Методы обучения и воспитания в детском саду
методическая разработка

применение методов обучения и воспитания в работе воспитателя детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы обучения дошкольников имеют свою специфику.

Обычно методы обучения классифицируют по источнику получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в практической игровой  деятельности, конечно. 

В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:

1. наглядные;

2. словесные;

3. практические методы.

Наглядные методы и приемы

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях  использую  наглядные методы и приемы, которые обеспечивают  высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, необходимо перед ребенком поставить цель для созерцания.

Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики .Например:

на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;

на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;

на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;

на занятия по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;

на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам:

на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;

на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях  не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

предметы, натуральные объекты;

предметные или дидактические картинки;

книжные иллюстрации;

репродукции;

макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

-демонстрация предметов;

-демонстрация способа выполнения действий;

-демонстрация иллюстраций и репродукций, этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) иликомпьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.


Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п.

Выделяют четыре основных метода:

упражнения— это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения.

Эксперимент

В детском саду практикую  самые различные опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Благодаря такому методу у детей формируется наглядно-действенное мышлением.

Моделирование

 Этот метод  основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком.  Использую предметныемодели(игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе  игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр  включает такие методические приемы:

инсценизация;

загадывание загадок;

введение соревновательных элементов;

организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Словесные методы и приемы

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия  можно вызвать у детей эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.  

Рассказ или чтение

Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь  учебный материал в образную форму.

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Беседа — диалогический метод осуществления познавательной деятельности. Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме.

Можно использовать такие виды бесед:

познавательная;

этическая;

вступительная;

обобщающая.

В ходе беседы  ребенок имеет возможность поделиться своим мнением и опытом со всем коллективом. Беседы можно проводить после прослушивания литературного произведения или просмотра видеофильма. Беседы являются обязательным структурным элементом экскурсий и прогулок.

Словесные методические приемы широко применяю в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся:

речевой образец —  даю  образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;

повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);

постановка вопросов —  обращаюсь к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

-объяснение

-указание

При изолированном применении словесных методов в работе  они имеют низкую эффективность. Необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это будет способствовать развитию речи детей, творческого воображения, познавательной активности.

На занятиях с детьми  рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.

        

Наименование образовательного метода

Цель использования образовательной технологии/ методов

Результат

использования

Ссылка на электронный ресурс, отражающий систему работы педагога

Наглядный

1.Утреннее приветствие

2.Правила группы.

3.Сезонные макеты

4.Праздничные и тематические газеты

5.Видеоролики о жизни группы

1.Создание эмоционального настроя в группе.

2.Закрепление правил безопасного поведения в группе.

3.Закрепление знание о сезонных изменениях в природе.

4.Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

5.Просвещение родителей о жизни группы

1.Хорошие эмоции на весь день.

2.Соблюдение детьми правил группы

3.Дети ориентируются в сезонных изменениях и обыгрывают макеты.

Активное участие родителей в жизни группы

Практический

1.Проект по ознакомлению детей с эндемиками озера Байкал.

2.Зкологический проект «Мусор разделяем – природу сохраняем»

3.Рисование нетрадиционными материалами

1.Закрепление знаний детей о растительном и животном мире Сибири. Знакомство с эндемиками  озера Байкал.

2. Формирование у детей знания о целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора.

3.Раширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования

1.Создание книги

2.Создание лэпбука.

Установка в группе контейнеров для сбора бумаги и пластика.

3.Оформление творческой выставки

Словесный

1.Беседы с детьми на различные темы

2.Чтение художественной литературы

1.Знакомство детей с окружающим миром, развитие связной речи и логического мышления детей.

2.Формирование интереса к чтению, воспитание нравственных ценностей.

1.Дети могут поддержать беседу на различные темы.

2.Участие детей группы в конкурсах чтецов

Игровые

1.Театрализованные игры

2.Использование дидактических и сюжетно – ролевых игр, изготовленных своими руками

3.Подвижные игры

4.Нейроигры

1.Развитие у детей интереса к театру, Способствовать раскрытию творческого потенциала детей.

2.Развитие всех психических процессов у детей группы.

3.Использование подвижных игр, как средство к оздоровлению детей.

4.Активизация мозговых процессов

1.Показ инсценировок сказок детям других групп.

2.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы.

Проведение мастер – класса для педагогов «Подвижные русские народные игры»

4.Всестороннее развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа обучения и воспитания в детском саду (средняя группа)

Данная программа составлена на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( ФГТ, Пр.№ 655 от 23.11.2009), программы " От рождения до школы" под ред.Н.Е.Верак...

Рабочая программа обучения и воспитания в детском саду средняя группа (программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)

Рабочая программа обучения и воспитания в детском саду средняя группа  (программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)...

Наглядные методы обучения физическим упражнениям в детском саду.

Здесь я вкратце хочу рассказать о наглядных методах обучения физическим упражнениям....

Рабочая программа обучения и воспитания в детском саду

Рабочая программаобучения и воспитания в детском садувторая младшая группа (программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)...

«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....

Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, ког...