВЫЕ"
формировать представление деей о ягодах лесных и садовых...
Электронное пособие "Лесные и садовые ягоды"
При помощи этого пособия педагог может познакомить ребенка с названиями и видом ягод, где они произрастают, что можно приготовить из ягод; формировать навыки словоизменения и словообразования, употреб...
Лесные и садовые ягоды
Презентация для дошкольников...
Проект Познавательно – творческий на тему: «Лесные и садовые ягоды» с детьми 4-5 лет
Паспорт проекта Вид проекта: познавательно - творческий.Тип проекта: информационно-творческий. Продолжительность проекта – краткосрочныйОбъект исследования – лесные и садовые яго...
Ягоды: лесные и садовые
Занятие-презентация по развитию речи по теме: Ягоды - лесные и садовые....