Мастер - класс «Сказка - как метод нравственного воспитания младшего дошкольника»
методическая разработка
Мастер класс в рамках конкурса "Педагог -наставник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогический дуэт – 2020»
Педагог- наставник
Мастер - класс
«Сказка - как метод нравственного воспитания младшего дошкольника»
(Слайд 2)Цель мастер-класса: обновление педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и средств, в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраст со сказками.
Задачи мастер-класса:
• расширить знания педагогов о сказке, как средство нравственного воспитания дошкольников
• обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми
• познакомить с формой и методами знакомства детей со сказкой
(Слайд 3) Форма проведения:
Время проведения:
Участники: педагоги
Предполагается, что в процессе мастер-класса участники смогут расширить свои представления по данной теме, применить полученную информацию при проведении НОД с детьми в дошкольном учреждении.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
(Слайд 4)
Воспитательно - образовательные задачи:
• Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки понимать нравственный урок.
• Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой.
• Развитие активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
• Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.
(Слайд ..) Модель работы со сказкой – /это образец, на котором отрабатывается механизм работы педагога со сказочным материалом.- говариш/
Модель работы со сказкой:
1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка
4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.
Образовательный процесс осуществляется:
• в ходе непосредственно образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности.
ХОД:
Сегодня на примере одной сказки я покажу различные формы работы с детьми мл. дошк. Возраста.
Игр. Момент: Превращение (под муз.) выбрать участников Я надуваю мыльный пузырь (надувает), а вы подуйте на него (пузырь лопается) Пузырь лопнул, а вы превратились в малышей. Здравствуйте ребята!
#1050;артинка-ребус
Приглашаю вас в уже знакомую вам сказку. А в какую угадайте…внимание на экран.
(картинка : крыша от домика, лягушачьи глаза, мышкин хвост и т.д.)
(дети «думают», коментарии для педагогов)
Можно использовать не только картинку- ребус, но и пазл, кубики
Цель приёма: заинтересовать детей….и т.д.
#1044;.И: «Волшебный сундучок» для подгр. детей
Выберите героев этой сказки, выложите на стол.
(коментарии для педагогов)
Можно использовать фигурки для фланелеграфа, настольного театра, театр-карандаш (ложки, стаканчики), пальчикоый и мн.др.
Цель: воспитывать дружелюбие, выдержку, терпение. При этом дети учатся совместно, выполнять задание, развивать внимание, наглядное мышление,
3. Включение в расскзывание речевых игр-«опиши одним словом», «угадай, по описанию»; подвижных- «покажи, какая» «покажи как»
Цель: вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, поисковой активности; формируются навыки взаимодействия со сверстниками, заботливое отношение к окружающим.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка, какая? Света, «опиши одним словом» (маленькая, серенькая, и тд) .
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка. Женя, покажи как она прискакала?
Прискакала и спрашивает: Что спрашивает?
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик, Остановился и спрашивает, а у него от страха голос дрожит. Оля, как зайчик спрашивает?
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Айана, покажи какая лисичка
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
А сейчас, Лена, угадай кто к теремку прибежал серый, зубастый…(волк
Прибежал волчок — серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
4. игра: «Угадай по музыке»
Цель: воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев.
А кто живёт в теремке угадайте по музыке./ музыкальное сопровождение, дети отгадывают: мышка- норушка, лягушка- квакушка и т.д./
Вдруг идёт мимо…/музыка для медведя/Как ты думаешь, Нэля, кто идёт? /медведь /. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок — серый бочок,
Загоревали звери, жалко им стало свой теремок
#1069;тюд: «Горе»./дети изображают горе героев: вытирают глаза от слёз, брови сдвинуты, качают головой, пожалеть/
Цель: Вызвать сочувствие, побуждать к выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональное состояние героев
6. Игры-тренинги: Как померить всех животных? Использовать детские мерилки,….и т.п.
Цель: формировать очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир .
Тёплый лучик
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Померили всех животных, а вот где же они жить будут? /ответы детей/
7. Моделирование построить теремок для животных из больших модулей, конструктора, кубиков ит.д.
Цель:
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
8. Игра импровизация – является средством выражения, самореализации ребёнка. Привлечение других тетей. На новоселье теремка гости приходили, угощение приносили/петушки на палочке/. Песни, пляски заводили.
Цель: создать благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Спасибо, дорогие коллеги за активное участие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Перспективный план по социльно-нравственному воспитанию младших дошкольников.
План расписан по месяцам с целями и задачами....
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей....
семейные альбомы и книжки-малышки как метод нравственного воспитания младших дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.
Описание долгосрочного проекта по нравственному воспитанию в первой младшей группе "Любим Родину с пелёнок"....
Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БАРТО В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (В ПЕРВОЙ МЛАДШЕ ГРУППЕ)
Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они формируют пре...
Мастер-класс «Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах воды.Задачи:Объяснить детям такие явления как взаимодействие воды с бумагой, с деревомПознакомить со свойствами минеральной водыВызвать инт...